Педагогическое мастерство и культура учителя

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А.С. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умениях, на квалификации, по его мнению — это знание педагогического процесса, умение его построить, привести в движение.

По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство — это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог... И каждый из вас, молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора»[19].

Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Массовый педагогический опыт — это типичный опыт работы учреждения образования и отдельного педагога, который характеризует существующий уровень практики обучения и воспитания.

Слова «передовой педагогический опыт» употребляются в широком и узком смыслах (М.Н. Скаткин). В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Хотя его опыт может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но он является образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения.

К передовому опыту в более узком и строгом смысле относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригиналъности, то что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен, потому что он открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.

Между простым педагогическим мастерством и новаторством часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.

Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода инновации (нововведения), связанные как с частичными трансформациями в содержании образования и педагогических технологиях, так и с глобальными изменениями в сфере образования.

Учителя-мастера выгодно отличаются от немастеров прежде всего характером конструктивной деятельности. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет.

Коренным отличием структур знаний учителей-мастеров являются знание психологии детей и умелое применение методики преподавания благодаря этому знанию. В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»[20]

Что касается соотношения педагогического творчества и мастерства, то следует заметить, что они тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Здесь возможны разные их отношения. Например, устоявшееся мастерство без склонности к новым решениям и творчество как следствие дефицита общеизвестных решений при недостаточном мастерстве (у молодого учителя).

Итак, педагогическое мастерство может проявляться в деятельности педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, – это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов и отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

Профессиональная компетентность педагога, выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, составляет содержание педагогической культуры. Это понятие в последние годы все шире используется и разрабатывается педагогами.

Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. В ее «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога. Такое единство есть выражение гуманитарной культуры педагога, характеризующей цельность его облика.

Изучение биографий выдающихся педагогов (Я. А. Коменското, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) показывает, что именно их гуманитарная культура, проявляющаяся в широкой образованности, интеллигентности и высоком чувстве долга и ответственности служила основой зарождения гуманистических идей, прорывающих замкнутый круг привычных педагогических представлений и поднимающих теорию педагогики на новый уровень развития. Наивысшие результаты в педагогической деятельности поэтому связаны, как это ни парадоксально, с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать узко профессиональные вопросы с самых широких философских и социально-культурных позиций.

К концу ХХ века появился новый интегральныйсоциальный феномен, который B.C. Библер назвал «социумом культуры». Культура из маргинального явления общественной жизни все более сдвигается в эпицентр современного бытия, где одновременно существуют ценности восточной и западной культур, античные, средневековые, возрожденческие, просвещенческие и т.д. Культурные спектры имеют смысл по отношению друг к другу в диалоге нашего реального сегодняшнего сознания. Это проблема не только мышления, но и действительного бытия каждого современного человека. Человек ближайшего будущего будет поставлен перед необходимостью выбора своего социума культуры, в котором он и станет осуществлять свое духовное самоопределение.

В выборе такого социума и духовного самоопределения как раз и играет важную роль гуманитарная культура. Она характеризует, во-первых, внутреннее богатство личности, уровень развития ее духовных потребностей и способностей, а во-вторых, уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности. Гуманитарная культура по своей сути выражает гуманистические ценностные ориентации личности и выступает прежде всего как гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия.

Гуманитарная культура педагога – оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. Именно наличие такой культуры позволяет ему изучать и диагностировать уровень развития учащихся, понимать их, вводить в мир культуры, организовывать духовно насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации.

Высокий уровень профессионализма педагога, его педагогической культуры не возможен без освоения фонда культурной информации. Специфика педагогического образования поэтому в том и состоит, что оно должно быть направлено прежде всего на широкую общекультурную подготовку будущего учителя-воспитателя. Благодаря ей будущий педагог погружается в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусства, способов деятельности во всем их многообразии.

Вопросы и задания

1. Дайте понятие профессиональной компетентности педагога.

2. Подготовьте схему модели профессиональной компетентности педагога.

3. Что собой представляет квалификационная характеристика педагога?

4. Какие компоненты педагогической деятельности требуют от учителя теоретической готовности?

5. Назовите педагогические умения, характеризующие теоретическую готовность учителя.

6. Какие компоненты педагогической обусловливают практическую готовность педагога?

7. Назовите педагогические умения, составляющие содержание практической готовности учителя.

8. В каком соотношении находятся: профессиональная компетентность педагога и его педагогическая культура; профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя; педагогическое мастерство и педагогический опыт; педагогическое мастерство и творчество учителя?

9. Что такое гуманитарная культура педагога?

10. Подготовьте реферат: «Педагогическая культура учителя и ее развитие».

Рекомендуемая литература

Диденко В.Н. Введение в педагогическую деятельность. – Смоленск, 2005.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.; 2004.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.

Кондратенков А.Е. Педагогика в картинках реальной жизни. – М, 1993.

Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов-на-Дону, 1997.

Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1991.

Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

Педагогическая антропология / под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. – Ставрополь, 2006.

Профессиональная культура учителя / под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.

Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – Ставрополь, 2007.


Наши рекомендации