Обеспеченность школ специалистами сопровождения в 2010-2011 учебном году.
Мониторинг обеспеченности школ специалистами сопровождения показывает, что в 22 школах из 26 есть социальные педагоги, в 20 – психологи и только в 17 логопеды.
Специалист | % обеспеченности школ | Кол-во школ |
Психолог | 80,0 | |
Логопед | 68,0 | |
Социальный педагог | 88,0 |
Обеспеченность дошкольных образовательных учреждений специалистами сопровождения в 2010 -2011 учебном годусвидетельствует о том, что лучше всего дошкольные учреждения обеспечены учителями-логопедами (в 30 из 33 функционирующих), две трети дошкольных учреждений обеспечены психологами.
Специалист | % дошкольных учреждений | Кол-во дошкольных учреждений |
Психолог | 66,7% | 22 из 33 |
Логопед | 90,9 % | 30 из 33 |
Социальный педагог | - | |
Дефектолог | 2 из 2 |
В целом, за последние три года наблюдается отрицательная динамика в обеспеченности образовательных учреждений специалистами сопровождения и в школах, и в дошкольных учреждениях, что не может не отразиться на качестве сопровождения.
Обеспеченность образовательных учреждений (школ и детских садов) специалистами сопровождения за 2 последних года
Учебный год | Количество специалистов сопровождения | ||
психологов | логопедов | социальных педагогов | |
2009-2010 | |||
2010-2011 |
Анализ данных за 2009 - 2010 и 2010-2011 учебные годы показал, что имеет место снижение количественных и качественных показателей сопровождения детей в образовательных учреждениях. В школах количество сопровождаемых детей снизилось с 475 до 390 (на 85 детей), снизилось количество учащихся, сопровождаемых консилиумами с 361 до 253 (на 108) детей с положительной динамикой, с 67 до 97 увеличилось количество детей, не показавших никакой динамики по результатам сопровождения.
В дошкольных учреждениях количество сопровождаемых тоже снизилось с 356 до 246 (на 110 детей), из них количество детей с положительной динамикой снизилось на 111 (с 325 до 214), с 1 до 10 изменилось количество детей с отрицательной динамикой.
На территории Чайковского муниципального района есть муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр диагностики и консультирования «Камертон», располагающий специалистами в области психологии и специальной (коррекционной) педагогики, которые оказывают методическую помощь специалистам образовательных учреждений, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья в форме консультаций, реализации коррекционных программ, семинаров для председателей психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений: «Деятельность учителя-логопеда в консилиуме школы», «Деятельность специалистов сопровождения и ведение документации психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения», «Организационно-педагогическая деятельность в классе компенсирующего обучения», инструктажа для председателей консилиумов «Подготовка пакета документов для представления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию».
На территории района осуществляется повышение квалификации педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, учителей-логопедов, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и педагогов образовательных учреждений по реализации программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7, 8 вида.
Центром информационно-коммуникационных технологий организуется деятельность профессиональных сообществ педагогов коррекционных учреждений.
В 2009-2010 учебном году активно действовало районное методическое объединение педагогов школ VIII вида и классов компенсирующего обучения. Продуктивно работала проблемная группа «Организация коррекционно-развивающей работы в школе 8 вида», организованная на базе коррекционной школы № 5. Деятельность проблемной группы была направлена на освоение коррекционно-развивающих методов и технологий в обучении и воспитании детей коррекционных учреждений. В центре обсуждения вопросы организации проектной и исследовательской деятельности, повышение учебной мотивации через активные формы обучения, организация и содержание коррекционно-оздоровительной работы, организация воспитательной деятельности, организация личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Проблемная группа объединила педагогов не только коррекционных школ нашего района, но и всего южного куста. В рамках проблемной группы был организован и проведен фестиваль проектных работ учащихся с элементами исследования «Я – исследователь».
Создаются условия для педагогов коррекционных школ для участия в конкурсах профессионального мастерства. В 2009-2010 учебном году в муниципальном конкурсе методических и дидактических средств обучения была выделена отдельная номинация «Специальное (коррекционное) образование», в которой представили свои методические наработки 7 педагогов коррекционных школ. В муниципальном конкурсе интегрированных уроков «Урок +» приняли участие 5 педагогов.
Организуется методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов коррекционных школ через индивидуальное консультирование и помощь в оформлении инновационных программ. В 2010-2011 учебном году успешно защитилась на экспертно-методическом совете творческая группа педагогов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 5, статус авторизованной присвоен программам по предметам: чтение, письмо, счет, хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания, физическая культура и лечебная физическая культура, трудовое обучение (в швейной мастерской, в слесарной мастерской), социально-бытовая ориентировка для учащихся 9 класса с глубокой умственной отсталостью («Особый ребенок»).
Налаживается взаимодействие с партнерами, которые могут оказать квалифицированную помощь в наращивании профессиональной компетентности педагогов. Выстроено взаимодействие с лабораторией специального (коррекционного образования) Пермского краевого института повышения квалификации работников образования. Педагоги коррекционных школ смогли принять участие в дне открытых дверей лаборатории и получить тематические консультации. Появились новые партнеры, которые приняли участие в межрегиональной научно – практической конференции, которая состоялась на базе Фокинской коррекционной школы:
· кафедра неврологии педиатрического факультета Пермской государственной медицинской академии;
· кафедра сценической речи Пермского государственного института культуры;
· институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики.
Организуется курсовая подготовка педагогов коррекционных учреждений. За прошедший год 33 педагога Фокинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида и педагоги коррекционных школ южного куста Пермского края прошли курсовую подготовку по теме: «Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением интеллекта». 6 педагогов специальной (коррекционной) школы № 5 в 2010 году прошли дистанционное обучение при Научно-методическом центре «Развитие и коррекция» по программе «Формирование основных социальных навыков ребенка- инвалида в условиях семьи, детских домов-интернатов, реабилитационных центров, специальных (коррекционных) школ».
Проводятся районные мероприятия (конференции, семинары, конкурсы педагогического мастерства и другие) для педагогов и специалистов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивается участие специалистов в мероприятиях краевого и федерального уровня:
- Краевая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы мультидисциплинарного подхода к сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья», 02.12.2009 г.;
- Всероссийская научно-практическя конференция с международным участием «Актуальные проблемы логопедии: теория и практика» (заочное участие), 17-18 мая 2010 г.;
- Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные подходы к диагностике, коррекции и развитию когнитивных функций у детей» 17.04.2010 г. на базе Фокинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида;
- Краевая научно-методическая конференция «Образовательный и коррекционно-реабилитационный потенциал дифференцированной и инклюзивной систем образования в Пермском крае на современном этапе: достижения, проблемы, перспективы», 28.04.2010 г.
Ведется опытно-экспериментальная деятельность в области специального (коррекционного) образования в дошкольных учреждениях. В детском саду № 17 с 2002 года по настоящее время реализуется проект «Группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья», «Консультативный пункт для родителей воспитанников со сложной структурой дефекта», внедряется программа «Путешествие в страну Здравию» по организации физкультурно-оздоровительной и социально-трудовой деятельности детей с детским церебральным параличом от 3-х до 7 лет» (2008-2010 г.г.).
В системе образования района работают педагоги, обобщившие опыт обучения, воспитания, сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на федеральном и краевом уровнях (дошкольные учреждения детские сады: № 17, № 30, № 15, Фокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5). Имеются публикации педагогов в сборниках статей: Актуальные проблемы мультидисциплинарного подхода к сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья, 2010 г., Образовательный и коррекционно-реабилитационный потенциал дифференцированной и инклюзивной систем образования в Пермском крае на современном этапе: достижения, проблемы, перспективы», 2010 г., Организация, мониторинг и экспертиза здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения, 2010 г. и другие.
Однако, несмотря на проводимую методическую работу как на муниципальном, так и институциональном уровнях, сохраняется необходимость организации повышения квалификации педагогов, обучающих детей по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения 7 вида.
Осуществляется взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями других ведомств: центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, центр восстановительного лечения при Центральной городской больнице, Чайковский государственный институт физической культуры, профессионально- педагогический колледж, музей, Центральная городская библиотека, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Краевой центр психолого-социально-педагогического сопровождения, Комиссия по делам несовершеннолетних, Координационный совет по делам инвалидов при администрации Чайковского муниципального района, Государственное учреждение здравоохранения «Краевой специализированный дом ребенка №3», Чайковская муниципальная общественная организация родителей детей инвалидов и молодых инвалидов «Ласточка», территориальное управление Министерства социальной защиты населения.
Проблемный анализ ситуации:
1.Увеличение количества детей-инвалидов, обучающихся на дому в Чайковском муниципальном районе, количества детей с рекомендациями 4, 6, 7, 8 вида, увеличение диапазона различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья требуют увеличения количества специалистов сопровождения. Но фактически имеет место уменьшение их количества в образовательных учреждениях.
2. При наличии нормативной базы международного, федерального и регионального уровней, регламентирующей функционирование системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, на уровне муниципального района нормативная база является недостаточной.
3. Условия, имеющиеся в образовательных учреждениях, являются недостаточными для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов:
- отсутствие лицензии на реализацию программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений в большинстве общеобразовательных учреждений;
- недостаточная квалификация педагогов для реализации программ коррекционных учреждений, отсутствие стимулирования;
- психолого-медико-педагогические консилиумы функционируют не во всех учреждениях из-за отсутствия специалистов;
- материально-техническая база требует совершенствования (отсутствие специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: надлежащих средств, недоступность учебных помещений, необходимое оборудование и другое).
4. Деятельность по выявлению и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, как на институциональном, так и на муниципальном уровнях, не охватывает все категории детей, нуждающихся в этом:
- в образовательных учреждениях недостаточно отслеживается качество работы по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья;
- в ряде случаев сопровождение осуществляется формально;
- психолого-медико-педагогическая комиссия работает на временной основе и недостаточно оснащена диагностическим инструментарием.
5. Недостаточное взаимодействие образовательных учреждений с органами здравоохранения, социальной защиты и других ведомств по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья и оказанию им психолого-педагогической помощи. Необходимо обеспечить консолидацию усилий государственных и общественных организаций, преемственность их деятельности.
В целом, противоречие заключается в несоответствии состояния специального (коррекционного) образования Чайковского муниципального района требованиям нормативных документов федерального и регионального уровней и не в полной мере удовлетворяет потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Преодолеть это расхождение можно, развивая систему специального (коррекционного) образования, создавая условия для подлинного интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основным отличием интегрированного образования от инклюзивного является то, что интегрированное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по разным образовательным программам, соответствующим их возможностям.
«Обычное» образование нацелено на обычных детей, предполагает обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование предполагает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученикас помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, что необходимо ученикам и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает «особому» ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества в процессе реализации его особых образовательных потребностей.
Интеграцию следует рассматривать как один из шагов перехода к инклюзии в образовании. Хотя это не всегда и необходимо, так как для некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья может быть более целесообразна интеграция, которая также способствует успешной адаптации в обществе. Поэтому каждая школа ставится в условия необходимости определения в зависимости от наличия в контингенте обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, какая она: интегрированная, инклюзивная, массовая общеобразовательная или специальная (коррекционная).
Цель проекта -обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи проекта.
1. Дополнить нормативную базу, регламентирующую функционирование системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, на уровне муниципального района. Разработать и нормативно закрепить принципы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Организовать работу по созданию условий для развития интегрированного и инклюзивного образования в образовательных учреждениях Чайковского муниципального района (лицензирование, подготовка кадров, программное обеспечение, материально-техническая база).
3. Создать и апробировать модель взаимодействия образовательных учреждений с органами здравоохранения, социальной защиты и других ведомств по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья и оказанию им необходимой психолого-медико-педагогической помощи.
4. Обеспечить создание (инициировать) комплексной системы диагностики и психолого-медико-педагогического сопровождения на уровне образовательных учреждений с целью адаптации, реабилитации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Участники проекта:
- руководители и педагоги и специалисты образовательных учреждений,
- специалисты отделов Управления общего и профессионального образования,
- специалисты Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центра информационно-коммуникационных технологий», Центра диагностики и консультирования «Камертон».
План реализации:
1. Подготовительный этап (2010 -2011 учебный год):
Мероприятие | Сроки | Ответственный |
Изучение нормативных документов, специальной литературы по теме «Инклюзивное образование» | 2010-2011 учебный год | Участники проекта |
Инструктаж для председателей психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений | 16.09.2010 г. | Каменских Н.А., Енаторова Г.И., Пирожникова Л.А. |
Анализ статистической информации по численности детей-инвалидов, обучающихся на дому, деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов | Август-сентябрь 2010 г. | Пирожникова Л.А. |
Анализ результатов деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в динамике за последние 5 лет | Август-сентябрь 2010 г. | Пирожникова Л.А. |
Аппаратное совещание Управления общего и профессионального образования «О выполнении решений коллегии Управления общего и профессионального образования «Совершенствование коррекционно-развивающей деятельности с детьми, требующими особого внимания в образовательных учреждениях разных типов и видов» от 18.11.2009 г. | 15.10.2010 г. | Пирожникова Л.А. |
Подготовка проекта приказа о создании проектной группы по развитию системы образования детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов | 20.10.2010 г. | Пирожникова Л.А. |
Организация работы проектной группы (рабочие встречи 1раз в 2 недели) | 2010-2011 учебный год | Пирожникова Л.А. |
Организация инспекторской проверки «Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация деятельности консилиума образовательного учреждения» (разработка плана-задания, проект приказа, выход в ОУ, подготовка итогового документа) | 22.11.-03.12.2010 г. | Пирожникова Л.А. Каменских Н.А. Енаторова Г.И. |
Участие в реализации краевого проекта по обучению детей-инвалидов дошкольного возраста на дому | По плану Министерства образования | Ширинкина Г.Н. Отдел дошкольного образовния |
Подготовительная работа, начало реализации федерального проекта по дистанционному обучению детей-инвалидов школьного возраста | 2010-2011 г.г. | Колегова Е.П. |
Участие в краевой экспертизе эффективности системы специального (коррекционного) образования | декабрь 2010 г. | Управление общего и профессионального образования |
Консультация для руководителей общеобразовательных учреждений по вопросу получения лицензии на реализацию программ С(К)ОУ 7 вида | Январь-февраль 2011 г. | Отдел организационно-правовой и кадровой работы Управления общего и профессионального образования |
Экспертиза проекта на Экспертно-методическом совете Управления общего и профессионального образования | март 2011 г. | Пирожникова Л.А. |
Включение проекта в программу развития образования Чайковского муниципального района на 2012-2016 г.г. | 2011 г. | Сафонова Н.Г., начальник Управления общего и профессионального образования |
Обсуждение и согласование содержания проекта с руководителями образовательных учреждений | Декабрь 2010 г. – январь 2011г. | Пирожникова Л.А. |
Семинар для председателей консилиумов «Сопровождение детей, обучающихся по программе 7 вида в условиях общеобразовательного учреждения» | Декабрь 2010 г. | Енаторова Г.И. Каменских Н.А. |
Оптимизация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Подготовка ходатайства в администрацию ЧМР о необходимости создания комиссии на постоянной основе | 2010 г. 2011 г. | Начальник Управления общего и профессионального образования, председатель психолого-медико-педагогической комиссии |
Определение возможности научного сопровождения проекта | 2011 г. | Центр информационно-коммуникационных технологий, начальник Управления общего и профессионального образования |
Определение механизма комплектования Фокинской специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида | 2011 г. | Начальник Управления общего и профессионального образования |
Основной этап (2011 -2015 г.г.)
Мероприятие | Сроки | Ответственный |
Создание нормативной базы муниципального уровня по инклюзивному образованию | 2011 -2015 г.г. | Проектная группа, экспертно-методический совет, начальник Управления общего и профессионального образования |
Участие в реализации краевого проекта по обучению детей-инвалидов дошкольного возраста на дому | 2011- 2015 г.г. | Ширинкина Г.Н.; отдел дошкольного образования |
Реализация федерального проекта по дистанционному обучению детей-инвалидов школьного возраста | 2011 – 2015 г.г. | Центр информационно-коммуникационных технологий, Колегова Е.П. Руководители общеобразовательных учреждений |
Организация деятельности образовательных учреждений по раннему выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья с целью организации коррекционного сопровождения | 2011-2015г.г. | Руководители |
Проведение встреч с представителями других ведомств по обсуждению проблем выявления, организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и согласованию совместных действий (включая возможность создания коррекционных классов) | 2011-2012 г.г. и по мере необходимости | Начальник Управления общего и профессионального образования, проектная группа |
Участие в работе координационного совета по делам инвалидов при администрации Чайковского муниципального района | По особому плану | Представитель Управления общего и профессионального образования |
Создание банка методических материалов, педагогического опыта по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, актуальным вопросам обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии | 2011 – 2016 г.г. | Проектная группа, Центр информационно-коммуникационных технологий, Центр диагностики и консультирования «Камертон», |
Пополнение электронного банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, обследованных психолого-медико-педагогической комиссией | Постоянно | Председатель психолого-медико-педагогической комиссии |
Отслеживание процесса лицензирования общеобразовательных учреждений по реализации программ коррекционного учреждения 7 вида | Постоянно, по мере лицензирования учреждений | Управление общего и профессионального образования |
Отслеживание внесения дополнений и изменений в Уставы образовательных учреждений по вопросам реализации коррекционных программ, нормативного закрепления возможности предоставления формы дистанционного образования | Постоянно | Управление общего и профессионального образования |
Организация курсовой подготовки педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья | 2011-2016 г.г. | Центр информационно-коммуникационных технологий, Руководители учреждений |
Методическое сопровождение процесса развития инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию курсов, семинаров, консультаций, мастер-классов, обмена опытом, организацию стажировок для педагогов | 2011-2016 г.г. | Центр информационно-коммуникационных технологий, Руководители общеобразовательных и коррекционных учреждений |
Организация и проведение семинаров для председателей консилиумов образовательных учреждений | Ежегодно | Специалисты Центра диагностики и консультирования «Камертон» |
Придание коррекционным учреждениям (школам и дошкольным учреждениям) функций консультационных центров для общеобразовательных учреждений по вопросам реализации коррекционных программ | 2012 г. | Руководители общеобразовательных и коррекционных учреждений |
Инициирование создания единичных проектов в образовательных учреждениях по инклюзивному образованию, экспертиза через экспертно-методический совет | 2011-2015г.г. | Руководители |
Мониторинг изменения численности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях | Ежегодно | Специалисты отдела дошкольного образования, отдела общего и дополнительного образования |
Мониторинг результативности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья | Ежегодно | отдел общего и дополнительного образования |
Мониторинг численности детей с общего и дополнительного образования, детей-инвалидов, посещающих учреждения дополнительного образования на территории района | Ежегодно | Отдел общего и дополнительного образования, руководители учреждений дополнительного образования |
Мониторинг деятельности консилиумов образовательных учреждений | Ежегодно, июнь | Председатель психолого-медико-педагогической комиссии |
Мониторинг результативности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-медико-педагогическими консилиумами учреждений | Ежегодно, июнь | Председатель психолого-медико-педагогической комиссии |
Мониторинг кадрового обеспечения процесса сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья | Ежегодно, сентябрь | Председатель психолого-медико-педагогической комиссии |
Мониторинг численности детей-инвалидов школьного возраста, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях, и дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения | Ежегодно | Председатель психолого-медико-педагогической комиссии |
Оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с различными патологиями, определение возможности их включения в процесс обучения | 2010-2015 г. | Специалисты Центра диагностики и консультирования «Камертон», психолого-медико-педагогическая комиссия, Управление общего и профессионального образования |
Реализация коррекционно-развивающих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений, Центра диагностики и консультирования «Камертон» | 2010-2015 г. | Образовательные учреждения, Центр диагностики и консультирования «Камертон» |
Организация контроля за деятельностью образовательных учреждений по созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья через инспекторские проверки | 2012г., 2016 г. | Управление общего и профессионального образования |
Контроль за деятельностью образовательных учреждений по организации индивидуального обучения, деятельностью психолого-медико-педагогических консилиумов, программного обеспечения процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья | 2011-2016 г.г. | Управление общего и профессионального образования |
Размещение материалов о ходе реализации проекта на сайте Управления общего и профессионального образования | По мере возможности и необходимости | Центр информационно-коммуникационных технологий, проектная группа |
Просветительская работа и пропаганда в средствах массовой информации идеи доступного и качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья | 2011-2016 г. | Руководители образовательных учреждений, специалисты Управления общего и профессионального образования, Центр диагностики и консультирования «Камертон» |
Корректировка плана реализации проекта | По мере необходимости | Проектная группа |
Представление промежуточных результатов реализации проекта на экспертно-методическом совете, аппаратном совещании Управления общего и профессионального образования, совещании руководителей образовательных учреждений | 2012 г. | Руководитель проектной группы |
3. Аналитический этап (2015 -2016 учебный год)
Мероприятие | Сроки | Ответственный |
Анализ материалов мониторинга реализации проекта | 2016 г. | Проектная группа, руководитель проекта |
Анализ достигнутых результатов, их сопоставление с ожидаемыми | 2016 г. | Руководитель проекта |
Оформление результатов реализации проекта | 2016 г. | Проектная группа, руководитель проекта |
Представление результатов реализации проекта педагогической общественности | 2016 г. | Руководитель проекта |
Ожидаемые результаты:
Задача | Критерий | Показатели |
1. Дополнить нормативную базу, регламентирующую функционирование системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на муниципальном уровне | 1. Наличие нормативных документов для реализации интегрированного и инклюзивного образования | 1. Принципы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; 2. Положение об инклюзивном классе; 3. Положение о порядке обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; 4. Новые функции коррекционных учреждений |
2.Организовать работу по созданию условий для развития интегрированного и инклюзивного образования в образовательных учреждениях Чайковского муниципального района | 1.Увеличение доли образовательных учреждений, имеющих лицензию на реализацию программ специальных (коррекционных) учреждений 7 вида. 2. Уставы образовательных учреждений предусматривают реализацию программ специальных (коррекционных) учреждений. | 100 % образовательных учреждений, в которых обучаются дети с рекомендацией программы 7 вида (по мере получения лицензий) Внесение дополнений в Уставы учреждений |
3. Повышение квалификации педагогов по реализации программ специальных (коррекционных) учреждений | 50 % педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья; | |
4. Программное обеспечение процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья | Для 100 % обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
5. Охват детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов системой образования | Отсутствие роста количества детей дошкольного и школьного возраста, не охваченных системой образования | |
6. Реализация права детей-инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания, на дистанционное образование | 100 % нуждающихся (в соответствии с планом Министерства образования Пермского края) | |
7. Организация обучения на дому детей-инвалидов дошкольного возраста (или выплата компенсации) | 100 % обратившихся | |
3. Создать и апробировать модель взаимодействия образовательных учреждений с органами здравоохранения, социальной защиты и других ведомств по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья и оказанию им необходимой психолого-медико-педагогической помощи. | 1. Организованное взаимодействие образовательных учреждений с внешними структурами по выявлению и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (здравоохранение, социальная защита, общество инвалидов, психолого-медико-педагогическая комиссия) | Модель взаимодействия Наличие соглашений (договоров) |
4. Обеспечить создание комплексной системы диагностики и психолого-медико-педагогического сопровождения на уровне образовательного учреждения | 1. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья | Увеличение процента детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих положительную динамику по результатам сопровождения |
2. Инициирование создания единичных проектов в образовательных учреждениях | Разработка. Экспертиза через Экспертно-методический совет и последующая реализация проектов на институциональном уровне | |
3. Толерантное отношение педагогов и обучающихся к детям с ограниченными возможностями здоровья | Отсутствие жалоб и обращений родителей и учащихся в Управление общего и профессионального обращования, вышестоящие организации | |
4. Организация деятельности мунииципальной психолого-медико-педагогической комиссии | Одна действующая на постоянной основе |
Риски:
- непринятие руководителями образовательных учреждений идеи инклюзивного образования, нежелание внедрения.
- формальный подход участников проекта к реализации (имитация деятельности);
- отсутствие финансового обеспечения реализации проекта;
- не все педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пройдут соответствующую подготовку;
- неэффективное межведомственное взаимодействие;
- отсутствие научного сопровождения.
Глоссарий:
Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Реабилитация -комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановле<