Проект: «Создание новой модели сопровождения педагога в ходе аттестации».
Авторы проекта: методист
Центра информационно-коммуникационных технологий
В.П.Шемякина,
начальник отдела организационно- правовой и кадровой работы Управления общего и профессионального образования
Т.П. Гребенкина
Сроки реализации проекта - 5 лет:
2011-2012гг. - разработческий этап;
2012 -2014гг. - экспериментальный (коррекция);
2014 - 2016гг.- внедренческий этап.
Постановка проблемы.
Общество заинтересовано в обновлении содержания образования. Образовательная инициатива «Наша новая школа» получает все большее развитие. В новой школе необходимы новые учителя. Где же взять новых учителей, из выпускников вузов лишь единицы идут работать в школы, проблема старения кадров становится все острее…
Изменить существующую систему аттестации педагогов предложило государство. И для того есть масса причин. Эта система действовала с 2000 года. Аттестационная процедура для педагога повторялась через 5 лет, на 2 категорию (институциональный уровень) аттестовывали в образовательном учреждении, на 1 категорию (муниципальный уровень) – в Управлении общего и профессионального образования, на высшую категорию (региональный уровень) – в Министерстве образования Пермского края.
По нашему мнению минусами этого регламента являются:
1. субъективный характер оценивания педагога, ориентация не на результат, а на авторитет педагога (у молодых педагогов мало шансов получить категорию);
2. аттестация использовалась некоторыми администраторами как рычаг давления на педагога;
3. бессистемная деятельность аттестуемых в межаттестационный период (как правило, активизация деятельности происходила в последний год перед аттестацией);
4. трудности в организации экспертных процедур;
5. несоответствие требований к аттестуемым требованиям к современному педагогу (устарели);
6. несовершенство нормативной базы: при действующем законе “Об образовании” не утверждены федеральные вариативные нормы и процедуры аттестации, соответственно, должны применяться их региональные аналоги;
7. критерии отнесения педагогических и руководящих работников к той или иной квалификационной категории не разработаны.
Важно, чтобы аттестация была ориентирована на результат, была объективной, носила систематический характер, подтягивала аттестуемых до уровня современного педагога.
Новую систему аттестации представили разработчики: Владимир Солдатов, руководитель Центра качества обучения Академии социального управления (по совместительству преподаватель в школе неоднократно подвергавшийся аттестации за 15 лет работы), и Александр Моисеев, проректор по научной работе Академии социального управления.
Появились новые нормы: 1) нет аттестации на 2 категорию; 2) есть соответствие занимаемой должности (для установления сдают экзамен в тестовой форме); 3) для аттестации на 1 категорию педагог выполняет тест и портфолио; 4) для аттестации на высшую категорию необходимо пройти тест или экзамен в ВШЭ и разместить портфолио на сайте: portfolio – edu.ru. Работающие в школах педагоги в мае 2010 года получили новый порядок аттестации, где к ним предъявлены более жесткие требования. Все это увеличивает напряженность в педагогической среде. Как возможно изменить ситуацию? Как помочь педагогам?
Проблема – напряженность в педагогической среде в связи с аттестацией, боязнь тестирования, отсутствие у педагогов знаний о новой системе аттестации, знаний о возможных ресурсах, которые можно использовать для этого.
Цель проекта:Обеспечение методического сопровождения педагога в ходе аттестации.
Задачи проекта:
1. выстроить систему подготовки к аттестации в межаттестационный период (на 1 и высшую категории) и для установления соответствия занимаемой должности;
2. разработать технологию экспертной оценки результатов профессиональной деятельности педагогических кадров (на 1 категорию);
3. разработать и совершенствовать методическое сопровождение аттестуемых в новой модели аттестации;
4. повысить культуру пользователя персональным компьютером у аттестуемых;
5. расширить спектр возможностей для непрерывного повышения квалификации педагогов (индивидуальная образовательная программа, индивидуальные проекты, систематическая работа с портфолио, посещение тематических курсов, членство в тьюторском клубе, работа в районных методических объединениях).
Рабочий план - график реализации проекта
№п\п | Название мероприятия | Срок проведения | Ответственный | Результат |
1. | Создание рабочей группы по разработке локальных актов по аттестации (на 1 кв. категорию) | До 15.10.2011г. | Гребенкина Т.П. Шемякина В.П. | Локальные акты, регламентирую-щие процедуру аттестации на 1 категорию |
2. | Создание экспертной группы по аттестации на 1 категорию | До 01.12.2011г. | Шемякина В.П. | Экспертные заключения |
3. | Разработка, апробация, корректировка экспертного инструментария в части показателей оценки профессиональной деятельности и индикаторов их раскрывающих | До 15.12.2011г. | Шемякина В.П. Рабочая группа | Экспертный инструментарий |
4. | Организация и проведение аттестации в соответствии с новым порядком аттестации | С 01.01.2012г.- 30.04.2014г. | Гребенкина Т.П. Шемякина В.П. Зам. директора, курирующие аттестацию педагогов | Комфортные условия для прохождения аттестации |
5. | Консультации по заполнению электронного портфолио | В течение года | Хакимова Ю.З.(по сог- ласованию) - для тех, кому в учреждениях нет возможности оказать помощь | Электронный портфолио, позволяющий аттестоваться педагогу на 1 и высшую категории |
6. | Консультирование аттестуемых (индивидуальное и групповое) | В течение года (согласно циклограмме методиста) | Шемякина В.П. | Успешная аттестация |
7. | Консультации по сайтостроению | Хакимова Ю.З. (по согласованию) | Наличие сайта у аттестующихся на высшую категорию | |
8. | Организация и проведение тестирования аттестуемых на 1 и высшую категории | Сроки сообщат представители методических объединений, предположительно ноябрь- декабрь | Шемякина В.П. Хакимова Ю.З. | Успешная аттестация |
Ожидаемые результаты.
1. Создание модели сопровождения педагога в аттестационный и межаттестационный периоды.
2. Каждый аттестуемый понимает суть аттестационных процедур и понимает, что ему следует изменить (нарастить) в себе, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям.
3. Разработка экспертного инструментария.
4. Аттестация 45 педагогов на высшую категорию (из 50 заявившихся).
5. Разработка личных сайтов педагогов.
Распределение зон ответственности:
Аттестуемый | - Заполняет бланки документов (заявление, 2 аттестационных листа); - заполняет портфолио в электронном виде (регулярно в течение 5 лет); - проходит тестирование. |
Заместитель директора, курирующий аттестацию в образовательных учреждениях | - сообщает педагогу о сроках аттестации; - консультирует по заполнению бланков документов и электронного портфолио; - пишет характеристику на аттестуемых на 1 и высшую категории и представление на соответствие занимаемой должности; - разъясняет педагогам новый порядок аттестации; - контролирует регулярность заполнения электронного портфолио. |
Методист Центра информационно-коммуницкационных технологий | - создает рабочую группу по созданию экспертного инструментария; - создает экспертную группу; - организует экспертизу портфолио на 1 категорию; - сопровождает педагогов в процессе аттестации: помогает качественно подготовить документы, оказывает консультационную поддержку аттестуемым; - координирует действия аттестуемых и экспертов, осуществляя между ними связь; - представляет педагогов на заседании Главной аттестационной комиссии |
Начальник отдела кадров и управления делами | - разрабатывает локальные акты, регламентирующие аттестацию на 1 категорию; - организует заседание аттестационной комиссии. |
Возможные риски:
1. отказ педагогов от прохождения аттестации из боязни тестирования;
2. трудности в организации тестирования (ввиду новизны процедуры);
3. неготовность работодателя принять финансовое участие в аттестации своего педагога.
Нивелирование рисков:
1. организовать для желающих пробное тестирование;
2. консультирование с представителями Министерство образования края;
3. проводить разъяснительную работу с администрацией школ.
Основные целевые показатели реализации проекта:
Наименование целевого показателя (целевых показателей) | Единица измерения | Промежуточное значение целевых показателей | Значение целевого показателя по итогам реализации проекта | Справочно: базовое значение целевого показателя на начало реализации проекта | ||||
По итогам 2012 года | По итогам 2013 года | По итогам 2014 года | По итогам 2015 года | По итогам 2016 года | ||||
Количество педагогов, аттестованных на первую и высшую категорию, прошедших экзамен на соответствие занимаемой должности | Процент от общего числа педагогов | Режим функционирования | Режим функционирования |
4.1.8. Проект «Введение федеральных государственных стандартов начального общего образования в Чайковском муниципальном районе до 2015 года».
Автор проекта:
методист Центра информационно-
коммуникационных технологий
Т.В. Фиалкина
Анализ ситуации
В Чайковском муниципальном районе 23 образовательных учреждения предоставляют услуги по начальному общему образованию. По данным отчета ОШ-1 в 12 городских школах обучается 3433 ученика в 132 классах – комплектах. В 11 сельских школах обучается 960 учеников в 67 классах (52 класса – комплекта), 3 начальные школы находятся в отдельных зданиях. В остальных образовательных учреждениях некоторая изолированность начальной школы достигается за счет выделения под начальные классы отдельных рекреаций или этажей.
Новые стандарты в обобщенном виде определяют нормативную модель образовательной системы начальной ступени общего образования, устанавливая требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к образовательному процессу;
- к условиям.
Таким образом, сравнив предложенную новыми стандартами обобщенную модель образовательной системы с существующей в Чайковском муниципальном районе, мы получили перечень необходимых изменений, которые позволят привести начальную школу в соответствие с нормативной моделью, определяемой Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования.
Анализ целей и результатов начального общего образования.
1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- метапредметным (универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия);
- личностным (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся);
- предметным (знания и умения, опыт творческой деятельности).
В данный момент, мы знаем, какой результат должны получить на выходе, но мы, не имеем достоверных данных о том, получаем ли мы личностные и метапредметные результатыв действительности. Личностные цели ранее ставились частично по отдельным направлениям. Например, принятие ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ним. Системного отслеживания не проводилось.
Метапредметные цели ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ.
В Чайковском муниципальном районе есть точечный опыт отслеживания метапредметных результатов. Изменено содержание и способ проведения интеллектуальных конкурсов, подходы к подготовке детей к данным конкурсам.
В основу заданий интеллектуальных конкурсов положены практические задачи. Апробировали новые подходы к оценке образовательных результатов на основе интеллектуальных конкурсов. Практическая (проектная) задача позволяет отследить сотрудничество, способы деятельности, определить какой процент знаний стал ресурсом у ребенка.
Но данный способ отслеживания метапредметных результатов применялся только для одаренных детей, участвующих в интеллектуальных конкурсах «Любознайка» и «Марафон знаний» и не дает общей картины по всем детям.
Учащиеся начальной школы Гимназии участвовали в экспериментальном тестировании и апробации тестов, направленных на отслеживание сформированности универсальных учебных действий и показали достаточно высокий уровень.
Предметные цели ставились системно, и предметные результаты учащихся фиксируются ежегодно через статистические данные успеваемости и качества знаний по школам, через мониторинговые исследования.
Результаты краевого мониторинга показывают достаточно высокий уровень обученности учащихся по предметам.
Наблюдается ситуация снижения качества знаний учащихся 1 ступени при сохранении стабильной успеваемости.
Учебный год | Успеваемость | Качество знаний |
2005-2006 | 99,1 % | 57,1 % |
2006-2007 | 99,2 % | 56 % |
2007-2008 | 99,2 % | 53,4 % |
2008-2009 | 99,2 % | 53,5% |
2009-2010 | 99% | 54,2% |
Актуальной остается проблема – оценка результативности начального образования и изменения способов контроля. По-прежнему сохраняется противоречие между провозглашаемыми целями и ожидаемыми результатами начального образования (умения учиться, способы деятельности, ключевые компетенции) и фактическим определением результативности по тестам, направленным на определение знаний, умений и навыков
Таким образом, становится очевиднымопределение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей и планируемых результатах. И модернизация системы оценивания начального общего образования
Анализ образовательного процесса.
В основе стандарта лежит системно – деятельностный подход.
В образовательном пространстве Чайковского муниципального района сложилось вариативное начальное образование. Проанализировав ситуацию, можно отметить положительную динамику по внедрению современных учебно-методических комплектов и развивающих систем.
В целом картина выглядит следующим образом:
Количество учащихся, занимающихся по данному комплекту в % о от общего количества:
Система Эльконина – Давыдова – 3%, система Занкова Л.В. – 8%, Гармония – 10%, Школа 2100 – 29%, Перспективная начальная школа – 29%, Начальная школа 21 века – 1%, Классическая начальная школа и Школа России – 19%, Планета знаний – 1 %.
При этом в концепциях подчеркнутых учебно-методических комплектов заявлен деятельностный подход как основной, что позволяет реализовывать цели и достигать результатов, заложенных в стандартах второго поколения. Таким образом, 62%детей уже сегодня получают современное качественное начальное образование, нацеленное на перспективу.
2. В районе накоплен уникальный опыт по формированию контрольно оценочной самостоятельности младших школьников, по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся 1 ступени.
3. В районе создана достаточно сильная школа развивающего обучения, которая сотрудничает со школой развивающего обучения Воронцова А.Б. В инновационном режиме идет апробация новой модели организации образовательного процесса в начальной школе.
4. Созданы условия для освоения педагогических технологий и внедрения их в учебный процесс через организацию деятельности проблемных групп. Мы целенаправленно занимались
- освоением технологии проблемно – диалогического обучения, предусмотренной в учебно-методический комплект «Школа 2010»;
- освоением технологии личностно – ориентированного обучения, заложенной в учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»;
- распространением технологии развивающего обучения.
5. Педагогами города применяются технологии, способствующие формированию ключевых компетенций: технология портфолио, технология развития критического мышления.
6. Мы значительно продвинулись в организации системной коррекционно – развивающей деятельности по совершенствованию детей во всех дошкольных достижениях. В общеобразовательных учреждениях: «Основной общеобразовательное школе № 12», «Средней общеобразовательной школе с.Уральское» успешно идет апробация коррекционно – развивающей программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников». В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7» ведется коррекционная программа Зака «Интеллектика».
В районе наработал эффективный опыт работы с детьми, имеющими малые мозговые дисфункции.
7. Педагогами начальной школы накоплен уникальный опыт инновационной деятельности. Увеличивается количество инновационных идей, культурно оформленных в проекты и реализуемых в начальной школе в рамках опытно педагогических площадок. Положительная динамика видна и по защите учителями начальной школы программ на статус авторизованных.
При переходе на федеральные государственные стандарты и организации образовательного процесса учителю начальных классов предстоит решать новые профессиональные задачи и совершенно очевидно, что педагогу потребуются определенные знания и умения для решения профессиональных задач. Поэтому при анализе готовности учителей к работе по новым Федеральным государственным образовательным стандартам очень важно определить степень готовности относительно конкретных профессиональных задач, которые предстоит решать при организации образовательного процесса.
Анализ готовности учителей к работе по новым Федеральным государственным образовательным стандартам.
Новые профессиональные задачи | Требуемые знания и умения для решения профессиональных задач | Степень готовности учителей к работе (количество учителей) | ||
Полнаяяя | Частично | Не готовы | ||
Проектирование рабочих программ по предметам в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования | Ø Знание программ Ø Знание технологии разработки программ Ø Знание базисного учебного плана | + | ||
Освоение современных образовательных технологий: ü деятельностный подход в обучении ü проблемно-диалогическая технология ü технология критического мышления ü проектная и исследовательская деятельность | Ø Освоение технологических карт урока, соответствующих требованиям к результатам основной образовательной программы | + | ||
Составление индивидуального плана профессионального саморазвития учителя | Ø Знание технологии разработки плана Ø Умение ставить цели, анализировать, сопоставлять, делать выводы | + | ||
Ознакомление с изменениями содержания учебно-методических комплектов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. | Ø Умение ставить цели, анализировать, сопоставлять, делать выводы | + | ||
Освоение технологии составления и использования контрольно-измерительных материалов предметных и метапредметных результатов. | Ø Знание технологии составления и использования контрольно-измерительных материалов | + | ||
Разработка программ внеурочной деятельности | Ø Знание программ Ø Знание технологии разработки программ | + |
Наблюдаются следующие негативные тенденции:
- учителя не могут и не обладают достаточной информацией, чтобы определить свои затруднения и оформить свои затруднения и оформить запросы системе повышения квалификации, методической службе по вопросам введения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образовании;
- недостаток возможностей у сельских образовательных учреждений для подготовки кадров к реализации изменений в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (отсутствие средств, удаленность от города, отсутствие завучей по начальному образованию);
- отсутствие у большинства образовательных учреждений, исключая инновационные школы, условий и благоприятной мотивационной среды для профессионального развития учителя.
Анализ ресурсов (условий):
Кадровое обеспечение: если мы проанализируем список завучей, курирующих начальную школу, то становится очевидной проблема в отсутствии системного управления начальной школой.
Только в 2 школах управление начальной школой осуществляют освобожденные завучи по учебно-воспитательной работе по начальным классам: Средняя общеобразовательная школа № 1 – Хоймова Татьяна Васильевна; Фокинская средняя общеобразовательная школа – Харисова Наталья Леонидовна.
Если исходить из норматива, что 1 ставка освобожденного завуча предусматривается на 12 классов – комплектов, то освобожденных завучей могли бы иметь еще 6 школ (средняя общеобразовательная школа № 2, 7, 8, 10, 11, Гимназия).
В 4 городских школах (основная общеобразовательная школа № 12, № 13, Средняя общеобразовательная школа № 4, Лицей «Синтон») и в 10 сельских школах курированием начальной школы занимаются завучи старших классов.
В 7 школах города (средняя общеобразовательная школа № 2, 7, 8, 10, 11, Гимназия,) администрация доплачивает учителям за выполнение обязанностей завуча по 0,5 ставки, 0,25 ставки.
В такой ситуации (перегруженности лиц, курирующих начальную школу) трудно говорить об эффективном, качественном системном управлении развитием школы 1 ступени.
Можно зафиксировать и такую проблему как неподготовленность педагогов к осуществлению управленческих функций.
Частично эта проблема решается через подготовку кадрового резерва. Курсы для завучей именно 1 ступени не проводились. При реализации нового проекта мы можем столкнуться с проблемой отсутствия подготовленных управленческих кадров по 1 ступени для каждой школы.
Педагогические кадры.
Ежегодно учителя начальной школы становятся победителями конкурса приоритетного национального проекта «Образование»
2005-2006 учебный год – 1 (Хаирова Л.Х, Гимназии)
2006-2007 учебный год- 1 (Кустова И.Л., лицей «Синтон»)
2007 -2008 учебный год – 2 ( Вилисова Г.Л, средняя общеобразовательная школа № 2, Орт Г.М., лицей «Синтон»)
2008 – 2009 учебный год – 2 (Соломенникова А.С., средняя общеобразовательная школа № 10, Трефилова М.Л., средняя общеобразовательная школа № 7)