Основные целевые показатели реализации проекта

Наименование целевого показателя (целевых показателей) Единица измерения Промежуточное значение целевых показателей Значение целевого показателя по итогам реализации проекта Справочно: базовое значение целевого показателя на начало реализации проекта
По итогам 2012 года По итогам 2013 года По итогам 2014 года По итогам 2015 года По итогам 2016 года
Количество педагогов, которые внесли свои ресурсы в банк образовательных ресурсов Абс. число
Количество обращений педагогов городских школ к материалам банка образовательных ресурсов Абс. число -
Количество обращений педагогов сельских школ к материалам банка образовательных ресурсов Абс. число -
Количество школ, педагоги которых внесли ресурсы в единый банк образовательных ресурсов Процент от общего числа школ

4.1.5. Проект: «Информационно-образовательная среда общеобразовательного учреждения в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты».

Автор: заместитель директора Центра информационно-коммуникационных технологий

Е.П. Колегова

Введение федеральных государственных образовательных стандартов определяет формирование новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социо - культурной модернизацией российского общества. В этом заключается и основная цель современного образования. Вместе с тем современное содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам. Оно должно охватить все основные компоненты социализации:

1. систему духовно-нравственных ценностей;

2. систему научных представлений о природе, обществе и человеке;

3. систему универсальных учебных действий.

Важнейшим условием и одновременно средством формирования новойсистемы образования является информационно-образовательная среда. Информационно-образовательная среда — система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Согласно требованиям новых Федеральных государственных образовательных стандартов, эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой. С точки зрения образовательного процесса, современная информационно-образовательная среда – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности. Системно-структурная организация информационно-образовательной среды проявляется в том, что она представляет собой совокупность взаимодействующих систем (подсистем):

- информационных образовательных ресурсов;

- компьютерных средств обучения;

- современных средств коммуникации;

- педагогических технологий.

Анализ ситуации.

В аналитической части проекта будут представлены компоненты, которые наполняют каждую подсистему и анализ состояния каждой из этих подсистем в общеобразовательных учреждениях Чайковского муниципального района в целом. Для анализа были использованы данные мониторинга технического оснащения и использования средств информационно-коммуникационных технологий, а так же данные анкетирования в ходе собеседования с заместителями директоров общеобразовательных учреждений.

В состав информационных образовательных ресурсов системы информационной образовательной среды входят компоненты на бумажном носителе (учебники, рабочие тетради), компоненты на внешнем носителе (электронные приложения к учебникам, электронные наглядные пособия, тренажеры и т.д.) и следующий компонент - Интернет - среда, которая способствует методической поддержке педагогов, использованию коллекции цифровых образовательных ресурсов, дистанционному обучению учащихся, например, в некоммерческом партнерстве Телешкола, и обучению педагогов в Центрах, институтах дистанционного обучения.

Требования федеральных государственных образовательных стандартов Реальная ситуация Проблема Задачи
Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками, в том числе с электронным приложением как их неотъемлемой частью. В образовательных учреждениях нет учебников с электронным приложением У педагогов нет опыта работы с электронными приложениями 1. Создать условия для приобретения образовательными учреждениями учебников с электронными приложениями; 2. Содействовать обучению педагогов для работы с электронными приложениями
Образовательное учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам. 1. В образовательных учреждениях имеются печатные и электронные образовательные ресурсы 2. Есть возможность использования образовательных ресурсов сети Интернет в режиме он-лайн 1. Имеющиеся электронные образовательные ресурсы не соответствуют используемым учебным пособиям, не соблюдены технические характеристики, педагоги не компетентны в использовании электронных образовательных ресурсов, неинформированность педагогов 2. Единичные случаи использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе 3. Низкая скорость передачи данных 1. Организовать работу по информированию педагогов о имеющихся в общеобразовательных учреждениях электронных образовательных ресурсов 2. Организовать обучение по использованию электронных образовательных ресурсов 3. Осуществить мониторинг использования печатных и электронных образовательных ресурсов 4. Предоставить возможность самостоятельного выбора общеобразовательным учреждениям поставщика услуги Интернет для предоставления качественной услуги
Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и электронных образовательных ресурсов по всем учебным предметам. Городские общеобразовательные учреждения – 63% Сельские общеобразовательные учреждения – 49%   Комплект электронных образовательных ресурсов по всем учебным предметам имеется в одном экземпляре, недостаточное количество печатных образовательных ресурсов, их обновление   Создать условия для приобретения печатных и электронных образовательных ресурсов  


Компонентами следующей подсистемы - Компьютерные средства обучения являются компьютеры, компьютерные классы, мобильные классы, интерактивные комплексы.

Компоненты подсистемы Реальная ситуация Проблемы Задачи
Компьютеры Есть во всех общеобразовательных учреждениях (20:1) 1. Недостаточное количество кабинетов учителей-предметников оснащены компьютерами 2. Имеющиеся компьютеры недостаточно используются для самостоятельной работы педагогов, учащихся Создать условия эффективное использование имеющихся компьютеров
Компьютерные классы Есть во всех общеобразовательных учреждениях (34 класса в 26 общеобразовательных учреждениях) Используются, в большинстве случаев, для проведения уроков информатики Способствовать использованию компьютерного класса как ресурса обучения
Мобильные классы Есть не во всех общеобразовательных учреждениях (6 мобильных классов в 26 общеобразовательных учреждениях) Как организовать учебный процесс, используя мобильный класс как средство обучения? Оказать методическое сопровождение педагогов при моделировании уроков с использованием мобильных классов

Сегодня интерактивные комплексы используются, в большинстве случаев, как экран, а так же для демонстрации презентации. Вызывает затруднения у педагогов использование комплекса как интерактивного средства обучения.

В наших школах к современным средствам относятся локально-вычислительная сеть и доступ к сети Интернет.

Компоненты подсистемы Реальная ситуация Проблемы Задачи
Локально-вычислительная сеть общеобразовательного учреждения Есть во всех общеобразовательных учреждениях 1. Не все имеющиеся в общеобразовательных учреждениях компьютеры включены в локально-вычислительную сеть, в т. ч. библиотека, метод. кабинет, учительская, директор, секретарь и т.д. 2. Нет администратора сети (отсутствуют в штате общеобразовательных учреждений технические специалисты) 1. Обеспечить включение всех компьютеров общеобразовательных учреждений в локально-вычислительную сеть. 2. Рассмотреть возможность включение в штатное расписание общеобразовательных учреждений должности инженера, администратора
Интернет Все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет 1. Не со всех имеющихся компьютеров возможно выйти в Интернет 2. Низкая скорость передачи данных в сети Интернет 3. Ограничен доступ педагогов и учащихся к ресурсам Интернет (в т.ч. для дистанционного обучения) 1. Обеспечить возможность самостоятельного выбора общеобразовательными учреждениями поставщика услуги Интернет для получения качественной услуги. 2. Механизм использования (доступа) ресурсов Интернет

Педагогические технологии, применяемые педагогами сегодня и использование которых предполагают новые Федеральные государственные образовательные стандарты:

Технологии Реальная ситуация Проблемы Задачи
Информационные технологии, Технология критического мышления, технология развивающего обучения, личностно-ориентированное обучение, проектирование и исследования, Дистанционное обучение Незначительное число педагогов используют пед.технологии в своей практике Используемые элементы технологий не всегда приводят к результатам, на которые они направлены, низкий темп освоения педагогами информационно-коммуникационных технологий Создать условия для освоения и эффективного использования педагогических технологий, информационно-коммуникационных технологий

Цель проекта: Создание системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Для достижения цели предстоит решить следующие задачи:

- создать условия для обеспечения общеобразовательных учреждений учебниками, в том числе с электронным приложением как их неотъемлемой частью;

- создать условия для эффективного использования компьютерных средств обучения;

- создать условия участникам образовательного процесса для использования современных средств коммуникации;

- создать условия для освоения и использования педагогами эффективных технологий.

Проект рассчитан на 5 лет. Условно определены сроки каждого этапа реализации проекта.

I этап (подготовительный) сентябрь 2010-август 2011;

II этап (внедренческий) сентябрь 2011-август 2014;

III этап (завершающий) сентябрь 2014-май 2015.

Те процессы, которые предстоит реализовать в рамках проекта, можно представить в виде единичных проектов. Для них определить пакеты работ, входящие в единичный проект и отдельные работы, входящие в пакет работ, а так же сроки и ответственные.

«Создание условий для обеспечения образовательных учреждений учебниками, в том числе с электронным приложением как их неотъемлемой частью»

Пакеты работ, входящие в единичный проект Отдельные работы, входящие в пакет работ Сроки выполнения Ответственные
1. Сотрудничество с поставщиками учебников и электронных приложений   2. Обучение и методическое сопровождение педагогов по использованию электронных приложений 1. Оформление заказа на получение учебников и электронных приложений к ним 2. Доставка заказа 1. Проведение семинаров-практикумов, мастер-классов для педагогов 2. Сетевое взаимодействие педагогов 2011-2014 гг   2011-2014 гг Михалева О.Г.   Чикурова Е.М.
Организация доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам 1. Организовать обучение по использованию имеющихся электронных образовательных ресурсов 2. Осуществить мониторинг использования печатных и электронных образовательных ресурсов 3. Обеспечить возможность самостоятельного выбора общеобразовательными учреждениями поставщика услуги Интернет для предоставления качественной услуги 2010-2011 уч.г.     ежегодно     Январь 2011 г Чикурова Е.М.     Колегова Е.П.     Колегова Е.П.

«Создание условий для эффективного использования компьютерных средств обучения»

Пакеты работ, входящие в единичный проект Отдельные работы, входящие в пакет работ Сроки выполнения Ответственные
1. Оказать методическую помощь в использовании интерактивного комплекса в учебном процессе через профессиональные сообщества 2. Организовать распространение имеющегося опыта использования интерактивной доски     3. Создать условия для эффективного использования компьютерного и мобильного класса как ресурса обучения   4. Мониторинг эффективного использования компьютерных средств обучения 1. Семинары, консультации согласно технических зданий     2. Продолжить проведение ежегодных муниципальных методических конференций, в т.ч и по использованию информационно-коммуникационных технологий 3. Публикации методических материалов 4. Изучить имеющийся опыт для дальнейшего распространения   Установить в общеобразовательном учреждении регламент использования компьютерного и мобильного класса в т.ч. для самостоятельной работы учащихся и педагогов 1. Разработать систему мониторинга 2. Мониторинговые исследования 2010-2014 гг     2010-2014 гг     2010-2014 гг   2010-2014   2010-2011     ежегодно Чикурова Е.М.     Колегова Е.П.     Чикурова Е.М.   Колегова Е.П.   Колегова Е.П.   Колегова Е.П.   Колегова Е.П.

«Создание условий участникам образовательного процесса для использования современных средств коммуникации»

Пакеты работ, входящие в единичный проект Отдельные работы, входящие в пакет работ Сроки выполнения Ответственные
1. Создать условия для включения всех компьютеров общеобразовательного учреждения в локально-вычислительную сеть 2. Создать условия для включения в штатное расписание общеобразовательных учреждений должности инженера (администратора) (или использовать по назначению уже имеющиеся ставки) 3. Создать условия для самостоятельного выбора общеобразовательных учреждений поставщика услуги Интернет для получения качественной услуги   4. Мониторинг использования современных средств коммуникации в обучении и самообразовании Использование средств государственного стандарта для выполнения работ по монтажу и настройке локально-вычислительной сети Обеспечить объемом работ технического специалиста     1. Отказ от централизации средств субвенции на оплату услуг Интернет на уровне Министерства образования Пермского края 2. Выполнение условий предоставление услуги Интернет в общеобразовательных учреждений (круглосуточно, контентный фильтр, скорость не менее 512 к/с, фиксированная абонентская плата) 1. Разработать систему мониторинга 2. Мониторинговые исследования эффективного использования современных средств коммуникации в обучении и самообразовании 2011-2014   2010-2014     Январь 2011     Ежегодно       ежегодно Руководители общеобразовательных учреждений   Руководители общеобразовательных учреждений     Колегова Е.П.     Колегова Е.П.     Колегова Е.П.   Колегова Е.П.

«Создание условий для освоения и использования педагогами эффективных технологий»

Пакеты работ, входящие в единичный проект Отдельные работы, входящие в пакет работ Сроки выполнения Ответственные
1. Организация курсовой подготовки педагогов по освоению современных технологий   2. Оказание методического сопровождения педагогов внедряющих новые технологии   3. Дессиминация опыта использования педагогических технологий   4. Мониторинг эффективного использования педагогических технологий Установить взаимодействие с учебными заведениями, центрами дистанционного обучения Организовать и провести учебные семинары, консультации согласно техническому заданию общеобразовательного учреждения   1. Сетевое взаимодействие педагогов 2. Продолжить проведение ежегодных муниципальных методических конференций, в т.ч и по использованию информационно-коммуникационных технологий Разработать систему мониторинга 2011-2014 гг     2011-2014 гг     2011-2014 гг     ежегодно   2011г Фиалкина Т.В.     Фиалкина Т.В.     Фиалкина Т.В.     Фиалкина Т.В.   Фиалкина Т.В.  

Ожидаемые результаты:

- образовательные учреждения обеспечены учебниками, в том числе с электронным приложением как их неотъемлемой частью, а так же электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам;

- имеющиеся в образовательном учреждении компьютерные средства используются эффективно в целях обучения и самообразования;

- повсеместно используются современные средства коммуникации в обучении и самообразовании;

- педагоги активно используют эффективные технологии.

При реализации проекта возможны некоторые риски:

- недостаточность финансирования процесса введения федеральных государственных образовательных стандартов;

- ограниченность во времени в связи с интенсивностью процесса введения федеральных государственных образовательных стандартов;

- сложившиеся стереотипы, неготовность педагогов использовать в своей практике современные информационные технологии.

Средства реализации проекта:

- Командный подход к реализации проекта (как для развития процессов информатизации в школах были созданы школьные команды, по такому же принципу предстоит создать команды по реализации проекта в общеобразовательных учреждениях);

- Повышение информационно-коммуникационной компетентности участников образовательного процесса (стремительное развитие информационных технологий и низкий темп освоения их педагогами, не позволяют учителю быть современным. Заполнение электронного портфолио, создание и ведение собственного сайта, блога, сетевое взаимодействие и многое другое предстоит освоить учителям школ Чайковского муниципального района).

- Системность работы в создании информационной образовательной среды (Важно, чтобы в создании информационной образовательной среды все 4 подсистемы развивались одновременно). Если западает одна или более подсистемы, тогда и эффективность учебно-воспитательного процесса не будет обеспечена.

Наши рекомендации