Проект «Социальное партнерство как ресурс расширения возможности одаренных детей».

Автор проекта: руководитель службы

сопровождения одаренных детей Управления общего и профессионального образования

М.А.Безносова

Постановка проблемы.

Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное - раннее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети – потенциал общества, именно они призваны обеспечить его интенсивное развитие. Социологи отмечают, что количество одаренных взрослых на несколько порядков ниже числа одаренных детей. Моральные издержки за эти потерянные проценты несут те дети, которые без социальной поддержки со стороны государства и общества теряют зачатки своей одаренности.

Одной из важных отличительных особенностей проблемы развития одаренных детей является то, что она не может быть решена в рамках отдельных образовательных учреждений. Решение проблемы выявления, развития и адресной поддержки наиболее одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей и социальная защита возможны только совместными усилиями всего общества.

Продолжительное время работа с одаренными детьми в Чайковском муниципальном районе была связана с расширением сети интеллектуальных соревнований, традиционных для любой системы образования, которые в основном определяют количественные показатели. Данная система себя оправдывает в плане того, что для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой образовательной среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.Для выявления талантливых детей такая система подходит как нельзя лучше, но задачу их дальнейшего развития и совершенствования она решает в недостаточной степени.Поэтому от существовавшей ранее системы управления мероприятиями, в основном традиционно связанными с интеллектуальной одаренностью – олимпиады, марафоны, конференции, конкурсы, необходимо перейти к долгосрочной управленческой стратегии, нацеленной на создание в рамках единого образовательного пространства района постоянно действующей, реально работающей системе работы с одаренными детьми, которая базируется на интеграции усилий различных социальных институтов.

Одаренность как явление можно рассматривать не только со стороны психических функций, процессов, но и с точки зрения значимости для социума, социальной действительности. Когда одаренный человек лишен возможности воплотить свой дар, когда усилия растрачиваются на бессмысленную борьбу с тяготами жизни, талант гаснет. Чаще всего о материальных трудностях, связанных с образованием и развитием детей, у нас говорить не принято, но перекладывать всю долю материальной ответственности за развитие одаренного ребенка на семью – негосударственное решение проблемы.

Ежегодно около 35 % учащихся Чайковского муниципального района не могут выехать на региональный этап Всероссийской предметной олимпиады, оплатить организационные взносы для участия во Всероссийских и региональных конкурсах по причине отсутствия средств. Большинство педагогов также не имеют возможности за свой счет сопровождать ребят на различного рода интеллектуально-творческие мероприятия, тем самым упуская ресурс своего профессионального обогащения и лишая детей столь необходимой им поддержки.

Многие учащиеся не имеют более никаких стимулов и общественного признания своих заслуг, кроме непрекращающегося внутреннего стремления к поиску, что также не способствует дальнейшему развитию и совершенствованию дара ребенка.

На пути творческой личности могут быть и внешние, и внутренние барьеры. Одно неизбежно приводит одаренного человека к социальному удушью – общественное равнодушие. В решении этой проблемы значительную роль может сыграть интеграция разных общественных институтов вокруг процесса развития одаренности ребенка. Интеграция здесь понимается как укрепление, восполнение целостности, процесс взаимодействия в решении аналогичных задач, сближение соратников, делающих одно дело, движение навстречу друг другу, стремление помочь и принять помощь, восполнить недостатки другой стороны и обогатиться за счет достоинств обеих сторон. Такой процесс в реальной практике называется еще и социальное партнерство и основан на совокупности взаимных показателей:

- степени желательности такого партнерства,

- уровня конструктивности взаимодействия,

- наличия времени для реализации поставленных задач,

- уровня понимания значимости ожидаемых результатов.

Можно выделить несколько уровней становления социального партнерства.

Информационный уровень – взаимный обмен информацией, осознание необходимости подобной взаимосвязи, выяснение стратегии и тактик в совместной деятельности, формальное оформление договоренностей.

Организационно-методический уровень – согласование планов, мероприятий и сроков деятельности, сфер совместной деятельности, способов определения ее результатов.

Уровень взаимодействия и сотрудничества – конкретная совместная деятельность, построенная на согласованной ранее долгосрочной программе. Именно здесь происходит организация единого образовательного пространства, способного расширить возможности каждого из социальных партнеров.

Уровень оценки деятельности и построения перспектив дальнейшего развития сотрудничества – подведение итогов социального партнерства, обобщение результатов, постановка новых целей и задач.

Социальное партнерство в контексте данного проекта трактуется как совместная коллективно распределенная деятельность разных сторон в выработке и реализации комплексных мероприятий, направленных на развитие и поддержку одаренных детей, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.

Социальное партнерство, социальный диалог, преемственность в образовании позволят создать в образовательном пространстве района необходимые условия для реализации способностей одаренных детей. Администрация муниципального района и городского поселения, депутаты Земского собрания, руководители организаций и предприятий, родители будут не наблюдателями образовательного процесса, а его субъектами.

Думается, объединение усилий всех названных социальных институтов в рамках социального партнерства будет способствовать решению озвученных проблем.

Цель проекта: формирование системы поддержки и совершенствования одаренных детей через активное развитие института социального партнерства.

Задачи:

1. сформировать сеть социальных партнеров для консолидации ресурсов по поддержке одаренных детей;

2. создать при Управлении общего и профессионального образования постоянно действующий межведомственный координационный совет по проблемам работы с одаренными детьми;

3. стимулировать познавательную активность и мотивацию достижений одаренных детей, способствующую повышению престижа интеллектуального труда.

4. Выстроить систему целенаправленной подготовки лучших учащихся Чайковского муниципального района к Всероссийской предметной олимпиаде за счет консолидации кадровых, научных, организационных, информационных ресурсов района

План реализации проекта.

Подготовительный этап:

январь – сентябрь 2012 г.

1. Проведение анализа системы работы с одаренными детьми в Управлении общего и профессионального образования за период 2007 – 2011 гг.

2. Определение круга социальных партнеров в работе с одаренными детьми.

3. Формирование рабочей группы по реализации проекта.

Основной этап

октябрь 2012 – декабрь 2015 г.г.

1. Формирование межведомственного координационного совета по поддержке одаренных детей и организация его работы.

2. Разработка системы мероприятий с ресурсными и научно -методическими партнерами.

3. Создание сообщества одаренных детей Чайковского муниципального района через организацию совместной деятельности.

4. Организация промежуточного мониторинга реализации проекта.

Заключительный этап

январь – май 2016 г.

1. Подведение итогов реализации проекта.

2. «Круглый стол» с участием общественности, средств массой информации

План-график реализации проекта

№№ п/п Наименование мероприятия Срок исполнения Исполнитель Источник финансирования
Подготовительный этап
1. Анализ системы работы с одаренными детьми Управления О и ПО за период 2007 – 2011 гг.   - формирование банка данных одаренных детей январь – февраль 2012 г.     Март - май 2012 г. Служба сопровождения одаренных детей (далее ССОД) Собственные средства
2. Определение правил партнерских отношений, группировка социальных партнеров по их функционалу Сентябрь 2012 г. Руководитель ССОД Собственные средства
3. Формирование рабочей группы по реализации проекта. Сентябрь 2012 г. ССОД Собственные средства
Основной этап
Формирование межведомственного координационного совета по поддержке одаренных детей. Октябрь – ноябрь 2012 г. ССОД, первый зам.начальника Управления О и ПО Собственные средства
Подготовка плана работы координационного совета Ноябрь 2012г. ССОД, рабочая группа Собственные средства
Организационное заседание координационного совета. Выборы председателя. Ноябрь 2012 г. ССОД Собственные средства
Разработка системы мероприятий с ресурсными партнерами (партнеры-спонсоры, информационные партнеры, родители)
Работа с партнерами-спонсорами      
Анализ инфраструктуры Чайковского муниципального района для поиска потенциальных партнеров-спонсоров Октябрь – ноябрь 2012 г. ССОД Собственные средства
Письма потенциальным спонсорам, телефонные контакты, выяснение финансовых и материальных возможностей для помощи одаренным детям: Ноябрь 2012 г. Председатель координационного совета, руководитель ССОД Собственные средства
Составление договоров и соглашений о сотрудничестве Ноябрь – декабрь 2012 г. Председатель координационного совета, зам. начальника Управления О и ПО, ССОД Собственные средства
  Работа с информационными партнерами      
Выявление СМИ, готовых осуществлять информационное сотрудничество Октябрь- ноябрь 2012 г. ССОД Собственные средства
Составление договоров со СМИ – информационными партнерами Ноябрь – декабрь 2012 г. Методист ССОД  
Разработка плана PR-кампании Октябрь -ноябрь 2012 г. ССОД, рабочая группа  
Подготовка материалов для СМИ по плану   ССОД  
  Работа с партнерами-родителями      
Общее собрание родителей ОД, выборы представителя в КС, выявление круга запросов родителей (анкетирование) Ноябрь 2012 г. руководитель ССОД  
Организация работы с научно - методическими партнерами (ВУЗы, партнеры-организаторы: Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования, Пермская региональная детская общественная организация «Муравей», Центр развития одаренности «Дерзание», межрегиональная общественная организация содействия образовательным инновациям «Другая школа», и др., партнеры-методисты: Центр информационно-коммуникационных технологий)
Изучение потребностей учителей в плане помощи в подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам учебно – исследовательских работ, посещение заседаний профсообществ Октябрь 2012 г. ССОД Собственные средства
Изучение возможностей местных ВУЗов в организации дополнительного образования учащихся Чайковского муниципального района и повышения квалификации педагогов Октябрь 2012 г. ССОД Собственные средства
Составление договоров о 5 сотрудничестве с ВУЗами Октябрь 2012 г. Методист ССОД Собственные средства
  Работа с партнерами-организаторами      
Взаимодействие с традиционными партнерами-организаторами Согласно персперктивному плану Управления О и ПО на 2012 – 13 уч.г. ССОД Собственные средства
Поиск новых партнеров-организаторов для расширения возможностей проявления одаренности Сентябрь – декабрь 2013 г. ССОД Собственные средства
Создание сообщества одаренных детей Чайковского муниципального района через организацию совместной деятельности
Пополнение информационного банка данных одаренных детей образовательных учреждений Чайковского муниципального района 1 раз в году, апрель Ответственные в образовательных учреждениях за работу с одаренными детьми Собственные средства
Организация психологических тренингов для участников региональных этапов олимпиады и краевого конкурса исследовательских работ Январь – март 2013 г. Руководитель психолого-медико-педагогического центра «Камертон» Собственные средства
Организация муниципального слета ОД с приглашением спонсоров, учителей и родителей Май 2013 г. ССОД, координационный совет Средства проекта
Организация одной смены в ДОЛ «Огонек» для оздоровления одаренных детей из числа малоимущих и многодетных семей на льготных условиях. Июнь – август 2014 г. ССОД, координационный совет Средства проекта
Организация чествования одаренных детей у главы Чайковского муниципального района в День знаний 1 сентября 2013 г. ССОД, координационный совет Средства проекта
Заключительный этап  
Подготовка отчета по проекту Январь 2016 г. ССОД Собственные средства
«Круглый» стол Май 2016 г. ССОД Собственные средства
           

Ожидаемые результаты:

1. Сформирована устойчивая система финансовой поддержки одаренных детей с привлечением не менее 3-х спонсоров.

2. Разработана и апробирована модель подготовки учащихся к предметным олимпиадам с использованием возможностей вузов.

3. Организована PR – поддержка проекта

4. Создан межведомственный координационный совет по поддержке одаренных детей.

5. Создан общественный совет родителей.

4.1.4. Проект «Единый банк образовательных ресурсов».

Автор: методист Центра информационно-

коммуникационных технологий

Е.М. Чикурова

Актуальность:

В 2009 году закончился проект Информатизация системы образования, который стал мощным толчком для инновационной деятельности педагогов. Многочисленные участия и победы педагогов в различных конкурсах и проектах федерального, регионального уровней, позволяет говорить нам о том, что на нашей территории накоплен значительный опыт педагогов, как по созданию информационно-коммуникационных средств обучения, так и по внедрению их в образовательный процесс. Эти педагоги готовы поделиться своим инновационным опытом.

Проект «Единый муниципальный банк образовательных ресурсов» направлен решить проблему доступа к инновационному опыту педагогов. Особое внимание уделяется образованию межшкольных взаимодействий педагогов.

Целевая аудитория: педагоги, желающие поделиться опытом работы, другие участники образовательного процесса, желающие перенять инновационный опыт педагогов.

Предметом проекта стала разработка единого муниципального банка образовательных ресурсов, которая позволит систематизировать, классифицировать и обеспечить доступ к ним независимо от местоположения пользователя.

Целю проекта является обеспечение свободного доступа к инновационному опыту педагогов.

Для решения поставленной цели определены следующие задачи:

1. разработать структуру единого банка образовательных ресурсов;

2. систематизировать в едином информационном пространстве сведения об имеющихся образовательных ресурсов;

3. обеспечить хранение информации в банке данных;

4. обеспечить возможность получения данных по запросам;

5. обеспечить доступность банка для любого пользователя в любом месте его пребывания.

В проекте «Единый банк образовательных ресурсов» определились следующие этапы реализации:

1. технический этап – на этом этапе будет происходить разработка структуры и функционала банка образовательных ресурсов, нормативной документации (период с сентября по декабрь 2010г.)

2. информационный этап – здесь будет осуществляться сбор сведений и внесение их в банк образовательных ресурсов (с января 2011г. по июль 2012г.)

3. этап апробации – на этом этапе предполагается использование банка образовательных ресурсов педагогами нескольких сельских образовательных учреждений (продолжительность этого периода с августа 2012г. по июль 2013г.)

4. аналитический этап - на этом этапе будет проведен анализ ситуации внедрения банка образовательных ресурсов на апробируемых сельских образовательных учреждениях (период с августа по декабрь 2013г.)

5. этап функционирования – предполагается, что с января 2014 года начнет функционировать единый муниципальный банк образовательных ресурсов для всех педагогов и образовательных учреждений Чайковского муниципального района (январь 2014г. – июль 2016г.)

Прогнозируемые результаты:

1. разработан пакет методических рекомендаций по использованию банка образовательных ресурсов;

2. создан систематизированный каталог сведений о педагогах, созданных электронных образовательных ресурсах, информация по обмену опытом (мастер-классы, педагогические мастерские, семинары, педагогические сообщества и др.)

3. обмен опытом между педагогами, межшкольная взаимосвязь педагогов сельских и городских образовательных учреждений;

4. свободный доступ к инновационному опыту педагогов.

Риски:

1. нежелание делиться своим педагогическим опытом;

2. невостребованность единого банка образовательных ресурсов;

3. не использование ресурсов банка целевой аудиторией проекта.

Наши рекомендации