Формирование социально – эмоциональной составляющей.
«Уверенность в себе»
- осознает свои предпочтения
Создать предпосылки для формирования умения выражать свои предпочтения (люблю: рисовать, петь, танцевать и т.д.)
- осознает, что может, а что ему пока не удается
Будет иметь возможность осознавать и сообщать о том, что может, а что ему пока не удается.
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей
Создать предпосылки для формирования способности различать эмоциональные состояния (радость – грусть, злость, удивление, страх) себя и других людей (при помощи пиктограмм).
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.)
Будет иметь возможность понимать язык эмоций (одобрения – неодобрения, удивление, страх) с помощью поз, мимики, жеста.
- проявляет собственные чувства
Предоставить возможность познакомиться с проявлением собственных чувств адекватно ситуации (радость – грусть, одобрение – неодобрение, удивление, страх).
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты (на уровне учитель – ученик, ученик – ученик)
Будет иметь возможность устанавливать контакт:
- фиксация и удержание на время контакта взгляда на лице собеседника,
- привлечение к себе внимания любыми доступными средствами,
- стимулировать к продуктивному контакту: ответить на вопрос, выразить просьбу, свое отношение к чему-либо.
- умеет кооперироваться и сотрудничать
Создать условия для формирования умения работать в микрогруппе, группе.
- избегает конфликтных ситуаций
Создать условия для формирования отрицательного отношения к конфликтам с помощью педагога.
Привитие нравственных норм и правил поведения (учить просить прощения, жалеть, извиняться, спрашивать разрешения, делиться).
Будет иметь возможность пользоваться речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов.
- вступает в диалог с окружающими по собственной инициативе
Создать предпосылки для проявления инициативы вступить в диалог со стороны обучающегося (выразить свои желания, просьбу о помощи, предложение о помощи).
- задает тему беседы
Будет иметь возможность предложить тему беседы и поддерживать разговор в течение непродолжительного времени.
- использует элементарные формы речевого этикета
Предоставить возможность познакомиться с элементарными формами речевого этикета в соответствии с ситуацией (спасибо, здравствуйте, до свидания, извините, пожалуйста, обращение на «Вы»).
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес
Создать предпосылки для понимания шутливого обращения в свой адрес и адекватного реагирования.
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.)
Будет иметь возможность быть вовлеченным в совместную деятельность (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).
- вносит собственный вклад в коллективную деятельность, реализуя свои интересы и стремления
Создать условия для возможной реализации своих стремлений и интересов в коллективной деятельности.
- способен оценить достижения других и свои собственные, терпимо относится к промахам и ошибкам других, воспринимает доброжелательную критику со стороны
Создать условия для возможности оценивания своих и чужих ошибок и промахов, восприятия доброжелательной критики со стороны взрослых.
- делится со взрослыми своими чувствами и переживаниями
Будет иметь возможность поделиться своими чувствами и переживаниями.
- способен оказать помощь и принять ее от другого
Будет иметь возможность с помощью учителя оценить ситуацию и оказать помощь в соответствии с ней.
- проявляет чувство ответственности
Создать предпосылки для формирования чувства ответственности за:
- сохранность учебных принадлежностей, школьного имущества
- личных вещей
- за свои действия и поступки.
Компоненты социально – познавательной сферы.
«Мотивационно – личностный блок»
- испытывает потребность в новых знаниях
Создать предпосылки к формированию потребности в получении новых знаний путем создания учителем соответствующих учебных ситуаций
«Познавательные ценности»
- проявляет интерес к действиям другого человека
Создать условия для привлечения внимания к действиям других и вовлечение в совместную деятельность
«Ценности преобразования»
- стремится сделать сам то, что доступно другому
Создать условия для формирования стремления сделать самому то, что доступно другому
- стремится помогать окружающим
Создать условия для формирования стремления к оказанию посильной помощи окружающим.
«Ценности переживания»
- выражает сочувствие и сострадание.
Будет иметь возможность выражать сочувствие и сострадание к другим на элементарном уровне.
Навыки адаптации
«Биологический уровень»
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
Предоставить возможность сообщить всеми возможными (доступными) способами о своих физиологических потребностях (хочу в туалет, хочу пить, я устал, хочу спать, мне жарко – холодно, плохо видно, плохо слышно, неудобно)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Предоставить возможность сообщить всеми возможными (доступными) способами об изменениях в своем организме (болит голова, болит живот, болит зуб, не могу идти, не могу спускаться по лестницам, я ударился, меня ударили, меня укусили, я упал, меня толкнули, не могу достать, мне не видно, мне не слышно)
«Психологический уровень»
- проявляет способность к простейшим целеустремленным действиям
Создать условия для самостоятельного пошагового выполнения действия
Освоение доступных социальных ролей
«Осознает себя в следующих социальных ролях»:
- семейно – бытовых
Создать условия для осознания своих социальных ролей (ребенок, воспитанник, ученик, одноклассник, друг, подруга)
- профессиональных
Создать предпосылки для осознания себя как представителя возможной будущей профессии (уроки ремесла – осознай себя дворником)
Развитие мотивов учебной деятельности.
- минимальное стремление проявлять интеллектуальную активность
Создать условия для проявления минимальной интеллектуальной активности
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки)
Создать условия для формирования стремления заслужить одобрение, хорошую отметку.
- проявляет элементарную престижную мотивацию (желает быть первым, занять престижное место среди товарищей)
Создать условия для проявления лидерских качеств (желает быть первым, занять престижное место среди товарищей)
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
«Общие вопросы»
- прослеживает связь между своими действиями и наступившими последствиями
Создавать условия для осознания последствий (как положительных, так и негативных) своих действий
«Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь»
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него.
Создать условия для осознания того, что определенные действия (брать в рот острые предметы (размахивать ими), трогать электроприборы, розетки, открывать окна и высовываться из них, бросать предметы, убегать из детского дома, школы, гулять без присмотра) могут быть опасными
- использует модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
Создавать условия для использования моделей безопасного поведения в условиях повседневной жизни (соблюдение правил безопасности при эксплуатации бытовых приборов, при использовании различных инструментов, правил дорожного движения, правил безопасного поведения для предупреждения травматизма) и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях (действия при сигнале пожарной тревоги).
«Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей»
- проявляет поведение, ответственное по отношению к близким людям.
Создавать условия для формирования ответственного поведения, направленного на улучшение качества жизни окружающих (личная гигиена детей младшего возраста, помощь в организации и уборке рабочего места и т.д.)
«Ответственность за собственные вещи»
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате.
Создавать условия для формирования бережного отношения к одежде, игрушкам, мебели в классе (не рвать, не мять, не портить, следить за состоянием).
«Ответственность за данное слово и принятое решение»
- понимает, что за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.
Создавать предпосылки для формирования ответственности за свои поступки, слова и обещания.
«Экологическая ответственность»
Создавать условия для формирования некоторых навыков правильного поведения на улице при прогулке (экскурсии) (не ломает деревья, не мусорит на улице, не рвет цветы, не бросает в животных, птиц камни, палки)
Предоставлять возможность оказания посильной помощи в улучшении окружающей среды (уборка участка, посадка рассады, уход за растениями, кормление птиц, животных)