Этапы воспитательного процесса
осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения;
переход знаний в убеждения;
воспитание чувств;
деятельность.
Основные факторы социализации:
- макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство
- мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос), по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
- микрофакторы (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание).
Воспитание базовой культуры личности
Философско-мировоззренческая подготовка школьников
Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление).
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Цель - воспитание гражданина-патриота. Формировании гражданственности заключает в себе: внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Формирование основ нравственной культуры личности
Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм.
При этом мы пользуемся понятием мораль.
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся..
Формирование эстетической культуры учащихся
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.
Воспитание физической культуры личности
Задачи и содержание воспитания физической культуры
• содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;
• способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается гармоничным развитием всех физических качеств;
• воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой;
• приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины.
К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.
Личностно ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка.
Методы воспитания
Применительно к школьной практике можно сказать, что методы— это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств.
Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение.
Классификация методов воспитания на основе направленности — характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания.
В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности.
Методы формирования сознания личностисвязаны со знанием (пониманием) воспитанниками тех норм и правил поведения. Это методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическая беседа, диспут, пример.
Методы организации деятельности и формирование опыта: упражнение,приучениепоручения, требование,метод воспитывающих ситуаций.
Методы стимулирования деятельности – поощрение, наказание, соревнование.
Форма воспитания — внешнее выражение этого процесса.
По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые.