Структура традиционной лекции
- Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чем заключается предмет лекции и ее актуальность.
- Изложение — основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов.Количество вопросов в лекции — как правило, от двух до четырех. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала..
- Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное.
Нетрадиционная лекция:
1. Проблемная лекция – в ней моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях.
2. Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.).
3. Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организованном материале, как между собой, так и с аудиторией
4. Лекция-прессконференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) аудитории с привлечением нескольких преподавателей.
5. Лекция-консультация близка по типу предыдущей. Различие – приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности.
6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умение оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее.
7. Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые слушатель должен отвечать непосредственно в ходе лекции.
8. Лекция с применением дидактических методов (метод "мозговой атаки, метод конкретных ситуаций и т.д.), когда слушатели (студенты) сами формируют проблему и сами пытаются ее решить.
Однако для достижения высокой эффективности микродискуссии необходимо соблюдение ряда дидактических правил:
· прогнозирование содержания, места включения и способов организации дискуссии;
· постановка дискуссионного вопроса в конце предыдущей лекции (если имеется такая возможность) с тем, чтобы студенты смогли основательно продумать вопрос, познакомиться с соответствующей литературой и подготовиться к предстоящему коллективному его обсуждению;
· создание в ходе лекции проблемной ситуации путем ознакомления студентов со спорными или нерешенными аспектами изучаемой темы и постановки проблемы;
· искусное управление дискуссией путем постановки направляющих и уточняющих вопросов, требующих доказательств, уточнения, дополнений;
· создание непринужденной, творческой обстановки и соблюдение этики дискуссии;
· подведение итогов дискуссии: краткий анализ и обобщение высказываний, обоснование оптимального решения обсуждаемого вопроса.
Структура нетрадиционной лекции:
1 этап – знакомство с темой, в процессе которого происходит актуализация, «настройка аудитории в резонанс» с преподавателем (3 минуты).
2 этап нацеливает обучающихся на осознание цели лекции, убеждает их в значимости и полезности данного материала для их профессионального и интеллектуального развития (2 минуты).
3 этап является собственно содержательной частью лекции (65 минут).
Поддержанию познавательной мотивации способствует изложение материала с учетом следующих моментов:
· преобразование цели будущего в проблемы и задачи настоящего;
· восхождение материала от абстрактного к конкретному;
· усиление внимания путем эмоционального подкрепления, смены интонаций, калейдоскопа задач, широких обобщений и практического применения, использование аналогий;
· знание возможностей, представление дисциплины как основы профессиональной культуры.
4 этап работает на обобщение учебного материала, способствуя углублению понимания путем вовлечения обучающихся в дискуссию, проблемно-поисковые ситуации, задействования ассоциативной памяти. (5 минут).
5 этап – работа со структурно-логической схемой – необходим для закрепления материала (10 минут).
6 этап осуществляется в виде викторины по теме и представляет собой форму контроля.
17.1 Назначение практических занятий и лабораторных работ в высшей школе – это активное обучение студентов умениям и навыкам связывать теоретические знания с практической деятельностью. Систематическое выполнение студентами практических заданий и упражнений, решение и составление педагогических ситуационных задач позволяют использовать студентам теоретические знания в условиях, моделирующих различные формы деятельности педагога.
Лабораторные и практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения студентов в едином образовательном процессе, внося элементы исследовательского характера.
Эксперимент, как форма проведения исследования, играет важную роль в развитии любой науки, поэтому приобретение навыков исследования важно в подготовке специалистов самого широкого спектра специальностей.
Целями практических работ являются:
углубление, расширение или детализация знаний, полученных на лекциях в обобщенной форме;
получение навыков обработки результатов экспериментов, применения конкретных методов расчета, оценки, методик деятельности в конкретных условиях; содействие выработке навыков профессиональной деятельности;
развитие научного мышления и речи; проверка знаний студентов в процессе оперативной обратной связи.
Типичная структура практических занятий: вступительное слово преподавателя с определением цели практического занятия; ответы на вопросы студентов по неясным или трудным моментам учебного материала; собственно практическая часть выполнения заданий; заключение преподавателя.
Для активизации студентов на практических занятиях можно использовать различные методы и приемы: обсуждение теоретических вопросов дидактики, методики, педагогической психологии и т.п.; дискуссии, деловые игры, реферативные выступления; решение и составление педагогических задач и ситуаций; проигрывание проблемных педагогических ситуаций, тренинги и т.д.
Задания, которые предлагаются к семинарским, лабораторным и практическим занятиям носят исследовательский, поисковый или практический характер.
Результаты исследований убедительно доказали, что разрешение педагогических ситуацийсо студентами в учебном процессе является эффективным в формировании профессиональных педагогических знаний, умений, навыков и развитии их творческой инициативы и творческой самореализации.
"Педагогическую ситуацию" ряд ученых определяют как совокупность условий и обстоятельств, требующих от учителя быстрого принятия педагогически верного решения (М.М.Поташник); объективное состояние конкретной педагогической системы в некотором, вполне определенном временном промежутке (В.А.Сластенин, А.М.Трещев).
Обобщая сказанное, можно отметить, что для раскрытия научного понятия "педагогическая ситуация" следует учитывать роль сложившихся условий и обстоятельств педагогического процесса в определенном промежутке времени.