В современной высшей школе лекция считается ведущей организационной формой и методом обучения, основной дидактической

целью которой выступает формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала

Выделяются следующие функции лекции:

· информационная.

· ориентирующая. Лекция ориентирует студента в данной научной области;

· разъясняющая, объясняющая. Не просто раскрыть смысл теории, растолковать терминологию;

· убеждающая. Преподносимый лектором материал должен содержать под собой достаточную доказательную базу;

· увлекающая, воодушевляющая. Кроме предоставления научной информации, лекция должна увлекать студентов идеями;

· стимулирующая (пробуждает интерес к теме, призывает изучать другие источники);

· воспитывающую и развивающую (дает оценки явлениям, вырабатывает мышление).

Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классно-урочной системе обучения.

цели лекции:

· дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;

· обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем;

· воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.

Требования к лекциям.Каждая лекция должна:

- иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

- иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;

- иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

- быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;

- быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;

- обладать силой логической аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;

- находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

- отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

- быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

- излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

- быть доступной для восприятия данной аудиторией.

Схема последовательности построения лекции:

Преподаватель обязан четко представлять основные стороны лекции.

1. Организационный уровень – решается вопрос о количестве часов, соотношении лекций, семинаров и практических занятий.

2. Дидактический уровень – разработка плана лекции (или системы лекций), выбор типа лекции (вводной, обзорной, проблемной, обобщающей), ввод демонстраций, экспериментов, технических средств, учет уровня подготовки группы.

3. Методический уровень включает в себя: разработку отдельных лекций, постановку учебных задач, подбор конкретного материала, определение логического аппарата, разработку методики демонстрации, использование наглядности и технических средств, ведение фактов из практики, учет отражения лекций на семинарских занятиях и практических работатах.

Типология лекций

Традиционная лекция:

Информационноая, разновидности: вводная, обзорно-повторительная, обзорная.

- Вводная лекция. знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин.

- Обзорно-повторительная лекция проводится в конце раздела или курса и отражает все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса.

- Обзорная лекция предполагает систематизацию знаний на более высоком уровне.

(лекция приучает к пассивному восприятию чужих мыслей, тормозит самостоятельное мышление и отбивает вкус к самостоятельным занятиям; лекции нужны лишь тогда, когда нет учебников или их очень мало).

преимущества по отношению к другим видам занятий – это творческое общение лектора с аудиторией, сотрудничество, эмоциональное взаимодействие; активизация мыслительной деятельности студентов; весьма экономный способ получения основ знаний в общем виде.

Наши рекомендации