В современной высшей школе лекция считается ведущей организационной формой и методом обучения, основной дидактической
целью которой выступает формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала
Выделяются следующие функции лекции:
· информационная.
· ориентирующая. Лекция ориентирует студента в данной научной области;
· разъясняющая, объясняющая. Не просто раскрыть смысл теории, растолковать терминологию;
· убеждающая. Преподносимый лектором материал должен содержать под собой достаточную доказательную базу;
· увлекающая, воодушевляющая. Кроме предоставления научной информации, лекция должна увлекать студентов идеями;
· стимулирующая (пробуждает интерес к теме, призывает изучать другие источники);
· воспитывающую и развивающую (дает оценки явлениям, вырабатывает мышление).
Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классно-урочной системе обучения.
цели лекции:
· дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;
· обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем;
· воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.
Требования к лекциям.Каждая лекция должна:
- иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
- иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
- иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
- быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;
- быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;
- обладать силой логической аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;
- находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;
- отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
- быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
- излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;
- быть доступной для восприятия данной аудиторией.
Схема последовательности построения лекции:
Преподаватель обязан четко представлять основные стороны лекции.
1. Организационный уровень – решается вопрос о количестве часов, соотношении лекций, семинаров и практических занятий.
2. Дидактический уровень – разработка плана лекции (или системы лекций), выбор типа лекции (вводной, обзорной, проблемной, обобщающей), ввод демонстраций, экспериментов, технических средств, учет уровня подготовки группы.
3. Методический уровень включает в себя: разработку отдельных лекций, постановку учебных задач, подбор конкретного материала, определение логического аппарата, разработку методики демонстрации, использование наглядности и технических средств, ведение фактов из практики, учет отражения лекций на семинарских занятиях и практических работатах.
Типология лекций
Традиционная лекция:
Информационноая, разновидности: вводная, обзорно-повторительная, обзорная.
- Вводная лекция. знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин.
- Обзорно-повторительная лекция проводится в конце раздела или курса и отражает все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса.
- Обзорная лекция предполагает систематизацию знаний на более высоком уровне.
(лекция приучает к пассивному восприятию чужих мыслей, тормозит самостоятельное мышление и отбивает вкус к самостоятельным занятиям; лекции нужны лишь тогда, когда нет учебников или их очень мало).
преимущества по отношению к другим видам занятий – это творческое общение лектора с аудиторией, сотрудничество, эмоциональное взаимодействие; активизация мыслительной деятельности студентов; весьма экономный способ получения основ знаний в общем виде.