Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

- Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:психология труда медицинская психология педагогическая психология юридическая психология инженерная психология спортивная психология отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества

- Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:

возрастная психология прослеживает— ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;

сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека; психология аномального развития, или специальная психология.

- Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества:

социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом; этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.

Место психологии в системе научного познания.

Анализ основных тенденций развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что первый век третьего тысячелетия будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал, что «об этом свидетельствуют три важные особенности развития современной науки, связанные именно с проблемой человека:

· Превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;

· Возрастающая дифференциация научного изучения человека, углубленная специализация отдельных дисциплин и их дробление на ряд все более частных учений;

· Современная наука все более полно охватывает многообразные связи и отношения человека с миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника».

Методы психологии.

Свойства:

Валидность методов -качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

Надежность методов -качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторное или многократном использовании данного метода.

К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:

· В зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее.

· В зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое.

· В зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное.

· В зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное.

· В зависимости от целей: целенаправленное и случайное;

· В зависимости от временной организации: сплошное и выборочное.

· В зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное

и свободное.

· самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.

Эксперимент:

- Лабораторный экспериментпроводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, трудность переноса результатов, полученных в эксперименте, в реальную жизнь.

- Естественный эксперимент сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения

- Формирующий эксперимент- целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств.

- констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

вспомогательные:

- Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения.

- свободное

- структурированное

Тестирование — психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи.

- Анализ продуктов деятельности.Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта.

Ребенок появляется на свет с врожденными рефлексами (пищевые, защитные, ориентировочные и др.). Однако их недостаточно, чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность. Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми (в частности, общение с матерью), в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы.

В три месяца малыш уже выделяет близкого ему человека, а в шесть месяцев отличает своих от чужих. Далее общение ребенка и взрослого начинает все чаще осуществляться в процессе совместных действий. Взрослый показывает ему способы действия с предметами, помогает в их выполнении. В связи с этим меняется и характер эмоционального общения. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к пяти месяцам -- элементы захватывания предметов. Во втором полугодии у него начинают формироваться целенаправленные действия с предметами. С седьмого по десятый месяц он активно манипулирует с одним предметом. Манипулирование с предметами дает возможность малышу знакомиться со всеми их свойствами и помогает устанавливать устойчивость этих свойств.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Он учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной деятельности и позволяет действовать с предметами не только непосредственно, но и с помощью других предметов или действий.

В периодизации Д.Б.Эльконина в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, которая определяет психическое развитие ребенка. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Нормативные документы

• ГОС СПО – комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание проф. обр. программ

• Учебная программа:

• Типовые

• Рабочие

• Авторские

• Линейные и концентрические

• Учебная программа раскрывает содержание ЗУН по предмету, логику его изучения с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение ( по годам и по классам)

• Учебный план

Классификатор специальностей СПО –систематизированный перечень специальностей

Квалификация по специальности СПО –уровень обученности, подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности

Специальность –направление подготовки в учреждении среднего профессионального образования

• Специальность может быть отнесена к той или иной профессии

• Совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач;

• Специальность – постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии (врач-педиатр, учитель математики);

Профессия –устойчивый род трудовой деятельности, требующий определенного круга знаний и умений;

Профессинальная мобильность –способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменением жизненных обстоятельств

Специализация– конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на их применение в локальной области профессиональной деятельности человека в рамках специальности. Создаются, когда профиль специалиста слишком широк. Находит отражение в учебных планах и программах (на 3 и 4 курсах).

Движущая сила ОП

ПРОТИВОРЕЧИЕ между возникающими под влиянием учителя потребностями в усвоении недостающих знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. Противоречия между ранее усвоенным и изучаемым, между знанием и формированием умений и навыков

Обучение в условиях организации деятельности это - общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или иной конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Процесс формирования знаний, умений и навыков происходит в деятельности

В.П.Беспалько:

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru ДП = М + Аƒ + Аy

Дидактический процесс = Мотивация + Алгоритм функционирования) + Алгоритм управления.

Компоненты учебной деятельности

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru I.Мотивы (побуждения, например, к гностической цели – овладение ЗиУ):

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru 1.непосредственно-побуждающие (на эмоциях);

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru 2.перспективно-побуждающие (понимание значимости знания вообще);

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru 3.интеллектуально-побуждающие (удовлетворение от процесса познания) - познавательные интересы и потребности

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru II.Действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью:

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru 1. Внешние

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru предметные (письмо, рисование, постановка опытов);

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru перцептивные (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание – с помощью органов чувств);

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru символические (с исп. речи, речевое)

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru 2. Внутренние

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru мнемические (запоминание материала, его упорядочивание и организация);

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru имерджентные (действия воображения);

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru интеллектуальные (действия мышления, состоящие из операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru III.Контроль, оценка и анализ результатов

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru (с/к, с/о, с/ан-з)

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru Формированию этих действий способствуют приемы вовлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников: организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев

Компоненты образовательного процесса

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru Цели

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru Принципы

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru Содержание учебного материала

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru Методы обучения

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru Способы деятельности

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru Средства обучения

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru Формы обучения

Цель – конечный результат взаимодействия педагога и воспитанника.

Принципы – для определения основных направлений достижения цели. Основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.

Содержание – отбор учебного материала (или другого опыта поколений). Отбор осуществляется в соответствии с поставленными целями развития человека.

Методы – это практические действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание, перерабатывается, а затем воспроизводится.

Средства – материализованные предметные способы «работы» с содержанием, используются в единстве с методами.

Формы – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов

Педагогическая деятельность

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru В процессе подготовки учитель:

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru Отчетливо осознает цель обучения

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru Определяет общую цель конкретного урока (его подцели)

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru Формулирует дидактические задачи, которые вбирают все компоненты процесса обучения

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям. - student2.ru Продумывает формы и методы деятельности учителя и обучающихся, способы их мотивации

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

от 17.12.2009 N 313-ФЗ)

1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.

Под качеством образования понимается:

соответствие целей и результатов образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной экономикой;

это предполагает

ориентацию на усвоение обучащимися заданного объема учебного материала,

на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта;

соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся;

повышение уровня доступности содержания образования;

создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях;

повышение уровня востребованности обществом результатов образования во «внешкольной» и «послешкольной» деятельности учащихся;

соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

Педагогика психология

Психолого-педагогический практикум:

Виды обучения

Традиционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционная форма обучения (ДО) - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET.

Развивающее обучение

Типология лекций

Традиционная лекция:

Информационноая, разновидности: вводная, обзорно-повторительная, обзорная.

- Вводная лекция. знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин.

- Обзорно-повторительная лекция проводится в конце раздела или курса и отражает все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса.

- Обзорная лекция предполагает систематизацию знаний на более высоком уровне.

(лекция приучает к пассивному восприятию чужих мыслей, тормозит самостоятельное мышление и отбивает вкус к самостоятельным занятиям; лекции нужны лишь тогда, когда нет учебников или их очень мало).

преимущества по отношению к другим видам занятий – это творческое общение лектора с аудиторией, сотрудничество, эмоциональное взаимодействие; активизация мыслительной деятельности студентов; весьма экономный способ получения основ знаний в общем виде.

ТЕМА 1

Знакомство, заполнение паспорта ДОУ. Распределение по группам. Анализ развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. Знакомство с дошкольным учреждением. Студенты посещают дошкольное учреждение, встречаются с администрацией, беседуют. Отвечают на вопросы, заполняют паспорт ДОУ.

Знакомство с построением развивающей среды в различных учреждениях.

ТЕМА 2

Воспитатель – главный субъект воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

Изучение специфики труда воспитателя, изучение личности воспитателя в «зеркале детского восприятия».

Цель: формирование представлений о том, что воспитатель главный субъект воспитательного процесса в детском саду, определение мотивов отношений к воспитателю и представления его деятельности.

Методические рекомендации для студентов

Познакомьтесь с обязанностями педагога дошкольного учреждения.

Установите доверительно-деловой контакт с воспитателем и с детьми, придумав увлекательное дело для дошкольников.

Проанализируйте работу воспитателя в первую или вторую половину дня, сделайте хронометраж, запишите в дневнике.

20.1 Контроль качества учебной деятельности – обязательный элемент любого образовательного процесса.

В педагогическом оценивании выделяются следующие функции:

· диагностическая– контроль как процесс выявления уровня знаний, умений, навыков относительно планируемого как каждого обучающегося, так и всей группы;

· обучающая –контроль способствует выявлению пробелов в усвоенном материале и активизирует обучающегося на дальнейшую работу с материалом;

· воспитательная – система контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность учебную студентов, стимулируя стремление развить свои способности и укрепить знания, умения, навыки;

· прогностическая – результаты контроля могут послужить основой для прогнозирования успешности дальнейшего обучения студента, обеспечивает возможность ранжировать, например, для награждения и т.д.

Педагогический контроль выполняет в образовательном процессе роль обратной связи, сообщающей о ходе образовательного процесса и необходимости внесения изменений в случае отклонений от планируемого уровня качества.

Педагогический контроль представляет собой систему, включающую в себя совокупность мероприятий, осуществляемых с использованием различных форм контроля, для оценивания качества реализуемого учебного процесса.

Повремени педагогический контроль делится на стартовый, текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Любое контрольное мероприятие включает в себя как обязательный элемент оценку степени соответствия результатов обучения поставленным целям и задачам обучения.

Понятие «оценка» в этом случае имеет два смысла: как суждение о ценности и как приблизительная характеристика некоторой величины – результата обучения. Свое численное выражение оценка находит в «отметке» – численном аналоге оценочных суждений.

Оцениваниепроисходит посредством измерения проверяемого признака (объем знаний, уровень умений, развитость мыслительных операций и т.д.) и его сопоставления с некоторым эталоном, принимаемым за единицу измерения.

формы оцениванияразделяются на субъективные (когда критерии, эталон и степень достижения их определяются преподавателем) и объективные(задаются некоторые объективные, независимые от мнения преподавателя, условия, определяющие результат контроля).

Несомненным достоинством субъективных методов оценивания является непосредственный контакт преподаватель – студент, в ходе которого осуществляется живое общение. Между тем, субъективные методы оценки имеют недостатки:

· у каждого преподавателя существует своя собственная шкала в понимании успешности обучения студентов; один и тот же ответ может быть оценен разными преподавателями по-разному;

· очень сложно отстраниться при оценивании от субъективных факторов восприятия студента (его внешний вид, манера держаться, стиль одежды и речи), сложившихся в течение семестра взаимоотношений, текущей успеваемости и посещаемости.

Педагогическое тестирование оказывается лишенным указанных недостатков.

Выделяется четыре основные форма тестовых заданий. В заданиях закрытой формы испытуемому требуется выбирает один правильный ответ из предложенного набора ответов. В заданиях открытой формы испытуемому требуется самому сформулировать правильный ответ. Задания на установление правильной последовательности требуют установления правильного порядка предложенных действий в заданной последовательности. Задания на установление соответствия требуют установить соответствие между элементами двух множеств.

Цель оценки – это установление степени усвоения на различных этапах учебного процесса, выявление соответствия уровня полученных знаний и умений планируемым целям обучения. Далее результаты оценки используются для совершенствования процесса обучения.

Оценка призвана педагогу помочь в достижении цели его работы. Прежде ориентированная на диагностику пробелов в обучении, ранжирование учащихся, оценивание академического прогресса, т.е. ориентированная на оценку уровня усвоения знаний, в новой образовательной парадигме цель оценки значительно расширилась – обеспечить свидетельство овладения обучающимися специфическими компетенциями, способными содействовать успешной адаптации к динамическим условиям социально-экономической и информационно-культурной среды. В связи с этим и мониторинг качества образования получает новую окраску.

Использование традиционных для высшей школы образовательных технологий не всегда создает условие для определения самим обучающимся собственной образовательной технологии и уровня образования, формирования у него соответствующих компетенций, саморазвития личности.

Основные принципы этического Кодекса

Принцип объективности

В ходе оценивания образовательных достижений студентов – преподаватель обязан оценивать ТОЛЬКО наличные, уже реально существующие и предъявленные студентом знания, умения и навыки (а не студенческие обещания «стать хорошим и все выучить»). Преподаватель не должен делать поправок на личность студента (которая может ему больше или меньше нравиться) или его особые жизненные обстоятельства, которые могут оправдывать неудовлетворительный (или низкий) уровень знаний

Принцип равенства условий

В ходе аттестационных испытаний (при выполнении оценочных процедур) студенты должны находиться в равных условиях.

Принцип независимости

Каждый преподаватель должен осознавать, что его оценочная деятельность воспринимается не только студентами, но и другими заинтересованными лицами с определенным неизбежным пристрастием. И студенты, и другие лица (включая коллег, руководителей учебных заведений или подразделений, родителей студентов, возможных будущих работодателей, покровителей и т.п.) склонны в той или иной степени оказывать давление на преподавателя-экзаменатора.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

- Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:психология труда медицинская психология педагогическая психология юридическая психология инженерная психология спортивная психология отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества

- Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:

возрастная психология прослеживает— ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;

сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека; психология аномального развития, или специальная психология.

- Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества:

социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом; этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.

Наши рекомендации