Проблема 7. Проблема защиты прав и интересов детей в Российской Федерации.
Исторический обзор проблемы. Законодательная основа защиты
прав и интересов детей. Лишение родительских прав и ограничение в родительских правах. Профилактическая работа по соблюдению прав ребенка работниками дошкольных учреждений.
Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России в середине
19 века. Первоначально стала обсуждаться в статьях, газетах, журналах. Среди аторов были и врачи, ученые, общественные деятели. Среди публикаций следует упоминуть два труда:
1) Стойкович "о неблагоразумном и превратном домашнем воспитании", в которой указывалось о необходимости защите прав ребенка от жестокого обращения со стороны взрослого
2) Сорокин "охрана детства": отмечал, что необходимо соблюдать права детей на охрану и т.д.,искал механизмы реализации этих прав. Также был за то, чтобы общественные организации участвовали в этой работе.
в 1881году один из граждан "общество защиты детей".
Международный Союз спасения детей создал Декларацию прав ребенка, которая была принята в 1924 году Лигой Наций.
1959 год-создается новый документ Декларации Прав ребенка, разработанная ЮНИСЕФ.
1998-Федеральный закон об основных правах ребенка.
Права ребенка:
1) право жить и воспитываться в семье
2) общаться с родителями и другими родственниками
3) право защищать свои права
4) выражение своего мнения (в суде может быть рассмотрено мнение ребенка, начиная с 10-летнего возраста)
5) право на ФИО
6) право на имущество
7) право на медицинское обслуживание
8) право на образование и т.д.
Профилактическая работа по профилактике соблюдения прав ребенка с педагогами
Месяц | Формы работы |
Сентябрь | Оформление методического кабинета на тему: «Ребенок и его права» |
Октябрь | Педсовет на тему: «Декларация прав ребенка» |
Ноябрь | Знакомство педагогов с Конвенцией ООН |
Декабрь | Подбор литературы и плакатов наглядной информации по обеспечению соблюдения прав ребенка |
Январь | Консультация для педагогов «Организация и содержание профилактической работы по защите детей от жестокого обращения» |
Февраль | Семинар-практикум: «Обучение педагогов оказанию психологической помощи детям, подвергнувшимся насилию» |
Март | Деловая игра. Обсуждение различных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка и определение путей преодоления данной проблемы. |
Апрель | Конференция с педагогами, где они приносят нужную литературу по защите прав ребенка, заранее познакомившись с ней. |
Май | Дискуссия в виде круглого стола на тему: «Перспективы решения проблемы жестокого обращения с детьми, неудачи устранения ее в нашем государстве». Подведение итогов профилактической работы с педагогами за год. |
БИЛЕТ 8.
Проблема 8. Правовые аспекты развития образования в России.
История развития образовательного законодательства в России. Характеристика современного российского законодательства об образовании. Правовая база развития системы российского образования Единое Европейское образовательное пространство.
Образовательное право, как отрасль российского права.
Не так давно, правоведы стали выделять в отдельную отрасль, образовательного право, наряду с административным правом, семейным и т.д.
Образовательного право- это совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства, для урегулирования образовательных правоотношений.
Образовательные правоотношения - это совокупность педагогических, трудовых, имущественных, управленческих, финансовых и иных отношений, складвыющихся в системе образования между образовательным учреждением и обручающимся воспитанником и его родителями. А также, между данным учреждением и гражданами.
Доминирующими правоотношения, являются правоотношения, которые возникают между педагогом, воспитанником и родителями.
Для того, чтобы смогли появиться педагогические правоотношения, вначале должны появиться и достигнуть определенного развития имущественные, финансовые, управленческие, трудовые и иные правоотношения.
Законодательство об образовании имеет структуру:
1)общепринятые принципы и нормы международного права
2)национальное законодательство РФ
Задачи законодательства об образовании изложены в законе РФ "Об образовании":
1)разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней.
2)обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование.
3)создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования.
4)определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования.
Принципы образовательного права
Принципы образовательного права не разработаны, однако к ним приравнены принципы государственной политики:
1)гуманистический характер образования (приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, развития личности).
2)единство федерального, культурного и образовательного пространства
3)общедоступность образования права
4)светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждений
5)принцип свободы и плюрализма в системе образования
6) демографическое государство
ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Под источниками права понимается, письменный документ, принятый компитентным органом, должностными лицами или иными субъектами, в установленном порядке и содержащее нормы права.
ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА:
1⃣нормативно-правовой акт - это только тот письменный документ, с помощью которого правотворческий орган, в пределах своей компетенции, вносит изменения в систему действующих норм, путем принятия новых норм или решения, направленного на отмену устаревших актов.
Система законов в сфере образования, является трех уровненной и состоит из:
-конституции;
-федеральные законы;
-законы субъектов РФ
Федеральные законы, законы субъектов РФ принимаются законодательной ветвью власти: Исполнительной, законодательной, судебной.
Нормативно-правовые акты конкретизируются и дополняются под законными актами, последние издаются исполнительной властью разных уровней:
-федеральные;
-региональные;
-муниципальные (органы самоуправления);
-локальные акты
Формы принятия федеральных подзаконных актов.
Президент (указы). Правительство РФ (постановление правительства)
Министерство образования (приказы, инструкции, письма решения коллегий)
Нормативный договор - это соглашение, которым устанавливаются нормы права, для лиц, заключивших это соглашение (договор между федеральными органами исполнительной властью и субъектами РФ; договор учредителей создания образовательного учреждения; коллективный трудовой договор).