Критерии качества информации.
Информация может считаться качественной только тогда, когда она отвечает следующим критериям:
1. Истинность;
2. Полнота;
3. Своевременность.
В науке истинной считается только такая информация, которая подтверждена тремя независимыми лабораториями мира. Такую информацию можно найти в авторитетных научных и научно-популярных изданиях в виде текстовых, фото и кинодокументов. Полнота информации тоже является одним из больных мест современных учебников. Например, учебник ботаники, если он претендует на полноту, должен описывать все органы всех растений Земли. Своевременность информации тоже является больным вопросом и не только отечественной, но и мировой педагогики. Максимальный объем информации о мире ребенок должен получить в возрасте «почемучек», то есть до шести лет. В то время, когда мозг его еще растет, в нем образуются новые связи, когда ему все интересно.
Критерии качества преподавания.
Качественную информацию преподаватель должен подать так, чтобы ученик мог и хотел её взять. Для этого, преподавание должно быть:
1. Целенаправленным;
2. Веселым;
3. Интенсивным.
Веселыми занятия будут тогда, когда из учебного процесса будут исключены – двойки и тройки, поиск ошибок в работах ученика и наказания за них. Вместо этого надо искать и поощрять достижения учеников и вместо пятибалльной системы ввести рейтинговую систему оценок. Интенсивность преподавания определяется учебными программами и тем, какую роль учебный процесс навязывает ученику. Если учащийся просто воспринимает и запоминает информацию, с тем, чтобы отчитаться на экзамене или на контрольной работе, то это пассивная позиция. Если же ученику правильно поставить цель и позволить самому создавать учебный материал, а потом делать доклад на уроке, то это активная позиция. Добытая собственными силами и реализованная информация запоминается навсегда и пригодится ученику не только на экзамене, но и в практической деятельности, после окончания учебного заведения.
Критерии качества усвоения.
К критериям качества усвоения ребенком учебного материала отнесем:
1. Скорость;
2. Прочность;
3. Системность.
Традиционно, качество усвоения ребенком знаний проверяется контрольными работами, экзаменами, тестами. Увеличение скорости усвоения знаний достигается обучением ребенка технике быстрого чтения. Увеличение прочности усвоения знаний достигается тренировкой памяти и использованием мнемотехнических систем. Системность усвоения знаний достигается формированием у ребенка сбалансированной картины мира, которая включает в себя образы реальных объектов.
Вопрос.
В настоящее время технологический подход в образовании активно разрабатывается как на уровне педагогической теории, так и на уровне его практического применения в учебно-воспитательном процессе. Аспект педагогических технологий составляет прикладную часть педагогики, овладение которой обеспечивает практическую готовность учителя к деятельности обучения и воспитания и позволяет ему оказывать позитивное воздействие на обучающегося. Поэтому педагогическую технологию правомерно рассматривать как оптимальное, специально организованное воздействие на обучающегося, от педагогически грамотной организации которого зависит полноценное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Владение учителем педагогическими технологиями воспитания и обучения составляет существенную часть его профессиональной компетенции.
В технологическом подходе системообразующим элементом служит технология, посредством которой осуществляется взаимодействие педагога и учащихся. Такой подход долгое время воспринимался как технократический, часто подменяя методики обучения. Впоследствии стал оцениваться как необходимый и важный естественный методический компонент всей педагогической системы. В настоящий момент он находится на этапе формирования и накопления частных и глобальных технологий. Рефлексивная составляющая этого подхода незначительна, наблюдается заимствование методологических представлений о системных и информационных технологиях.
Технологический подход в обучении предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей. Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет:
- с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
- анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
- комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
- обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
- уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
Следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и др. направлений науки и практики.
В основе технологического подхода к разработке педагогических процессов лежит теория систем, идеи кибернетики об управлении сложными процессами. Идея технологизации педагогических процессов состоит в том, чтобы сделать их управляемыми: чтобы учиться не «чему-нибудь и как-нибудь», а с гарантированным успехом. У педагогов это вызывает противоречивое отношение. С одной стороны, привлекает управляемость и эффективность процесса. По замыслу, учитель любого уровня достигает заданных результатов на основе технологической разработки, учебных материалов, определяющих его действия от целей до оценки результатов. С другой стороны, наличие людей, человеческого фактора в педагогическом процессе нарушает технологический расчет. Противники технологии говорят, что обучение, тем более воспитание невозможно без личности, отношений, эмоций.
Технологизация предметного обучения может быть рассмотрена в трёх направлениях:
1. В плане создания и внедрения новых систем предметного обучения, отвечающих принципам технологизации.
2. В плане применения общепринятых и инновационных технологий в учебном процессе предметного обучения.
3. В плане разнообразного их комбинирования в методической системе обучения.
Вопрос.
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
1.Общая методология педагогики предполагает учет:
-Основных положений и принципов материалистической диалектики;
-Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
-Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
-Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
-Основных категорий материалистической диалектики;
-Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;
-Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях.
2.Специальная методология педагогики ориентирует на учет:
-Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;
-Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
-Единства воспитания и самовоспитания личности;
3.Частная методология педагогики предполагает учет:
-закономерностей
-принципов
-методов обучения и воспитания.
Основные методологические подходы в педагогике:
1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.
2.Личностный подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности е¸ - интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
3.Деятельностный подход. Деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).
4.Полисубъектный (диалогический) подход. Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность- продукт и результат общения с людьми и характерных для не¸ отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение ("скажи, кто твой друг...", "с кем поведешься..."). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.
Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
5.Культорологический подход. Основание: аксиология- учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в не¸ принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.
6.Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
7.Антропологический подход. Обосновал Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют: 1) определить е¸ действительные проблемы и способы их разрешения; 2) проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию); 3) реализовать гуманистическую парадигму образования.
Этапы педагогического исследования.
Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования.
Построение рабочих гипотез.
Выбор методов исследования.
Осуществление проверки гипотез опытом.
Теоретические выводы.
Оформление результатов:
а) усовершенствование теории;
б) пересмотреть отрицательные результаты;
в) постановка более сложной проблемы;
г) внедрение в практику.
Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса. Требования системного подхода таковы:
Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система.
Определяется стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике.
Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта.
Определяется структура и организация диагностируемого явления.
Только при многократном повторении в разных условиях и применении достаточного большого арсенала методов исследований, может быть вычленено то общее, что определяет сущность исследуемого процесса.
Вопрос.