Вопрос 22 . Словосочетание как синтаксическая единица. Виды словосочетаний по слитности компонентов. Способы связи слов.
Словосочетание – такая синтаксическая единица, которая состоит из двух или более знаменательных слов, объединенных подчинительной непредикативной связью и определенными смысловыми отношениями, и выражают единое, но расчлененное понятие.
Начальная форма СС определяется по начальной форме главного слова (спускался с горы – спускаться с горы).
Простые СС – объединение двух синтаксических компонентов или одного. В сложном СС – 3 и более компонента (старый письменный стол – стол какой? Письменный; какой письменный стол? Старый).
Виды СС по характеру главного компонента:
1. приименные:
* Присубстантивное (въезд в город)
* Приадъективное (умный в мать)
* С главным словом числительным (второй из говоривших)
* С главным словом местоимением (кто-то из нас)
2. приглагольные:
* С главным словом глаголом (повесить картину)
* С главным словом причастием (повесивший картину)
* С главным словом деепричастием (повесив картину)
3. принаречные:
* С главным словом наречие (живет очень весело)
* С главным словом категория состояния (здесь очень весело)
4. с устойчивым СС в роли стержневого компонента (казался старше своих лет; путник бросил взгляд (=посмотрел) в сторону).
Виды СС по слитности компонентов:
1. свободные – объединение лексически полнозначных слов. Это 2 члена предложения. Легко разлагается на составляющие части. Пр.: полезное пособие, статья по литературе.
2. несвободные (связанные) – объединение форм, которые выступают в функции одного члена предложения, которые далее не делятся на член предложения. Пр.: три девицы под окном пряли поздно вечерком.
* синтаксически нечленимые
* фразеологизм
Виды СС по грамматическому значению(ГЗ – общее значение СС одинакового строения):
1. определительное (атрибутивное)
*предмет и его признак:
- прил.+сущ.: весеннее пальто
- мест.+сущ.: наша школа
- порядковое числит.+сущ.: пятая школа
- прич.+сущ.: неуспевающие ученики
- сущ.+сущ.: письмо сестры
- сущ.+нареч.: яйцо всмятку
-сущ.+инф.:желание петь
* действие и его признак
* признак и его степень проявления и тд.
2. объектное. Глаг.+имя (падежная форма). Зависимое слово обозначает объект, на который переходит или направлено действие, или связано: рубить дрова, писать пером. В качестве главного слова может быть глагольное существительное: распределение обязанностей. Главное слово прилагательное: рад встрече.
3. субъектное. Грамматически главное слово называет действие или состояние, а зависимое слово – состояние. Зависимое слово выражено не именительным падежом, а косвенным. Поэтому это логический субъект, а не грамматический.
Ветром сорвало крышу
Сорвало крышу (действие и предмет, на который оно направлено) – объектное
Сорвало ветром (действие и тот, кто его производит) – субъектное
4. обстоятельственное. Зависимое слово обозначает признак действия (место, время, цель, уступка и тд). Гл.+нареч.: говорить быстро, ехать шагом, едущий следом, летя самолетом, сказать со зла.
5. комплетивное. В качестве главного слова выступает семантически неполное слово. Зависимое слово восполняет смысл: оказаться лишним, приехать первым, некоторые из присутствующих, три рассказа.
NB Объектный инфинитив никогда не является частью сказуемого (присоветуй им встретить (дополнение) меня с послушанием). Субъектный инфинитив является частью сказуемого (я начал петь).
Способы связи слов в СС:
1. согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется форме главного слова во всех общих категориях: моя книга, старшая сестра, весенний ветер.
Это частотная, но слабая связь. Виды:
- полное. Уподобление с родом, числом, падежом: белый снег
- неполное. Согласование по числу и падежу: быстрые реки, бескрайние поля
- параллелизм форм. Согласование по падежу: кресло-кровать, гриб боровик, чудо дерево, думы-тучи, народ-победитель, птица-тройка, Москва-река.
- согласование по смыслу: наш врач Иванов, наша врач Иванова, но: я записался к нашему врачу Ивановой.
2. управление – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже: рубить топором, говорить о погоде, писать письмо, рубка леса, написание документа, любовь к людям, сердитый на сына (сыновей), скупой на слова, тугой на ухо.
- беспредложное управление: ждать поезд, читать книгу, любить природу
- предложное: злиться на подругу.
По степени обязательности компонента:
* Сильное управление. Форма зависимого компонента подсказывается главным: читать книгу.
Безоговорочное управление:
- гл.+дополн. без предлога: читать рассказ
- в форме зависимого слова есть предлог, который сочетается с приставкой главного слова: вбежать в комнату, съехать с квартиры, добежать до столовой, выехать из города, заплатить за проезд, оплатить проезд
- лексическое значение слова регулирует форму зависимого слова: руководить (кем? чем?), покоряться (кому? чему?), свидетельствовать (о ком? о чем?).
* Слабое управление: писать другу, идти по лесу, идти с другом.
3. примыкание – подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменные слова: наречие, деепричастие, инфинитив, степень сравнения, прилагательные неизменные, притяжательные местоимения: его книга – его книге – его книгой – его книгу.
Бежать быстро, работать лучше, очень добрый, готовый помочь, читать лежа, новости поважнее, юбка цвета беж, юбка мини, рука реглам, коми язык.
В парадигме СС могут быть связаны разными способами: три рассказа (упр.) – о трех рассказах (согл.) и тд.
Значение изучения синтаксиса в школе:
Образовательное значение
1. Знакомство с синтаксическим строем русского языка – синтаксическими понятиями, определениями, правилами.
Практическое значение
• Изучение синтаксиса способствует :
1) формированию пунктуационных умений (изучая синтаксические конструкции, учащиеся параллельно знакомятся с правилами выделения их на письме с помощью знаков препинания);
2) овладению синтаксическими нормами литературного языка –правилами построения словосочетаний и предложений:
- нормами согласования , нпр., крепкий кофе;
- нормами управления, нпр.: отзыв (о чем?) о книге, рецензия (на что?) на книгу;
- правилами построения предложений разных конструкций, нпр.,предложения с деепричастным оборотом и др.
3) обогащению грамматического строя речи учащихся синтаксическими конструкциями, не свойственными детской речи
(причастными, деепричастными оборотами, обособленными
приложениями, СПП с некоторыми видами придаточных, нпр., с придаточными уступительными )