Вопрос 13. . Основные теоретические проблемы морфемики. Методика проведения морфемного анализа в школе.

Морфемика – учение о минимальных значимых единицах языка. Морфема – минимальная значимая часть слова. Под морфемой понимается обобщенная единица языка, кот-я в бол-ве случаев может иметь разное материальное воплощение (фонетический состав). Сам термин принадлежит Бодуэну де Куртене, кот-й указывал, что слова делятся на морфологические единицы-морфемы, под морфемой понимал минимальную значимую единицу языка.

Отличие морфемы от фонемы: морфема – минимальная значимая единица языка, тогда как фонема – минимальная единица языка, не обладающая значением. Морфема может состоять как из одной, так и из нескольких фонем.

Отличие морфемы от слова: в качестве мин.значимой единицы морфема сущ-ет только в слове; слово-структурное целое составного хар-ра, морфема – минимальная значимая единица языка, членами кот-й ни более ни менее значимые части невозможно; морфема не обладает ЛГ отнесенностью к определенной части речи, хотя может служить показателем этой отнесенности; морфема воспроизводится как готовая единица, слова способны создаваться по словообразовательным типам, сущ-м в языке.

Морфема – минимальная значимая частица. Морф – конкретный представитель морфемы в речи, кот-й обнаруживается при членении слова. Морфема – обобщенная абстрактная единица. Репрезентант морфемы в речи – морф.

В зависимости от хар-ра представления морфемы в речи принято дифференцировать алломорфы и варианты морфем. Алломорфы – формы одной и той же морфемы, наличие кот-х объясняется ранее действующими фонетич-ми законами, отраженными в виде исторических чередований звуков. Могут выступать в разных словоформах (орловец-орловца:о//нуль звука, овец- алломорф овц), в разных , но однокоренных словах (песок-песочный: к//ч, песоч – корневой алломорф песок). Варианты изменяющейся морфемы – разновидночти морфемы явл-ся синонимич. и генетич-и родственными, появление кот-х не объясняется фонетич-м чередованием звуков, ни современным, ни историческим. К вариантам относят: постфиксы (-ся, -сь), приставки (без-/бес-), суфф. (-чик-/-щик-, -тий-/-той-). К вариантам относят и суфф., включающие в свой состав интерфиксы и корни, содержащие в составе субморфы (чистильщик: -ль- вариант –щик-)

Виды морфем:

· типовая морфема – регулярные и нерегулярные материально выраженные морфемы (холод – типовая корневая морфема, символизм)

· унификс (один) – единичные представления того или иного суффикса (любовь, стеклярус)

· нулевая морфема – материально не выраженная морфема. Это м.б. суффиксы с абстрактным значением (вывод_), со значением лица м.р. по роду занятий (филолог_), со знач.порядковых числит-х (пят_ый), с адъективным (безух_ий). Также нулевая флексема (дом□, дочь□).

Классы морфем:

· корневые морфемы. Корень слова – общая часть родственных слов, явл-ся носителем основного компонента ЛЗ (смелый, смельчак, смелость). Виды корневых морфем: 1)свободные корни – корни, структурно равные непродуктивным нечленимым основам (глупый, шить). 2)радиксоиды – связные корни – корни, встречаются только в составе непроизводных, но членимых основ (свергнуть).

· служебные (аффиксальные). Аффикс – любая значимая часть слова за исключением корня. В зависимости от положения в слове выделяют префиксы, суффиксы, флексии, постфиксы. Префикс – аффикс, занимающий в слове место перед корнем и служащий для образования новых форм слова. Суффикс – аффикс, занимающий в слове положение после корня и служащий для образования новых слов и форм слова. Флексия – изменяемая, как правило, конечная часть слова, выраж.грамм. значение словоформы. Постфикс – аффикс, заним. в слове положение после окончания и служащий для образования новых слов и форм слова (-ся, -сь, -те; -то, -либо, -нибудь).

· вопрос о циркумфиксе (конфиксе). Под этим термином понимают комбинации из префикса и суффикса, функц-е одновременно (по-волчьи). Земская отрицает сущ-е конфикса, т.к. отдельность префикса и суффикса очевидны (дружески).

· вопрос об интерфиксе. Интерфикс – не явл-ся морфемой, т.к. не имеет собственного ЛЗ, вып. роль соединит. эл-та (водораздел, будильник, шоссейная).

· вопрос о субморфе: они тождественны по форме морфемам, но значения не имеют (чепец-немец, чулок-бочка)

Класс-ция аффиксальных морфем по функции:

· словообразовательные исп-ся для образования новых слов (учитель-учительский)

· формообразующие исп-ся для создания словоформ, это могут быть флексии, суффиксы и префиксы (учил-учить, писать-написать)

· основообразующие встреч-ся в составе непроизводных, но членимых основ (читать, учить)

· синкретические – аффиксы, совмещающие словообр-е и формообр-е, основообр-е функции и словообр-е. (супруга – словообр.+формообр.; обуть – словобр.+основообр., ср. разуть).

Регулярные и нерег., продуктивные и непрод. аффиксы.

С токи зрения частоты воспроизводимости того или иного аффикса, выделяемого в слове, аффиксы делятся на рег. и нерег. Регулярные аффиксы воспроизводятся в составе слов постоянно (безлунный, телефонный). Нерег. в составе слова встречаются редко, чаще всего это единичные случаи представления того или иного аффикса. К нерег.относят унификсы. (кофейня, костлявый, навеселе).

С точки зрения частоты участия аффиксов в образовании новых слов СРЯ делятся на прод. и непродуктивные. Продуктивные – аффиксы, принимающие активное участие в образовании новых слов СРЯ (свидетельница, учительница). Непрод. – аффиксы, с помощью кот-х новые слова в языке или не образуются, или образуются крайне редко (смолоду, кудрявый).

Между явлениями прод/непрод-ти и регул./нерег-ти сущ-ет прямая связь: регулярный – продуктивный и нерег.-непрод. Но в языке есть аффиксы достаточно регулярные, но непрод. (-ан-, -ун-).

На основании стил. дифференциации аффиксы делятся на стил-нейтральные и стил-окрашенные (книжные и разговорные: трансъевропейский, врачиха).

Синонимч.морфемы – морфемы, облаающие общим словообр.значением, но имеющие разное фонетич.оформление (лицо м.п. –тель-, -чик-, -ун-, -ин-).

Омонимич.морфемы – имеют одинаковое материал.воплощение, но обладают разным значением (осетин, графиня, свинина).

Антонимич.морфемы – придают словам противопол.значение (разуть-обуть).

Морфемы СРЯ делятся на исконно русские и заимствованные.

1)исконными явл-ся корневые и аффиксальные морфемы – ножик.

2)заимствюявл-ся корень и аффикс – журналист.

3)корневые морфы русский – архиглупый

. 4)корневой морф заимств. – газетчик.

Основа слова, ее типы.

Основа – часть слова без окончания и формообраз-го аффикса, в кот-й сод-ся ее лексико-грам. значение. учитель, учить. Различаются производные и непризв.основы. Непроиз-я основа – первичная (дом, холод, белый), производная основа – мотивированная, в составе кот-й выделяются живые словообраз-е аффиксы и кот-е обозначают предметы окр.дейст-ти (надомный, холодный).

Слова различаются членимой и нечленимой основой. Нечленимая основа равна корню (ходит, добрый). В членимую основу входит корень и аффиксы (доброта, приходит).

Структурные типы слов. Слово как осн.единица языка всегда выступает как определенное целое. Слова соотносятся с др.словами. Анализ состава слова позволяет выделить три типа: 1)слова, структурно равные морфеме (зря, на, и, жаль). Сюда отн-ся все неизмен. слова. 2)слова, структурно более сложные. чем морфемы. Это слитные и составные слова. Слитные – а)слова с чистой производной основой без флексии (по-новому), б)слова с непрод.основой нечленимой и с флексией (учу), в)слова с произ. членимой основой и флексией (городской), г)слова с непроиз. членимой основой и формообр-м аффиксом (читать). Составные пред. собой целостные объединения раздельно оформленных слов (платье-костюм, диван-кровать). 3) переходный тип – слова, структурно равные морфеме, но членимые на основу и окончание при словопроизводстве.

1. морфемный анализ (разбор слова по составу) – установить кол-во морфем в слове, определить тип морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание), определить значение морфемы. Основным принципом морфемного анализа явл-ся сопоставление предложенного для разбора слова с двумя рядами слов – с рядом одноструктурных (смелость-гордость, слабость) и с рядом родственных, однокоренных (смелый-смельчак). Этапы разбора по составу: 1) определите часть речи, явл-ся ли слово изменяемым или не изменяется. 2) выделите окончание, подберите слова той же формы, с тем же окончанием, определите значение окончания. 3)выделение основы – части изменяемого слова без окончания или неизменяемого слова полностью. Особые трудности бывают при выделении нулевого окончания: либо выделяют его там, где его и быть не может (громко, сегодня), либо выделяют –ть в глаголах. Другая трудность – выделение вместо нулевого окончания материально выраженного – сентябрь, сарай. Нужно сопоставлять нулевое и материально выраженное окончание. Уч-ся должны знакомится с типовыми значениями окончаний разных форм слова. В учебнике Бабайцевой есть список типовых окончаний. 4)выделяются суффиксы и приставки с использованием мотивировок, т.е. найти то слово, кот-е мотивирует данное производное слово. 5)выделение корня. Корень выделяется в последнюю очередь. Подобрать ряд однокоренных слов.

2. Образование слов по модели, схеме.

3. подбор слов по заданной модели

4. подбор слов, где задано значение суффикса: подберите слова с суфф. –ость-.

5. составление модели по данным словам.

6. упражнение по выращиванию словесного дерева: берем корень и от него образуем гнездо.

Вопрос 14. Основные теоретические проблемы словообразования. Методика изучения словообразования в школе.

Словообразование в узком значении данного слова изучает законы образования слов.

Деривация – образование – процесс создания одних языковых единиц на базе других путем аффиксации или словосложения, в связи с чем приравнивается к словообразованию.

Земская в завис-ти от хар-ра деривационного значения различает 2 группы слов:

1)синтаксич.деривация – хар-ся таким ЛЗ производных, кот-е тождественны значению производящих. Производные слова отлич-ся лишь принадлежностью к той или иной части речи.

2)лексическая деривация – хар-ся таким ЛЗ производных, кот-е не тождественно значению производящих.

Словообразовательная мотивация – отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из кот-х опред-ся через лексическое или обобщенное ГЗ другого. Мотивированное слово (производное) включает в себя мотивирующую (производящую) основу и словообраз-ый формант (аффикс). Одно из слов, связанных отношениями мотивации, явл-ся мотивирующим (производящим), а др. – мотивированным (производным). Все образованные слова по своей стр-ре слова с мотивированной основой.

Словообразоваетльный формант (аффикс) – ср-во, за счет кот-го данное мотивируемое слово отлич-ся от мотивирующего (красный→краснота), основа красн- мотивирующая, основа краснот- мотивированная.

Производная основа может нах-ся в отношениях производнотси не с одной, а с двумя производящими основами. Это отношения множественной мотивации.

Словоб-й тип – схема построения слов, хар-ся: 1)общностью частей речи мотивирующих слов, 2)формантом, тождественным в материальном и семантическим отношении, 3)семан-м отношением между мотивирующим и мовивируемым словами, 4)общностью способа словооб-я.

Продуктивность типа – его способность служить образцом для производства слова.

Словообр-я цепочка – группа родственных слов, последовательно связанных др.с др. отношениями производности (мотивир-ти): старый-стареть-устареть-устарелый-устарелость. (Тихонов)

Словооб-я парадигма – сов-ть производных слов, имеющих одну и ту же производящую основу и нах-ся на 1 ступени словооб-я (Земской). Старый→стареть, старость, нестарый, старо, старик

Словооб-е гнездо – сов-ть слов с тождественным корнем, упорядоченное в соответ-ии с отклонениями словооб-й мотивации. Гнездо состоит из цепочек и парадигм.

Морфонология – раздел языкознания, изучающий связи морфологии и фонетики, т.е. исп-е фонологич-х ср-в словооб-я и словоизменение. При образовании слов происходит взаимоприспособление соединяющихмя морфов. 4 вида явлений морфонологии: 1)чередование фонем: книжник-книга, волчий – волк), 2)интерфиксация (кормилец-кормить, сине-зеленый – синий и зеленый), 3)наложение морфем (Томск-томский, такси-таксист),4)усечение производящей основы (либретто-либретист).

Морфологич.сп.словооб-я – образование новых слов на базе сущ-х в языке основ и словообр-х эл-тов. Наиболее продуктивен в СРЯ. Это аффиксация и сложение.

Аффиксация – образование новых слов на базе сущ-х основ и аффиксов (суфф., в т.ч. нулевого, префисов, постфиксов). Разновидности:

· суффиксальный сп. – производящая основа+суфф. (белый-белизна)

· префикс.сп. – производящее слово + префикс (лететь-прилететь)

· суфф-преф.сп. – преф+производящая основа+суфф. (мастер – подмастерье)

· постфикс.сп. – произв.основа + постфикс (когда-когда-нибудь)

· суфф.-постф.сп. – фосфор-фосфориться

· префикс.-постфикс. – воевать-довоеваться

· преф.-суфф.-постфикс.сп. – луна – прилуниться

· сп.нулевой суфф-ции – удалой – удаль

· префикс.+нулев.суфф-ция - (без) языка – безъязыкий

Способ сложения – образование новых слов путем сложения полных или усеченных основ или целых слов:

· сложение слов – образ-ся сложные составные слова: диван-кровать

· образуются сложные слитные слова: 1)сложении основ без интерфикса (Калининград), 2)с интерфиксом (атомоход), 3)с интерф.и суфф. (черноморец), 4)с интерф. и нулевым суфф. (зеленоглазый), 5)сложение усеченной и целой основ (стенгазета), 6)сложение усеч.основ (аббревиация) – слоговой подтип (местком), буквенный подтип (КВН), звуковой подтип (МХАТ-моск.академич.худ.театр), смешанный подтип (ИМЛИ).

Неморфологические способы:

1. лексико-семантический: слов приобретает новую лесксич.семантику и происходит образование смост-х слов-синонимов: палата (помещение) – палата (учреждение)

2. морфолоо-синтаксический сп. – образование новых слов путем перехода из одной части речи в др. (ученый –прилаг. – ученый – сущ-е).

3. лексико-синтаксический сп. – образование новых слов в рез-те слияния двух самост-х слов в одно (быстрорастворимый).

Окказиональные словообразования – слов. кот-е производятся с нарушением словообр-х закономерностей: русскость (Лихачев), доложитель (Раскатов).

Методика изучения словообразования в школе.

Словообразование – самостоятельный раздел. Образовательное значение в том, что изучается способы образования слов. Практическое значение: 1)изучение способствует умственному развитию детей, 2) помогает сформировать правильную лит-ю речь уч-ся, познакомить детей с экспрессивно-стилист-м расслоением лексики (воин-вояка), помогает в развитии речи, 3)С-е – база для формирования орф-х навыков, 4)облегчает процесс усвоения новых слов.

Принципы изучения:

ü опора на сопоставление анализа и синтеза слова. М-ый разбор связан с логической операцией анализа, словообразовательный с логич.операцией синтеза. Суть принципа – постоянное сопоставление М-го и С-го анализа.

ü опора на мотивированность производного слова.

ü исторический принцип – важно не смешивать современное и историч-е членение слова.

Содержание раздела:

Раздел С-е вошел в программу только с 1970 года. С-е изучается в школе во второй этап: в 5 кл. изуч-ся М-ка, в 6-м – С-е (по Шанскому), по Бабайцевой оба раздела изуч-ся в 5 кл. Рассм-ся способы С-я разных частей речи (5,6,7 кл.) В 6 кл. также вводится понятие способов С-я, понятие «сложное слово» и «сложносокращенное слово». В 7 кл. – способы С-я каждой части речи. Закрепляется мат-л в 8-11 кл.

В школьном курсе по С-ю изучаются такие понятия, как: способ образования слов, морфологические и неморф-е способы, приставочный, суффиксальный сп., приставочно-суфф., безсуффик-й, способ сложения, соединит.гласная, способ слияния, переход одной части речи в другую. В школе проводится словообразовательный разбор. Уч-ся знакомятся с понятием «словообразовательный словарь» (Тихонова).

В школе исключены понятия производная и производящая основы, постфикс приравнивается к суффиксу, интерфикс называется соединительной гласной.

Перед изучением разделяя С-я проводится вводный урок, задачи кот-го вызвать интерес к изучению, представить главные проблемы изучения, этимологический аспект, современное состояние. Начат работу можно с хар-ки самого названия раздела С-е. Можно использовать мат-лы Паустовского. Можно организовать наблюдение над тем, как изменяется значение слова, какова история слов (подсолнух, земляника, подорожник и т.п.).

Упражнения:

Словообразовательный анализ: цель – установление отношений производности, т.е. выяснение того, от какого слова (или основы), с помощью каких морфем и каким способом образовано данное слово. Этапы анализа: 1)толкование значения слова. Что обозначает данное слово? Через значение какого другого слова употребляется значение данного слова? (н-р, ледовый – происходящий на льду). 2)установление производящей основы. 3)определение словообр-й морфемы: ледовый ←лед. 4)определение сп.образования слова: -ов- суффикс.способ.

1. Образование слов по модели, схеме.

2. подбор слов по заданной модели

3. подбор слов, где задано значение суффикса: подберите слова с суфф. –ость-.

4. составление модели по данным словам.

5. упражнение по выращиванию словесного дерева: берем корень и от него образуем гнездо.

6. упражнение «оденем корень»: получим новые слова.

7. на самостоятельное составление словообразовательного гнезда.

8. расположение слов в последовательности, чтобы получился словооб-й ряд: земля-земляной-земляника.

9. на восстановление пропущенного слова в словооб-й цепочке.

10. на разграничение омонимических корней, дать слова разных омонимич.корней, ученик должен разграничить их.

Вопрос 15. Имя существительное как часть речи в современном русском языке. Типы склонения имен существительных в древнерусском языке. Образование современной системы склонения имен существительных. Принципы изучения морфологии в школе.

Имя сущ– это знам ч.речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в словоизменительных категриях числа и падежа и внесловоизменит-ой категории рода.Частеречное значение – знач. предметности.

Синтаксич.признаки – в предлож. сущ. явл. одним из важнейшим компонентов, формирующих его предикат-ую основу.Чаще всего–ф-ция подлежащего и дополнения.Может выступать в ф-ии несогласован. опред-ия, обстоят-ва, именной части сказ-го (ученик (подл.) пишет, мой брат- студент, ученики собрались в классе,он смеется над своим товарищем. Грам. категории рода, числа, падежа – это морфолог-ие призн. сущ-го как ч/речи.

Деревационные признаки(с/образоват-ые)–подуктивные сп-бы с/образ-ния,при кот. образ-ся сущ.:

суффиксация, в т.ч. нулевая,

сп-б сложения- снегозадержание от снег задержание,

сложение с суф-ей- мореплаватель образовано от море, плавать + суф. –эль-,

аббревиация (БТИ- бюро технической инвентаризации, СГУ.

Префиксальный суффиксальный способ – антигриппин - анти+грипп+ин

Префиксальный способ- пригород- город при

Морфолого-синтаксический- заведующий -образ. от прич.

Лексико-грам-ие разряды – это подклассы данной ч/речи, кот. обладают общим семантич-м признаком, влияющим на спос-ть слов выражать те или иные морфолог-ие значения или вступать в противопоставления в пределах грам-их категорий. Некск-ко групп:

а)собственные и нарицат-ые,

б)конкретные, собират-ые, абстрактные, вещественные,

в)одуш-ые и неодуш-ые.

А) Имена нариц-ые служат обобщенными наименованиями однордных предметов, ( тарелка, телевизор, озеро), большая часть нариц-х сущ. имеют соотносит-ые формы числа (рука-руки).

Б) Имена собственные-ИС служат названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных (Россия, Альпы).Отличиесобств-х от нарицат-х:

1)ИС обычно не раскрывает признаки или св-во предметов (подснежник –под снегом),

2)для ИС хар-но полная или относительная произвольность первонач-го выбора,

3)для ИС хар-на непереводимость на др.яз. (фонетич. и морфолог-ие приспособления к языку)

4)ИС как правило не имеют антонимов

2 разряда ИС. 1р-д– имена, фамилия, прозвища, примыкают клички животных. 2р-д–географ. названия, примыкают названия улиц, площадей и т.д. Многие ИС образовались от ИН (виктории от победа, Белгоро от белый город). ИН преходят в ИС и могут становиться названиями отд-х предметов (г. Орел- птица орел). Грам-ой особенностью ИС явл-ся то, что они употребляются в форме какого-то одного числа: ед. или мн.(Урал, Жигули, Карпаты). Однако, если речь идет о ряде лиц или предметов с тождественными собств-ми именами, то изменения по числам имеет место (семья Ивановых). СИ всегда конкретны.

Наши рекомендации