Процедура защиты кандидатских и докторских диссертаций
Современный этап реформирования законодательства в области аттестации научных и научно-педагогических кадров начался в 2010 г., когда был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике». В Федеральном законе впервые среди субъектов научной деятельности появился ВАК (ст. 6.1). Кроме того, были приняты:
- обновленная редакция Положения о порядке присуждения ученых степеней от 24.09.2013 N 842., которая существенным образом изменила порядок прохождения аттестационных дел через Минобрнауки и ВАК[52]
- Положение о ВАК при Минобрнауки, которое было утверждено Правительством Российской Федерации, в то время как предыдущее положение утверждалось приказом Министра[53]
- Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук»[54];
В ст. 69 Федерального закона «Об образовании» к высшему образованию приравнивается аспирантура (ранее аспирантура рассматривалась исключительно как послевузовское образование).
Изучение истории системы присуждения ученых степеней и опыта развития отечественного законодательства в этой области представляет большой научный интерес. Становление российской системы подготовки научно-педагогических кадров сочетало в себе ориентацию на германские университеты и в то же время учитывало позитивный опыт Франции и Польши. При этом отечественная реформа базировалась на отечественных традициях и, в частности, на истории работы Славяно-греко-латинской академии.
Таким образом, определение российских традиций и особенностей, отличий от аналогичных систем в разных зарубежных странах и понятие преимуществ отечественной системы имеет сегодня беспрецедентное значение. Преимущества российской системы присуждения ученых степеней способствуют сохранению единства научного и образовательного пространства Российской Федерации.
М.П. Муравьев и В.Н. Каразин в докладе Комитету по рассмотрению новых уставов ученых заведений говорили: "...нет всеконечно ни одного состояния, для которого бы свобода была столько необходима и вместе с тем столь безопасна, как для состояния ученых. Дарование во все времена ненавидело принуждение. Самая тень унижения для него несносна. Подчинять его власти все равно, что истреблять его... Дать более свободы в Академических трудах и заседаниях..."[55].
Разразившиеся в последнее время масштабные и часто связанные с публичными скандалами псевдоразоблачения и реальные разоблачения диссертационных исследований, списанных с других диссертационных исследований, не имеют ничего общего с самой системой присуждения ученых степеней. Никакая система не гарантирована от проходимцев и лиц, склонных к наживе. В этой связи следует самым строгим образом оценить появившиеся в последние годы очередные революционные предложения об отказе от двухуровневой системы ученых степеней и об отказе от государственного управления самой системой. Представляется, что система присуждения ученых степеней, безусловно, должна модифицироваться, но смысл и суть этих изменений должны вести к улучшению качества самих диссертационных исследований и качественному росту носителей этих степеней. Как показывает сравнительный анализ, лучшие отечественные диссертации ни в чем не уступают зарубежным аналогам. Что касается худших, то их в принципе быть не должно, но это вопрос не системы, а лиц, принимающих подобные решения, часто в угоду чиновникам различного уровня различных министерств и ведомств. Таким лицам не место ни в науке, ни в образовании.
Ссылки на некий зарубежный опыт сторонников реформирования отечественной системы присуждения ученых степеней, как правило, носят поверхностный характер. Зарубежный опыт во всех странах разный, в т.ч. он разный в разных странах Европы. Более того, присуждение ученых степеней в одной отдельно взятой стране может существенным образом варьироваться в зависимости от того, в какой области знаний эти степени присуждаются. Например, в юриспруденции в Германии ученые степени присуждаются на основании Закона о высших школах Федеральной Земли и уставов университетов. При этом существуют следующие уровни: Promotion и Habilitation. В то же время ученая степень одна - Dr. iur. Но степень доктора можно получить только через процедуру Promotion, что переводится с германского как защита кандидатской диссертации. Затем соискатель проходит процедуру Habilitation, что переводится как защита докторской диссертации, и после этого получает полноценный статус доктора - Dr. iur. habil. Степень Dr. iur. habil. важна для ученого, поскольку непосредственно влияет на его академическую карьеру. Для человека, не занимающегося научной или преподавательской деятельностью в образовательном учреждении, эта степень не нужна. Это высшая научная степень, которой достичь трудно и к которой далеко не все стремятся. Поэтому, как правило, большинство соискателей ограничивается получением Dr. iur.
Процесс присуждения ученых степеней делится условно на несколько этапов и происходит следующим образом.
Первый. Диссертация обязательно опубликовывается. Затем в процессе Promotion диссертация оценивается двумя независимыми экспертами по пятибалльной системе (summa cum laude, magna cum laude, cum laude, rite, insufficienter).
Второй. Происходит сама защита диссертации (Disputation) и экзамен по дисциплине, не имеющий отношения к теме диссертации. Защита и экзамен проводятся одновременно, публично и оцениваются Экспертным советом по той же самой пятибалльной системе. В итоге выводится общая оценка, причем оценка за диссертацию имеет двойной вес. Выставлением необходимого количества балов диссертация считается защищенной.
Что касается Habilitation, то здесь оценка за диссертацию не ставится. В этом случае (назовем это третьим этапом, или самостоятельным этапом защиты Habilitation) соискатель делает перед профессорско-преподавательским составом научный доклад и коллоквиум по докладу (строго говоря, отвечает на вопросы оппонентов). Слушателей доклада претендента в отличие от нашей страны не так много, как правило, 3 - 5 профессоров. При этом существует целый ряд обязательных и строго формализованных предпосылок для Habilitation, одной из которых является оценка на уровне как минимум magna cum laude за Promotion. Интересно, что последовательность прохождения этих процедур не только невозможно изменить, но и невозможно ускорить. Но самое главное, что присуждение степени Dr. iur. habil. не гарантирует ученому получение звания профессора, которое, с одной стороны, не может быть дано без указанной ученой степени, но, с другой стороны, зависит от наличия вакантной должности профессора в университете, что, в свою очередь, сопряжено, как правило, с одновременным получением кафедры (обычно профессор - это заведующий кафедрой). Многим Dr. iur. habil. в Германии никогда не суждено стать профессорами. Одновременно профессор в Германии - это не только научная элита, это элита общества, статус которой подтвержден на государственном уровне предоставлением многочисленных льгот и привилегий.
Видно, насколько своеобразен опыт только одной страны. В других странах процедуры присуждения ученых степеней не только не менее любопытны, но и не менее разнообразны и противоречивы.
Отказ от государственного управления системой присуждения ученых степеней в нашей стране, в т.ч. от создания диссертационных советов в ведущих вузах и научных учреждениях страны, организационно-технического обеспечения последующих этапов экспертизы, дипломов государственного образца и создания единых информационных центров приведут к разрушению исторически сложившейся системы присуждения ученых степеней в России, которой насчитывается более 240 лет.