Омосемия, полисемия и омонимия морфем (в билете выше).
43. . Грамматическая структура слова. Понятие основы слова и форматива (форманта) в аспекте формо- и словообразования. Типы основ. Словоизменительная парадигма. Нулевые морфемы. Смена парадигмы как словообразовательное средство (конверсия).
Морфемы –строительный материал для более высокой единицы языка – слова.
По наличию\отсутствию формообразования все слова разбиваются на два структурных типа: одноформенные (неизменяемые) и многоформенные(изменяемые).
По словообразовательной структуре лова делятся на производные и непроизводные.
Формообразование.
Одноформенные слова представлены в языке только одной словоформой (вчера, вприпрыжку, здесь, увы, и, из-за).
По составу может быть одноморфемным (вчера, здесь) и многоморфемным (из-\за, в\новь, в\при\прыж\ку);
Многоформенное слово существует в виде набора словоформ (лексема не совпадает со словоформой: «читать» - лексема, словоформы – «читаю», «читаешь», «читал», «читавший», «читал бы»…).
Состав: строится в разных словоформах частично, а иногда и полностью из разных морфем. При анализе выделяется постоянная часть – формообразующая (лексическая) основа(определяется как часть слова, обязательно содержащая корень и постоянно повторяющаяся без изменений во всех грамматических категориях) и переменная часть – форматив (формант). Например, в словах стол, стола, столу, столы – формообразующая основа –стол-, а форманты: -#-, -а-, -у-, -ы-.
Набор формообразовательных формантов (формативов) – формообразовательная (словоизменительная) парадигма. Форманты могут быть одноморфемными (окончание) или многоморфемными (-л\а в пела), может включать супрасегментные морфемы (ударение) – рогА (сравн. рОга)
Словообразование.
Производность и непроизводность слова имеет место только в синхроническом аспекте (язык на современном этапе) и также производность сравнима с мотивированностью, на диахроническом аспекте (язык на протяжении всего времени) все слова от чего-то произведены.
Внимание заострено на синхроническом аспекте!
Если сравнить производное слово с производящим, то выделятся общая часть – производящая словообразовательная основа и отличительная черта – словообразовательный форматив. Например, в прилагательном горох при сравнении выделяем словообразовательную основу «горох» и словообразовательные формативы «ов», и набор окончаний этого прилагательного.
Словообразовательная основа и формообразующая основа, в принципе аналогичны, но различаются способом выделения: в первом случае производное слово рассматривается как лексема (целое) и сравнивается с производящим, во втором случае мы просто сравниваем разные формы одного слова.
Словообразовательная основа содержит обязательно корень, но также может содержать аффиксы (скорый – скорость – скоростной – скоростник – всякий раз повторяются какие-то аффиксы). Выявляем ее в строгой бинарной оппозиции вплоть до конечных составляющих.
Типы основ:
1 – в качестве производящей основы выступает основа производящего слова (скорый – скорость «скор»)
2 – в качестве производящей основы выступает отдельная словоформа (ты – тыкать)
О смене парадигмы.
Иногда производное слово от производящего отличается только формообразовательной парадигмой. Это явление описано Смирницким и называется морфологическая конверсия.
Например, английский master (хозяин, мастер) - tomaster (овладеть, справится). Налицо омонимия, но не в ней суть! Образование слова происходит без аффиксов, основ. А только сменой парадигмы (так у «master (хозяин, мастер)» в парадигме будут формы themaster, a master, master’s, masters, а у «tomaster (овладеть, справится)» - tomaster, I master, hemasters, I’mmastering). В русском языке конверсия представлена в таких парах, как супруг-супруга, Евгений – Евгения, соль – солю.
Конверсиятакже может быть и синтаксической, т.е. в основе словообразования – изменение синтаксической сочетаемости (наречие «остался позади» сочетается с глаголом и образованный от него предлог – «позади дома» сочетается с существительным в Р.п.).
Про нулевые окончания, эмм, не совсем к месту – идет в список вопросов на консультации (ибо зачем они здесь??) Также полезно почитать в библии страницы 151-152 (в вопросе освещаемые там моменты не заявлены, но полезно бы их тоже знать) – словообразовательная структура сложных слов.
44. Словообразовательная структура сокращенных и сложносокращенных слов. Формо- и словообразовательная структура аналитических образований.
Сокращенные и сложносокращенные слова.
Сокращенные слова образуются способом усечения (отбрасывание звуковых отрезков из состава полного слова). Например, Елена – Лена, заместитель – зам, метрополитен – метро. Все сокращенные слова стилистически разнородны и производящая основа в них как бы и не видна, но она там естьJ, мы ее угадываем: носители языка осознают ее наличие и связь с несокращенным словом. Словообразовательным формативом (смотрим что это в билете выше) здесь будут изъятия из производящей основы (вычитательный словообразовательный форматив).
Сложносокращенные слова – аббревиатуры (универбирующие сокращения).
Образуются из словосочетаний путем усечения частей слов, входящих в их состав, и слияния (иногда неполного) остающихся частей в одно слово.
Некоторые аббревиатуры также теряют актуальное значение производящих словосочетаний (например, совхоз не равен по смыслу советскому хозяйству). В состав форматива сложносокращенных слов входят усечения и также объединяющее ударение (сравни, нефтянОй и гАзовыйпровОд – нефтегазопровОд).
Разновидности аббревиатур (очень популярных образований для многих современных языков).
-Чаще аббревиатуры возникают в обыденной речи (Лена, Саня, Таня, сельмаг=), но официальные стили не остались обделенными. В бытовой речи аббревиатуры ориентируются чаще на живое звучание, а в официальной – на написание. Здесь особо важно выделить инициальные аббревиатуры (слияние первых БУКВ, но не фонем – ТЮЗ, вуз, ГЭС (произносим звуковое значение букв) и СССР, СПбГУ (алфавитное название букв).
-В некоторых аббревиатурах последний компонент выступает как полная основа с присущим ей формообразованием (роддом, сбербанк) или как словоформа (например, косвенный падеж существительного – завкафедрой).
-Иногда усечение происходит за счет начальных или срединных частей основ (мопед – мотоцикл и велосипед).
-Есть аббревиатуры, образованные с использованием интерфиксов (трудодень).
Аналитические образования.
Аналитические образования – сочетания знаменательного и служебного слова, функционирующие как одно знаменательное слово.
1 – АО функционирующие в качестве словоформ – аналитические формы (глагольные времена, типа буду писать, I’ll write; глагольные наклонения писал бы, I should write)
Также есть аналитические образования – слова с предлогами mit dem Bleistift, of my friend; степени сравнения (в английском все прилагательные с more, themost).
Аналитическая форма либо может существовать параллельно синтетической (более теплый – теплее), либо нет (форма продолженного времени в англ.)
Формативы АФ имеют сложную структуру: представлены сочетанием служебного слова и аффиксов в составе знаменательного (на столе – форматив: на и –е).
2 – Аналитическое образованое, функционирующее в качестве целой лексемы во всей совокупности ее форм – аналитическое слово.
(toprideoneself) – образован соединением производящей основы, представленной в существительном pride, и словообразовательного форматива (меняющегося по лицам и числам возвратного местоимения + набора аффиксов и аналитических форм глагола).