Контрольная работа по теме: « системы счисления»
I вариант
1. Переведите из 10-ой системы счисления:
a) 38910 х2
b) 21510 х8
c) 78610 х16
2. Переведите в десятичную систему счисления:
a) 11100010112
b) 1000101012
c) 10010010012
3. Переведите из 10-ой системы счисления в двоичную систему счисления:
a) 48910
b) 1382
c) 5122
4. Запишите число римскими цифрами:
a) 427
b) 353
c) 2618
5. Переведите из римской системы счисления:
a) LXXVI
b) XLIX
c) CMXCIV
6. Сравните:
a) 1102 и 1103
b) 5506 и 5058
c) Е316 и 278
II вариант
1. Переведите из 10-ой системы счисления:
a) 27210 х2
b) 36910 х8
c) 18610 х16
2. Переведите в десятичную систему счисления:
a) 11010010112
b) 1010101012
c) 1010010012
3. Переведите из 10-ой системы счисления в двоичную систему счисления:
a) 52810
b) 1922
c) 10242
4. Запишите число римскими цифрами:
a) 145
b) 473
c) 2048
5. Переведите из римской системы счисления:
a) LXVI
b) XLIII
c) MCMXCIV
6. Сравните:
a) 1002 и 1003
b) 5508 и 5056
c) 3А16 и 378
III вариант
1. Переведите из 10-ой системы счисления:
a) 14810 х2
b) 56810 х8
c) 40410 х16
2. Переведите в десятичную систему счисления:
a) 1111111112
b) 1000000002
c) 1001001002
3. Переведите из 10-ой системы счисления в двоичную систему счисления:
a) 48910
b) 1382
c) 5122
4. Запишите число римскими цифрами:
a) 421
b) 765
c) 1648
5. Переведите из римской системы счисления:
a) LXXXVIII
b) XLIX
c) MCXV
6. Сравните:
a) 1112 и 1003
b) 4506 и 5408
c) 3F16 и 338
IV вариант
1. Переведите из 10-ой системы счисления:
a) 17410 х2
b) 14710 х8
c) 73610 х16
2. Переведите в десятичную систему счисления:
a) 10101010102
b) 1001001002
c) 1111111111112
3. Переведите из 10-ой системы счисления в двоичную систему счисления:
a) 58310
b) 1282
c) 13192
4. Запишите число римскими цифрами:
a) 154
b) 347
c) 1997
5. Переведите из римской системы счисления:
a) MDLXVI
b) DXLI
c) MDXCIV
6. Сравните:
a) 1542 и 1533
b) 2356 и 2538
c) 2D16 и 478
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Перевод из двоичной системы в восьмеричную
Двоичная запись числа (dndn-1…d1d0)2 разбивается справа - налево на триады (каждая по три разряда). Если в самой левой триаде меньше трех цифр – слева добавляются нули
Трехразрядное двоичное число каждой триады заменяется на число, равное ему в восьмеричной системе. (Таблица 1)
Например: Переведите 1010010102 х8
ß
(101 ) (001) (010 )
ß
(5) (1) (2)
ß
Ответ:1010010102=5128 Таблица 1
Правило перехода из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную
10-ая | 2-ая | 8-ая | 16-ая |
A | |||
B | |||
C | |||
D | |||
E | |||
F |
Разбить двоичное число на классы справа налево по четыре цифры в каждом (тетрады). Каждая тетрада двоичного числа заменяется на цифру шестнадцатеричного числа (Таблица 2)
Если старшие разряды полученного числа равны 0, то они отбрасываются
Например: 1010010102 х16
ß
(0001 ) (0100) (1010 )
ß
(1) (4) (A)
ß
A
Ответ: 1010010102 = 14А16
Таблица 2
Задание 33.
- Для каждого из чисел: 12310, 45610 выполнить перевод: 10®2, 10 ® 8, 10 ® 16.
- Для каждого из чисел: 1000112, 1010010112, 11100100012 выполнить перевод: 2 ® 10, 2 ® 8, 2 ® 16.
- Для чисел: 543218, 545258, 7778, 1AB16, A1B16, E2E416, E7E516 выполнить соответствующий перевод: 8 ® 2, 16 ® 2
Для любознательных. Ещё два способа преобразования чисел 10-й в 2-ую систему счисления: I. Метод вычитания
С детства мы считать учились – раз, два, три, четыре, пять
Десятичной ту систему мы привыкли называть.
Были палочки и счеты, калькулятор, Пифагор,
А теперь перед глазами – серебристый монитор.
Эта умная машина сможет все нам сосчитать
Ну, а как она считает – предстоит нам разобрать.
Мы считаем в десятичной – два, двенадцать, сто один,
А компьютер лишь в двоичной – либо ноль, либо один.
Разберемся на примере: число будет – сорок пять
Наибольшую здесь степень нам придется сосчитать
Раз считаем мы в двоичной основанье всегда два
Показатель мы находим от начального числа.
32=25 |
8=23 |
4=22 |
Разность сосчитать нам просто мы уже не первый класс
1=20 |
Теперь циферку 13 также как и 45
Вместе с вами нам придется разложить и посчитать
Снова в основанье двойка показатель будет три
Двойка в третьей будет восемь ну, а дальше сам смотри.
У 45-ти два в пятой умножаем на один
У 13 два в третьей тоже множим на один
Два в четвертой не встречалась, тут и нечего гадать
Значит, будем два в четвертой мы на нолик умножать.
Запись: 4510 = 1*25+0*24+1*23+1*22+0*21+1*20 =1011012
Подводим итог: Необходимо разложить данное нам число по степеням «2». В том случае, если полная степень «2» присутствует при разложении, сомножителем будет единица, если степени «2» нет – сомножитель ноль. Важно! При записи числа в «2»-ой системе счисления нельзя пропускать ни одну степень.
II. Метод степеней
Разберем еще один пример: Перевести из «10»-ой системы счисления в «2»-ю число 23. Какие степени «2» представлены в этом числе?
1) Ищем максимальную степень «2» – это 24 =16. Итак: 23-16=7
2) Для числа 7 подбираем максимальную степень это 22 =4. Вычитаем 7-4=3.
3) Для числа 3 подбираем максимальную степень это 21 =2. Вычитаем 3-2=1.
4) Для числа 1 остался единственный вариант это степень 20 =1.
Теперь можем записать разложение числа 23 по степеням «2»:
Запись: 2310 =1*24 +0*23 +1*22 +1*21 +1*20
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: «ЗАНИМАТЕЛЬНО И ИНТЕРЕСНО!»
- Выпишите целые десятичные числа, принадлежащие следующим числовым промежуткам: а)[1011012;1100002]; б) [148; 208]; в) [2816; 3016].
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В классе 11112 девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В классе 36q учеников, из них 21q девочек и 15q мальчиков. В какой системе счисления велся счет учеников?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В саду 100q фруктовых деревьев, из них 33q яблони, 22q груши, 16q слив и 5q вишен. В какой системе счисления посчитаны деревья?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Некогда был пруд, в центре которого рос один лист водяной лилии. Каждый день число таких листьев удваивалось, и на десятый день вся поверхность пруда уже была заполнена листьями лилий. Сколько дней понадобилось, чтобы заполнить листьями половину пруда? Сколько листьев было после девятого дня?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Путем подбора степеней числа 2, в сумме дающих заданное число, переведите в двоичную систему счисления следующие числа: а) 5; б) 7; в) 12; г) 25; д) 32; е) 33.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
1. И.Семакин «Информатика. Базовый курс 7-9» - М: 2006
2. И.А.Иванова Информатика. 10 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2005
3. http://www.rusedu.ru/detail_1416.html
4. http://informatika.na.by/files/razrabotkiurokovimeropriiatii/scenarii/new1/new1/rfjklsa
5. http://festival.1september.ru/articles/411324/
6. http://www.rusedu.ru/detail_1457.html
7. http://infoschool.narod.ru/lesson.htm