Р Беседа по содержанию рассказа Н. Калининой «Как ребята переходили улицу»
— Вам приходилось переходить улицу? Как вы это делали?
— Послушайте рассказ о том, как ребята из детского сада однажды переходили улицу.
ПОШЛИ МАЛЫШИ ГУЛЯТЬ. ДОШЛИ ДО УГЛА. НА УГЛУ СВЕТОФОР. ГОРИТ В СВЕТОФОРЕ КРАСНЫЙ СВЕТ — ЗНАЧИТ, НЕЛЬЗЯ ПЕРЕХОДИТЬ УЛИЦУ.
ОСТАНОВИЛИСЬ РЕБЯТА. ЖДУТ, КОГДА ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК ЗАЖЖЕТСЯ А МАШИНЫ ИДУТ И ИДУТ ДРУГ ЗА ДРУГОМ ПО МОСТОВОЙ, И КОНЦА НЕ ВИДНО МАШИНАМ. СТОИТ ПОСРЕДИ УЛИЦЫ МИЛИЦИОНЕР. ПОСМОТРЕЛ НА РЕБЯТ, ПОДНЯЛ ПАЛОЧКУ ОСТАНОВИЛИСЬ МАШИНЫ. КРАСНЫЙ СВЕТ ПОГАС, ЗАЖЕГСЯ ЖЕЛТЫЙ, А ПОТОМ ЗЕЛЕНЫЙ.
МОЖНО УЛИЦУ ПЕРЕХОДИТЬ.
ПЕРЕШЛИ МАЛЫШИ УЛИЦУ. СТАЛИ ИГРАТЬ НА БУЛЬВАРЕ... ВЗЯЛ САША ПАЛОЧКУ, ГОВОРИТ:
— Я — МИЛИЦИОНЕР.
ЗАГУДЕЛИ МАШИНЫ. ПОЕХАЛИ РЕБЯТА-ШОФЕРЫ ПО УЛИЦАМ. А НА ПЕРЕКРЕСТКЕ СТОИТ САША-МИЛИЦИОНЕР. ВСЕ ШОФЕРЫ ЕГО СЛУШАЮТСЯ В КАКУЮ СТОРОНУ ОН НЕ ПОВЕРНЕТСЯ, ПАЛОЧКУ ПОДНИМЕТ, В ТОЙ СТОРОНЕ ВСЕ МАШИНЫ ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ.
НИКТО ДРУГ НА ДРУГА НЕ НАЕЗЖАЕТ. НИКТО ДРУГ ДРУГА НЕ ТОЛКАЕТ: МИЛИЦИОНЕР ЗА ДВИЖЕНИЕМ СЛЕДИТ.
(Объяснить значение слов МОСТОВАЯ, БУЛЬВАР, ПЕРЕКРЕСТОК и выражения КОНЦА НЕ ВИДНО.)
— Куда пошли малыши?
— Что увидели на углу дома?
— Какой свет горел на светофоре? Что он обозначал?
— Что сделали дети, когда увидели красный свет?
— Сколько было машин на улице?
— Кто стоял посреди улицы?
— Что сделал милиционер?
— Когда малыши перешли улицу?
— Как они играли на бульваре?
— Кем был Саша, и кем были другие ребята? Л Г Р Рассматривание картинок «Как убирают улицу»
— Что ваши мамы делают для того, чтобы в квартире было чисто? (Убирают, моют пол.)
— А кто убирает улицу?
— Вы видели, как улицу подметают дворники?
— Летом на улице убирают пыль специальные машины. Они подметают щетками улицу и поливают ее. Посмотрите на картинку. Составьте предложение о том, что вы видите. (Рис. 88а.)
— Кто зимой чистит снег на улице?
— Есть еще одна машина-помощник. С ее помощью убирают снег зимой. Вот она. Составьте предложение о СНЕГОУБОРОЧНОЙ машине. (Рис. 886.)
Г Образование разнопрефиксальных глаголов
—По улице ехала красная машина. Смотрите на картинки и говорите, как она ехала.
ИЗ ГАРАЖА... (ВЫЕХАЛА) ОТ ДОМА... (ОТЪЕХАЛА) ПО УЛИЦЕ... (ЕХАЛА) ПОД МОСТ... (ВЪЕХАЛА) ПЕРЕКРЕСТОК... (ПЕРЕЕХАЛА) К ДЕТСКОМУ САДУ... (ПОДЪЕХАЛА) НА ОБОЧИНУ... (СЪЕХАЛА) К ПАРКУ... (ПРИЕХАЛА) Л Г Р Распространение предложений определениями и обстоятельствами. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже
— Закончите предложения, отвечая на вопросы:
ЕДУТ МАШИНЫ (Где едут? Какие машины?) — ПО УЛИЦЕ ЕДУТ БОЛЬШИЕ МАШИНЫ
ПЕШЕХОДЫ ПЕРЕХОДЯТ УЛИЦУ (Какие пешеходы? Как переходят?)—
МАШИНА ПОЛИВАЕТ УЛИЦУ (Какая машина? Чем поливает? Какую улицу?)— ...
НА СВЕТОФОРЕ ЗАЖЕГСЯ СВЕТ (На каком светофоре? Какой свет?)— ... и т. д.
? Отгадываниезагадки ВОТ СТОИТ НА УЛИЦЕ В ДЛИННОМ САПОГЕ ЧУДИЩЕ ТРЕХГЛАЗОЕ НА ОДНОЙ НОГЕ. |
ЗАПЫЛАЛ У ЧУДИЩА ИЗУМРУДНЫЙ ГЛАЗ, ЗНАЧИТ, МОЖНО УЛИЦУ ПЕРЕЙТИ СЕЙЧАС.
( Светофор.) Словарная работа: ЧУДИЩЕ, ТРЕХГЛАЗОЕ, ЗАПЫЛАЛ, ИЗУМРУДНЫЙ.
ЗАНЯТИЕ « Транспорт»
№ 1 Тема «Транспорт» Задачи:
— формировать обобщающее понятие «транспорт», знакомить детей с названиями частей машины, дифференцировать городской транспорт, показать отличия различных видов транспорта;
— учить детей составлять описательный рассказ;
— упражнять в образовании формы множественного числа существительных.
Л Формирование обобщающего понятия «транспорт»Наступило лето. Мои знакомые дети Саша и Маша собрались поехать к своим бабушкам в гости. У Саши бабушка живет в том же городе, а у Маши — в деревне. Давайте подскажем детям, на чем они могут поехать к своим
бабушкам. На чем поедет Саша? А Маша?
— Посмотрите на картинки и скажите, как можно все изображенное на них назвать одним словом. ТРАНСПОРТ
— Для чего нужен транспорт?
— Назовите, какие виды транспорта здесь нарисованы. (Детям показываются картинки.)
МЕТРО ТАКСИ МОТОЦИКЛ АВТОБУС ПОЕЗД ВЕЛОСИПЕД ТРАМВАЙ САМОЛЕТ ТРОЛЛЕЙБУС ЛОДКА КОРАБЛЬ
— Какой транспорт перевозит людей и грузы только в городе?
— Какой транспорт может ездить на большие расстояния?
— Какой транспорт может перевозить одновременно много людей?
— Какой транспорт может везти только одного, двоих или троих человек?
— Часто ли вы ездите на транспорте и куда? Я ЕЗЖУ НА АВТОБУСЕ К БАБУШКЕ Я ЕДУ ТРАМВАЕМ В ДЕТСКИЙ САД П Закрепление названий различных видов транспорта—Я прочитаю короткий рассказ, а вы, если услышите в нем названия видов транспорта, хлопните в ладоши.
В ВОСКРЕСЕНЬЕ КОСТЯ И СВЕТА СОБРАЛИСЬ НА ДАЧУ. ОНИ СЕЛИ В ТРОЛЛЕЙБУСИ ПОЕХАЛИ НА ВОКЗАЛ. СВЕТА И КОСТЯ УСТРОИЛИСЬ ОКОЛО ОКНА И С ИНТЕРЕСОМ СМОТРЕЛИ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ВОКРУГ. МИМО НИХ ПРОЕХАЛА МАШИНА.НА ОСТАНОВКЕ ИХ ОБОГНАЛ АВТОБУС.В ДЕТСКОМ ПАРКЕ МАЛЬЧИКИ КАТАЛИСЬ НА ВЕЛОСИПЕДАХНА ВОКЗАЛЕ МАМА КУПИЛА БИЛЕТЫ. ВСКОРЕ ПОДОШЕЛ ЭЛЕКТРОПОЕЗД.И ВСЕ СЕЛИ В ВАГОН НА ДАЧЕ ИХ ВСТРЕТИЛА БАБУШКА.
Называние частей машины, автобуса, троллейбуса, трамвая
ОКНА |
—Рассмотрим модель автобуса и назовем ее части. (Рис. 89.)
—Где сидит шофер? (Шофер сидит в кабине.)
—Где сидят пассажиры? (Пассажиры сидят в салоне.)
- Как они заходят в автобус?
- Почему в автобусе светло?
- Сколько в автобусе окон?
— Пассажиры сидят в автобусе или стоят?
Сколько пассажиров одновременно может перевезти автобус? (Очень много.)
Какой вид транспорта очень похож на автобус? (Рис. 90.) ТРОЛЛЕЙБУС
— Чем он отличается от автобуса? (Есть штанги, провода.)
— Для чего нужны штанги и провода? (По проводам идет ток, через штанги — к троллейбусу. Без тока троллейбус не может ехать.)
— Кто водит троллейбус?
— Покажите у троллейбуса ОКНА, ДВЕРИ, ФАРЫ, КОЛЕСА, КАБИНУ, САЛОН, ШТАНГИ.
— Какой еще транспорт движется с помощью электрического тока? ТРАМВАЙ
— Чем трамвай отличается от троллейбуса? (Вместо штанги — дуга, ездит по рельсам ) (Рис. 91.)
«РЕЛЬСЫ"
— У трамвая чаще всего бывает два вагона. Покажите на картинке вагоны трамвая, ДУГИ, РЕЛЬСЫ, САЛОН, КАБИНУ
— Кого перевозят трамваи, автобусы, троллейбусы?
— Какой транспорт перевозит грузы?
—Эта машина перевозит грузы, она так и называется ГРУЗОВАЯМАШИНА.
— Назовем части грузовой машины. (Рис. 92.)
— Куда кладут или насыпают грузы? (В кузов.)
— Где сидит шофер? (Шофер сидит в кабине.)
— Такая грузовая машина может перевезти очень тяжелый груз.
— Что можно погрузить в такую машину? (Песок, кирпичи.)
— Как называется эта машина? ЛЕГКОВАЯ МАШИНА
— Почему она так называется?
— У легковой машины есть кузов?
— Куда кладут вещи? (В багажник.)
— На наших улицах можно встретить транспорт для одного или двоих человек. Вы знаете такой транспорт?
МОТОЦИКЛ ВЕЛОСИПЕД Г Образование формы множественного числа существительных
Показывается картинка, на которой изображены различные виды транспорта и пешеходы с детьми.
— Рассмотрите картинку и назовите транспорт, который вы видите.
ГРУЗОВЫЕ МАШИНЫ ЛЕГКОВЫЕ МАШИНЫ АВТОБУСЫ МОТОЦИКЛЫ
ТРОЛЛЕЙБУСЫ ВЕЛОСИПЕДЫ и т. д.
— Детская коляска, которую везет женщина, это транспорт? (Нет.)
— Много ли транспорта вы видите на картинке? Скажите об этом.
МНОГО МАШИН МНОГО АВТОБУСОВ МНОГО ТРАМВАЕВ и т. д.
Р ? Составление описательного рассказас опорой на схему(рис. 93)
—В коробке — подарок для вас. Это игрушка. Вы узнаете, какая, если
отгадаете загадку.
ДОМ ПО УЛИЦЕ ИДЕТ,
НА РАБОТУ ВСЕХ ВЕЗЕТ.
НЕ НА КУРЬИХ НОЖКАХ,
А В РЕЗИНОВЫХ САПОЖКАХ. (Автобус.)
—Правильно, это игрушечный автобус. Если его завести ключиком,
автобус поедет. Давайте расскажем, как он выглядит.
Рис. 93 |
1. ЧТО ЭТО?
2. КАКИЕ ЧАСТИ ЕСТЬ У АВТОБУСА?
3. КАКОГО ЦВЕТА АВТОБУС?
4. КАКИЕ ОКНА? КАКИЕ ДВЕРИ? СКОЛЬКО ИХ?
5. ЧТО НАПИСАНО НА АВТОБУСЕ? (НОМЕР.)
6. ГДЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ?
7. ГДЕ МЕСТА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ?
8. ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН АВТОБУС?
9. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ХОЧЕШЬ РАССКАЗАТЬ ОБ АВТОБУСЕ?
№ 2 Тема «Транспорт» Задачи:
— формировать у детей знания и представления о транспорте, провести его элементарную классификацию;
— отрабатывать образование формы множественного числа существительных и формы предложного падежа единственного и множественного числа с предлогом НА и конструкцией с условным наклонением глагола;
— учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Л Р Закрепление знаний и представлений о транспорте- Какие виды транспорта вы знаете? Назовите их. ТРАМВАЙ АВТОБУС ТРОЛЛЕЙБУС АВТОМОБИЛЬ и т. д.
— На автобусе, троллейбусе, трамвае, мотоцикле, велосипеде можно ездить в городе на небольшие расстояния. А если нужно ехать далеко, то каким транспортом можно воспользоваться? (Поездом, специальным автобусом.)
Поезд может ехать быстро и далеко. Но чтобы он мог ехать, нужны... РЕЛЬСЫ.
— Посмотрите на картинку. (Рис. 94.) Впереди — тепловоз, за ним — вагоны. Это ПОЕЗД.
Кто управляет поездом? (Машинист.)
— Сколько вагонов в этом поезде?
— Автобус, троллейбус, машина, трамвай, поезд, велосипед — этот транспорт передвигается по земле, по воде или по воздуху? (По земле.)
— Весь этот транспорт — НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ.
—Какой транспорт передвигается по воздуху и тоже перевозит людей и грузы? САМОЛЕТ ВЕРТОЛЕТ
— Самолет и вертолет — это ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ.
— На каком транспорте можно плыть по морю или по реке? (На корабле, на лодке.)
—Если эти виды транспорта передвигаются по воде, как их можно назвать? ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
— Есть еще один вид транспорта, очень быстрый, который ездит под землей. Это МЕТРО.
— К какому виду транспорта относится метро? ПОДЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ
— Повторите, какой бывает транспорт. НАЗЕМНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ВОДНЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ Г Образование формы множественного чиста существительных
— Наша страна Беларусь очень большая. Нам нужно много транспорта,
чтобы перевозить людей и грузы. Скажите об этом.
НУЖНЫ АВТОБУСЫ НУЖНЫ ТРАМВАИ НУЖНЫ ТРОЛЛЕЙБУСЫ НУЖНЫ ВЕЛОСИПЕДЫ НУЖНЫ МОТОЦИКЛЫ НУЖНЫ КОРАБЛИ НУЖНЫ САМОЛЕТЫ НУЖНЫ ВЕРТОЛЕТЫ НУЖНЫ ПОЕЗДА и т. д.
Г Образование формы предложного падежа существительных единственного и множественного числа. Употребление в речи конструкции с условным наклонением глаголов
— К какой сказке нарисованы эти картинки? («Репка».) (Рис. 95.) Вы узнали героев этой сказки?
Рис. 95
— Кто везет репку и на чем?
ДЕДКА ВЕЗЕТ РЕПКУ НА МАШИНЕ БАБКА ВЕЗЕТ РЕПКУ НА ТРАКТОРЕ ВНУЧКА ВЕЗЕТ РЕПКУ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ЖУЧКА ВЕЗЕТ РЕПКУ НА... КОШКА... МЫШКА...
— Сказочная репка была одна. А если бы нам нужно было отвезти много репок?
МЫ ПОВЕЗЛИ БЫ ГРУЗ НА МАШИНАХ (НА ВЕЛОСИПЕДАХ, НА МОТОЦИКЛАХ, НА ВЕРТОЛЕТАХ, НА САМОКАТАХ и т. д.)
Р Составление рассказа по серии сюжетных картинок с подробным предварительным анализом изображенного -Кто из вас ездил в метро?
— В нашем городе есть такой вид транспорта?
- Рассмотрите картинки. На них изображено, как мой знакомый мальчик Женя ездил со своей мамой в метро. (Рис. 96; анализ каждой картинки.)
а) вошли в метро; б) опустили в автомат жетон; в) спустились по лестнице (эскалатору); г) оказались на подземной станции; д) подошел поезд, двери сами открылись; е) двери сами закрылись, поезд тронулся
— Что Женя и мама сделали сначала? Что потом?
— Почему лестницу называют ЧУДЕСНИЦЕЙ?
— Почему ПОДЗЕМНАЯ СТАНЦИЯ так называется?
— Будем рассказывать о Женином путешествии в метро.
№ 3 Тема «Транспорт» Задачи:
— учить сравнивать два однородных предмета по внешнему виду и их назначению;
— учить детей составлять рассказ с опорой на предметные картинки;
— учить дошкольников образовывать названия профессий людей, управляющих транспортом;
— уточнять названия машин специального назначения;
— расширять и обогащать глагольный словарь детей. Л Называние видов транспорта. Классификация транспорта
Используется пособие «Телевизор» с прокручивающейся лентой из картинок
—Давайте посмотрим по телевизору фильм. Тот, кто будет внимательным, увидит и назовет показанные в нем все виды транспорта.
АВТОБУС ВЕЛОСИПЕД ТРОЛЛЕЙБУС ПОЕЗД ТРАМВАЙ САМОЛЕТ МАШИНА ВЕРТОЛЕТ МЕТРО ЛОДКА МОТОЦИКЛ КОРАБЛЬ и т. д.
—Что из показанного относится к воздушному виду транспорта? Водному? Наземному? Подземному? Р Сравнение по внешнему виду: автобус — троллейбус, трамвай — поезд ит. д. (рис. 97)
—Посмотрите на картинки. Назовите транспорт. Сравните по внешнему виду,
1. Что это? (АВТОБУС — ТРОЛЛЕЙБУС.)
2. Для чего нужны?
3. Чем похожи?
4. Чем отличаются?
Можно пользоваться схемой (рис. 98). Аналогично сравниваются остальные пары. Л Образование названий профессий людей, управляющих транспортом
— Чтобы транспорт мог возить людей и грузы, им должен кто-то управлять. Как называют человека, который водит машину, автобус, троллейбус? ВОДИТЕЛЬ или ШОФЕР
— Кто управляет велосипедом? ВЕЛОСИПЕДИСТ
— Кто управляет самолетом? ЛЕТЧИК
— Кто управляет поездом? МАШИНИСТ
— Кто управляет мотоциклом? МОТОЦИКЛИСТ
— Кто управляет кораблем? КАПИТАН
— Кто управляет трактором? ТРАКТОРИСТ Л Называние машин специального назначения—На наших улицах встречается очень много специальных машин. Посмотрите на картинки. Вы видели такие машины.
—Если заболел человек, на какой машине к нему приедет врач? На «СКОРОЙ ПОМОЩИ»
—Если пожар, какая машина мчится по улице? ПОЖАРНАЯ МАШИНА
— Какая машина возит в магазин молоко, рыбу? ЦИСТЕРНА
— Какая машина убирает и вывозит из города мусор?
— Какая машина называется ТАКСИ, и для чего она нужна?
— Какая машина привозит к нам в сад продукты? ФУРГОН
— Я хочу показать вам еще одну специальную машину. Она называется ВЕЗДЕХОД. Она может проехать там, где нет дороги — по снегу, песку, по болоту, кочкам. Как называется эта машина? Почему у нее такое название?
— Составьте предложение со словом ВЕЗДЕХОД. Л Подбор глаголов к существительным. Игра с мячом
—Ябуду бросать вам мяч и называть виды транспорта, а вы говорите, как движется
САМОЛЕТ — ЛЕТИТ МАШИНА — ЕДЕТ КОРАБЛЬ — ПЛЫВЕТ ВЕРТОЛЕТ —ЛЕТИТ ЛОДКА—.. МОТОЦИКЛ— .. ВЕЛОСИПЕД—... ПОЕЗД— ... Л Р Исправление аграмматизма в предложениях— Найдите ошибки в моих предложениях и исправьте их.
В СИНЕМ МАШИНЕ ЕХАЛИ ДЕТИ. МАЛЬЧИК ВЫШЕЛ ЗА ПЕРЕДНЮЮ ДВЕРЬ АВТОБУСА. ТРОЛЛЕЙБУС ОСТАНОВИЛСЯ ВОЗЛЕ ОСТАНОВКИ. МОТОЦИКЛ ОБОГНАЛА ВЕЛОСИПЕД и т. д.Р Составление рассказа с опорой на предметные картинкиИдут дети на прогулку. Вот стоит подъёмный кран. Строят новый дом. На углу висит светофор. Остановились дети. Смотрят как машины едут. Загорелся красный сигнал светофора. Регулировщик поднимает жезл. Останавливается автобус, троллейбус, большой грузовик, а пожарная машина проезжает. Зажёгся жёлтый, а потом зелёный свет. Идут пешеходы и возвратились дети. - Будем составлять рассказ. Заменяйте картинки словами. Расскажите, что вы запомнили. Придумайте название своего рассказа.
ЗАНЯТИЕ 48
№ 1 Тема «Лес, деревья» Задачи:
— знакомить дошкольников с названиями деревьев и их внешним видом, закреплять названия частей дерева, активизировать знания о деревьях, об их сезонных изменениях;
— отрабатывать форму множественного числа существительных;
—учить образовывать относительные прилагательные от существительных;
—упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Л Активизация знанийдетей о деревьях
Учитель-дефектолог показывает детям куклу с корзинкой в руках.
— Наша знакомая кукла Маша куда-то собралась. Как вы думаете, куда она пойдет? (В лес.)
— Как вы догадались? (У нее в руках корзинка)
— Что такое ЛЕС? Что там растет?
— Что Маша будет делать в лесу? (Собирать ягоды, грибы.)
— Давайте пойдем вместе с ней.
ЛНазывание частей дерева, уточнение названий деревьев
— Это дерево. Какие части дерева вы знаете? (Рис. 100.)
— Давайте рассмотрим деревья на картинках и назовем их. (Показываются картинки с изображениями деревьев. Дети называют их и существенный признак, который помог определить, какое это дерево.)
ЕЛЬ ДУБ БЕРЕЗА СОСНА
КЛЕН ИВА ОСИНА и т. д.
ЭТО ДУБ. У ДУБА ЕСТЬ СТВОЛ И ТОЛСТЫЕ ВЕТКИ.
ЭТО ЕЛЬ. ЕЛЬ ВЫСОКАЯ. У НЕЕ ВЕТКИ РАСТУТ ДО ЗЕМЛИ.
ЭТО БЕРЕЗА. У БЕРЕЗЫ БЕЛЫЙ СТВОЛ.
ЭТО СОСНА. У СОСНЫ ВМЕСТО ЛИСТЬЕВ ИГОЛКИ
Г Образование формы родительного падежа единственного числа существительных. Дидактическая игра «Листья»
- Посмотрите, какие листья у деревьев. Давайте попробуем догадаться, какому дереву принадлежит каждый из этих листьев.
— Какие листья у ели и сосны? (Иголки.)
— Иголки у ели и сосны одинаковые или отличаются? (У сосны иголки длинные, темно-зеленые, ау ели — короткие, ярко-зеленого цвета.)
— Что еще растет на ели и сосне, кроме иголок? (Шишки.)
— Шишки у ели и сосны одинаковые? (Нет. У сосны шишка маленькая, темно-коричневая, круглая, а у ели — большая, продолговатая, светло-коричневая.) Покажите, где еловая шишка, а где — сосновая.
Л Формирование представлений об сезонных изменениях деревьев. Формирование понятия«листопад»
—Мы говорили, что на деревьях есть листья. Посмотрите в окно, на деревья, и вы не увидите никаких листьев Ветки у деревьев голые. Где же листочки?
— Когда опадают листья с деревьев? (Осенью.)
— Когда появляются новые молодые листочки? (Весной.)
— Какие листочки весной? (Маленькие, ярко-зеленые, клейкие.)
— Какие листья летом? А осенью?
— Когда осенью с деревьев опадают листья, это называется ЛИСТОПАД.
— Послушайте, как получается это слово: ЛИСТЬЯ + ПАДАЮТ = ЛИСТОПАД
— С сосны и ели иголки тоже опадают?
— Почему говорят, что ель зимой и летом — одним цветом?
Г Образование формы множественного числа существительных
ВЕТКА —ВЕТКИ СУК —СУЧЬЯ КОРЕНЬ —КОРНИ
СТВОЛ—... ЛИСТ—... ИВА—...
КЛЕН—... ОСИНА—... СОСНА—...
ДУБ—... БЕРЕЗА—... ЕЛЬ—...
ЛИПА—... ТОПОЛЬ — ... РЯБИНА— ... и т. д.
Л Г Образование относительных прилагательных от существительных
— Влесу растут осины. Как называется такой лес? (ОСИНОВЫЙ.)
— Лес называется так же, как и деревья, которые в нем растут.
КЛЕНЫ — КЛЕНОВЫЙ ДУБЫ —ДУБОВЫЙ СОСНЫ — СОСНОВЫЙ БЕРЕЗЫ — БЕРЕЗОВЫЙ ЕЛИ — ЕЛОВЫЙ и т. д.
Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
— На участке детского сада дети посадили весной маленькие деревца. Они ухаживали за ними, поливали, ласково называли. Как?
БЕРЕЗА—БЕРЕЗКА ДУБ —ДУБОК СОСНА—СОСЕНКА ОСИНА —ОСИНКА
ЕЛЬ —ЕЛОЧКА РЯБИНА — РЯБИНКА ИВА —ИВУШКА ТОПОЛЬ — ТОПОЛЕК
КОРЕНЬ — КОРЕШОК ВЕТКА —ВЕТОЧКА СУК —СУЧОК ЛИСТ — ЛИСТОК — ЛИСТОЧЕК и т. д.
№ 2 Тема«Лес, деревья» Задачи:
— закреплять у детей знание деревьев, их названий, умение различать деревья по внешнему виду;
—учить дошкольников составлять описательный рассказ из нескольких предложений на основе предметно символического ряда;
— отрабатывать согласование слов во фразе и использование различных предлогов.
? Отгадывание загадок о деревьях
—Отгадайте мои загадки, найдите среди картинок отгадки. (Предлагаются картинки с изображениями различных деревьев.)
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ДЕВИЦА: НИКТО ЕЕ НЕ ПУГАЕТ,
НЕ ШВЕЯ, НЕ МАСТЕРИЦА. А ОНА ВСЕГДА ДРОЖИТ.
НИЧЕГО САМА НЕ ШЬЕТ, {Осина.)
А В ИГОЛКАХ КРУГЛЫЙ ГОД? (.Ель.) ЕЕ УЗНАЕШЬ ПО ПРОСТОЙ ПРИМЕТЕ: НЕТ ДЕРЕВА БЕЛЕЙ ЕЕ НА СВЕТЕ.
(Береза.
Л Р Составление описательного рассказа о деревьях с опорой на картинки-символы(рис. 101)
— Будем играть в лото. У меня маленькие карточки, на которых изображены деревья. У вас — большие карты. Чтобы получить карточку от меня, нужно рассказать об изображенном на ней дереве. (СОСНА, РЯБИНА, БЕРЕЗА и др.)
1.КАКНАЗЫВАЕТСЯ ДЕРЕВО?
2. ВЫСОКОЕ ИЛИ НИЗКОЕ?
3. КАКОЙ СТВОЛ?
4. КАКИЕ ВЕТКИ?
5. КАКИЕ ЛИСТЬЯ?
6. ОПАДАЮТ ЛИ ЛИСТЬЯ ОСЕНЬЮ?
7. В КАКОМ ЛЕСУ РАСТЕТ?
8. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ ДЕРЕВЕ?
Образец рассказа:
ЭТО БЕРЕЗА. БЕРЕЗА ВЫСОКАЯ, СТРОЙНАЯ. У НЕЕ БЕЛЫЙ СТВОЛ С ЧЕРНЫМ ИПЯТНАМИ. У БЕРЕЗЫ ТОНКИЕ КОРИЧНЕВЫЕ ВЕТКИ. ЛИСТЬЯ НЕБОЛЬШИЕ, КРУГЛЫЕ, ПОХОЖИ НА СЕРДЕЧКИ. ЛИСТЬЯ ОСЕНЬЮ ЖЕЛТЕЮТ И ОПАДАЮТ. БЕРЕЗА РАСТЕТ В БЕРЕЗОВОМ ЛЕСУ БЕРЕЗА— ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ ДЕРЕВО.
Г Изменение прилагательных и существительных по падежам
— Послушайте рассказ. Исправьте то, что я сказала неправильно.
МОЛОДОЙ ДУБОК
НА ПОЛЯНЕ РОС МОЛОДОЙ ДУБОК. ВЫКОПАЛ ТОЛЯ МОЛОДОЙ ДУБОК И ПОСАДИЛ ЕГО В САДУ ВЕСНОЙ У МОЛОДОЙ ДУБОК НЕ БЫЛО ЛИСТЬЕВ. КАЖДОЕ УТРО ТОЛЯ ПРИБЕГАЛ К МОЛОДОЙ ДУБОК. ТОЛЯ ЛЮБОВАЛСЯ МОЛОДОЙ ДУБОК. ОН ЗАБОТИЛСЯ О МОЛОДОЙ ДУБОК.
— Что выкопал Толя?
— На чем не было листьев?
— Куда прибегал Толя?
— О чем заботился Толя?
Г Р Составление предложений с предлогами НА, ЗА, ПОД, ВОЗЛЕ, ОКОЛО
— Вот деревья на фланелеграфе. Как они называются? (СОСНА, ЕЛЬ.)
— Следите внимательно, что появится на фланелеграфе, и скажите об этом, (Выставляются поочередно картинки «Муравейник», «Гнездо», «Дупло» и т. д.)
ПОД СОСНОЙ МУРАВЬИ СДЕЛАЛИ МУРАВЕЙНИК
ПОД ЕЛЬЮ БЫЛ МУРАВЕЙНИК
НА СОСНЕ ДУПЛО БЕЛКИ
НА ЕЛИ СИДЕЛИ ПТИЦЫ
ОКОЛО СОСНЫ РАСТЕТ ЕЛЬ
ВОЗЛЕ ЕЛИ ПОЯВИЛИСЬ ГРИБЫ и т. д.
ЗАНЯТИЕ «Весна»
Тема«Весна» Задачи:
—уточнять приметы весны, знакомить детей с ее характерными признаками; —учить дошкольников составлять развернутые двусоставные предложения;
—отрабатывать согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Л Называние характерных признаков весны, беседа о весне
УЖ ТАЕТ СНЕГ, ЗАСВИЩУТ СКОРО СОЛОВЬИ,
БЕГУТ РУЧЬИ, И ЛЕС ОДЕНЕТСЯ ЛИСТВОЮ...
В ОКНО ПОВЕЯЛО ВЕСНОЮ... А. Плещеев.
— О каком времени года говорится в стихотворении?
— Какое время года сейчас?
—Вспомните, как начиналась весна. СТАЛО ЯРКО СВЕТИТЬ СОЛНЫШКО, и что случилось? {Начал таять снег. Побежали ручьи.)
— Почему появилось так много птиц? (Перелетные птицы вернулись из теплых краев.)
— Чем так озабочены (объяснить слово) птицы?
— Для чего птицы приносят в клювах соломинки, пух, веточки? (Будут вить гнезда.)
—Вспомните, каким красивым стал наш участок Что подарила ему весна? (Цветы, траву, бабочек.)
— Как стали одеваться люди весной?
— Что люди делают весной в саду и на огороде?
— На моих картинках-символах приметы весны. Давайте еще раз их назовем. (Рис. 102.)
1. СОЛНЦЕ СВЕТИТ ЯРКО И ГРЕЕТ ЖАРКО.
2. БЕГУТ РУЧЬИ, ТАЕТ СНЕГ.
3. НА ДЕРЕВЬЯХ ПОЯВИЛИСЬ ПОЧКИ И ПЕРВЫЕ ЛИСТОЧКИ.
4. ПОЯВИЛИСЬ ПРОТАЛИНЫ.
5. ВЕРНУЛИСЬ С ЮГА ПТИЦЫ.
6. ПТИЦЫ ВЬЮТ ГНЕЗДА.
7. ПОЯВИЛАСЬ ПЕРВАЯ ЗЕЛЕНАЯ ТРАВА.
8. НЕБО СТАЛО ГОЛУБЫМ.
9. ВЫРОСЛИ ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ — ПОДСНЕЖНИКИ.
10. ЛЕТАЮТ БАБОЧКИ И ЖУКИ.
11. ЛЮДИ СНЯЛИ ТЕПЛУЮ ОДЕЖДУ И ОБУВЬ.
12. НАЧАЛИСЬ ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ НА ПОЛЯХ И В САДАХ.
Л Р Формирование представлений о ранней и поздней весне— Япринесла на занятие весенние картины. Догадайтесь, почему я их назвала весенними.
—На какой из этих картин нарисовано начало весны, на какой—середина, конец весны и начало лета?
— С чего начинается весна?
— Что бывает потом?
— Какая пора года наступает после весны? Л Г Р Согласование прилагательных с существительными— Послушайте рассказ. Ответьте на вопросы.
У КАЖДОГО МЕСЯЦА СВОЙ ЦВЕТ. ЯНВАРЬ—БЕЛЫЙ, ИЮНЬ — ЗЕЛЕНЫЙ, А ВОТ МАРТ — ГОЛУБОЙ.
ГОЛУБОЕ НЕБО. ГОЛУБЫЕ СНЕГА. НА СНЕГАХ ТЕНИ, КАК ГОЛУБЫЕ МОЛНИИ. ГОЛУБАЯ ДАЛЬ. ГОЛУБЫЕ ЛЬДЫ. ГОЛУБЫЕ НА СНЕГУ СЛЕДЫ. ПЕРВЫЕ ГОЛУБЫЕ ЛУЧИ И ПОСЛЕДНИЕ ГОЛУБЫЕ СОСУЛЬКИ. А НА ГОРИЗОНТЕ — ГОЛУБАЯ ПОЛОСКА ДАЛЕКОГО ЛЕСА. ВЕСЬ МИР ГОЛУБОЙ.
Н. Сладкое.
В МАРТЕ НЕБО... (какое?) | ГОЛУБОЕ СНЕГА... (какие?) ГОЛУБЫЕ |
ТЕНИ... | ДАЛИ... |
ЛЬДЫ... | НА СНЕГУ СЛЕДЫ... |
ЛУЖИ... | СОСУЛЬКИ... |
ВЕСЬ МИР... | |
? Отгадывание загадки и заучивание ее наизусть | |
— Когда это бывает? | |
НАСТУПАЕТ ДО ЛЕТА, | ПОД СНЕГОМ ВОДУ |
ПРИНОСИТ МНОГО СВЕТА. ОТПУСКАЕТ НА СВОБОДУ | |
— Нарисуйте отгадку. | {Весна.) |
ЗАНЯТИЕ « Цветы»
Тема«Цветы» Задачи:
— знакомить детей с названиями цветов, учить различать и называть их. уточнить названия частей цветка, учить различать садовые и луговые цветы;
—упражнять в образовании формы множественного числа существительных и активно использовать ее в экспрессивной речи
? Отгадывание загадки
— Отгадайте загадку. НОГ НЕТ, А ОН ИДЕТ, ГЛАЗ НЕТ, А СЛЕЗЫ ЛЬЕТ.
А КАК ПРИДЕТ, ДА КАК РАСПЛАЧЕТСЯ. ВСЕ СКОРЕЙ ПОД КРЫШУ ПРЯЧУТСЯ. {Дождь.)
— Это хорошо или плохо, когда идет дождь?
— Для чего он нужен? {Когда идет дождь, растут грибы, ягоды, цветы, не сохнет трава. Дождь нужен всему живому.)
— Сегодня мы будем говорить о цветах.
Л Формирование представлений и знаний о цветах, называние цветов и их различение
Используются искусственные цветы.
— Ребята, посмотрите, какой красивый букет стоит у меня на столе. Что такое БУКЕТ?
— Посчитайте, сколько цветов в моем букете.
— Скажите, все ли цветы в букете одинаковые? {Нет.)
— Как называется каждый из этих цветов?
— Почему люди любят цветы? {Цветы красивые, приятно пахнут.)
— Какие еще цветы вы знаете? РОЗА МАК ОДУВАНЧИК
РОМАШКА ТЮЛЬПАН ВАСИЛЕК и т. д.
— Найдите на картинках эти цветы, покажите и назовите их.
Л Называние частей цветка
— Рассмотрим цветок, назовем его части.
— Возьмите из букета каждый по одному цветочку и расскажите о нем.
1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЦВЕТОК?
2. КАКИЕ У НЕГО ЛЕПЕСТКИ (ЦВЕТ, РАЗМЕР)?
3. КАКИЕ У ЦВЕТКА ЛИСТЬЯ (ЦВЕТ, РАЗМЕР, ФОРМА)?
4. КАКОЙ СТЕБЕЛЬ?
5. ГДЕ РАСТЕТ ЦВЕТОК?
6. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ О ЦВЕТКЕ?
Образец: ЭТО ТЮЛЬПАН. ЛЕПЕСТКИ У ТЮЛЬПАНА ФИОЛЕТОВЫЕ, КРУПНЫЕ. ЛИСТЬЯ СВЕТЛО-ЗЕЛЕНЫЕ, ДЛИННЫЕ, ПРОДОЛГОВАТЫЕ. СТЕБЕЛЬ ТОСТЫЙ, СОЧНЫЙ. ТЮЛЬПАН РАСТЕТ В САДУ ЭТО ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ ВЕСЕННИЙ ЦВЕТОК.