Л Называние детенышей диких животных
— Вы узнаете персонажей этой сказки? Это медвежья семья. Кто в этой семье отец? (Михаиле Иванович.)
— Кто мать? (Настасья Петровна.)
— Кто сыночек? (Мишутка.)
— Как называются детки животных? ДЕТЕНЫШИ
— Вспомните, как называются детеныши домашних животных.
У КОРОВЫ — ТЕЛЕНОК У ЛОШАДИ — ЖЕРЕБЕНОК У КОЗЫ — КОЗЛЕНОК У КОШКИ — КОТЕНОК и т. д.
— У диких животных тоже могут быть детеныши. Как можно по-другому сказать о Мишутке? (Медвежонок.)
— Посмотрите на картинки и назовите детенышей диких животных.
ЛИСЕНОК МЕДВЕЖОНОК ВОЛЧОНОК
ЕЖОНОК БЕЛЬЧОНОК ЗАЙЧОНОК и т. д. Л Называние самок диких животных
— Посмотрите еще раз на медвежью семью. У Медвежонка были папа-медведь и мама... МЕДВЕДИЦА. Покажите ее на картинке.
— Медведица — это мама медвежонка, а кто мама волчонка?
МАМА ВОЛЧОНКА —ВОЛЧИЦА МАМА ЕЖОНКА — ЕЖИХА
МАМА ЗАЙЧОНКА —ЗАЙЧИХА МАМА ЛИСЕНКА — ЛИСИЦА
— Однажды на лесной полянке детеныши животных спрягались от своих мам. Какой туг шум поднялся! Ищут мамы своих детенышей, ласково зовут. Помогите им.
У ЛИСИЦЫ —ЛИСЕНОЧЕК У ЗАЙЧИХИ — ЗАЙЧОНОЧЕК
У ВОЛЧИЦЫ — ВОЛЧОНОЧЕК У ЕЖИХИ — ЕЖОНОЧЕК и т. д.
— У мам-животных чаще всего бывает по несколько детенышей Ска
жите об этом.
У МЕДВЕДИЦЫ — МЕДВЕЖАТА У ЗАЙЧИХИ — ЗАЙЧАТА и т. д У ВОЛЧИЦЫ — ВОЛЧАТА
ГСогласование числительного с существительными
— Мы можем посчитать, сколько у каждой мамы детенышей. Давайте посчитаем и скажем.
У ЛИСИЦЫ ТРИ ЛИСЕНКА У МЕДВЕДИЦЫ ДВА МЕДВЕЖОНКА У ЕЖИХИ ПЯТЬ ЕЖАТ и т. д. Г Образование формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных
— Детеныши играли, а потом решили спрятаться под волшебную шапку-невидимку (объяснить значение слова).Сначала спрятался один медвежонок, а потом он позвал своих братьев. Прячьте детенышей под шапку-
невидимку и говорите об этом.
НЕ ВИДНО МЕДВЕЖОНКА — НЕ ВИДНО МЕДВЕЖАТ
НЕ ВИДНО ЛИСЕНКА — НЕ ВИДНО ЛИСЯТ
НЕ ВИДНО ОЛЕНЕНКА — НЕ ВИДНО ОЛЕНЯТ
НЕ ВИДНО БЕЛЬЧОНКА — НЕ ВИДНО БЕЛЬЧАТ и т. д.
Л Образование притяжательных прилагательных. Составление разрезных картинок
— Это разрезные картинки. Их три. Составим их части, чтобы картинки снова стали целыми. Каждый га вас возьмет по одной и скажет, какому животному принадлежит эта часть тела. (Рис. 60.)
ЛИСИЙ ХВОСТ МЕДВЕЖЬЯ ЛАПА ЗАЯЧЬЕ УХО ЛИСЬЯ МОРДА и т. д.
ВОЛЧЬЯ ГОЛОВА ВОЛЧИЙ ХВОСТ ВОЛЧЬИ ЛАПЫ
Г Согласование числительных с существительными и прилагательными
— Посчитаем, сколько больших и маленьких животных изображено на карточках-схемах.
ДВЕ БЕЛКИ И ТРИ БЕЛЬЧОНКА ТРИ ЗАЙЦА И ПЯТЬ ЗАЙЧАТ
Г Образование формы творительного падежа существительных
-улисы сегодня день рождения. Она пригласила в гости своих друзей- зверей.Все они пришли со своими детенышами.
ЗАЙЦЫ ПРИШЛИ С ЗАЙЧОНКОМ ЕЖИ ПРИШЛИ С ЕЖОНКОМ МЕДВЕДИ ПРИШЛИ С МЕДВЕЖОНКОМ и т. д.
— Все дикие животные поздравили именинницу и принесли ей подарки. Догадайтесь и скажите, какие это были подарки.
Рис. 62
ЗАЙЦЫ ПРИНЕСЛИ ШОКОЛАД С ОРЕХАМИ ВОЛКИ ПРИНЕСЛИ ТОРТ С ФРУКТАМИ ЕЖИ ПРИНЕСЛИ ПЕЧЕНЬЕ С ИЗЮМОМ и т. д.
ЗАНЯТИЕ « Птицы»
№ 1 Тема«Птицы» Задачи:
— формировать у детей представления и знания о птицах, учить выделять характерные для птиц признаки;
— учить образовывать форму множественного числа существительных;
— формировать навык образования существительных с помощью уменьшительных суффиксов;
— учить дошкольников образовывать форму родительного падежа существительных и использовать ее в речи;
— упражнять детей в образовании глаголов от звукоподражаний.
? Исключение лишнего из группы предметов
— Найдите среди картинок две лишние и скажите, почему вы так думаете.
(Лишние картинки убираются, остаются только те, на которых изображены птицы.)
— Кто нарисован на этих картинках?
— Как их можно назвать одним словом? ПТИЦЫ
—Каких еще птиц вы знаете? Л Формирование представлений о птицах. Выделение признаков, свойственных птицам
— Что делают птицы?
ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ ПТИЦЫ ЩЕБЕЧУТ
ПТИЦЫ ВЬЮТ ГНЕЗДА ПТИЦЫ ВЫСИЖИВАЮТ ПТЕНЦОВ
ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ и т. д. Л Активизация имеющихся знаний и представлений о птицах
- Сейчас мы отправимся гулять в сказочный лес и послушаем, как поют птицы. (Под фонограмму птичьего пения дети идут по групповой комнате и находят картинки с изображениями птиц, узнают их и называют.)
— Каких птиц вы видели в лесу?
СИНИЦА ВОРОНА СОРОКА КУКУШКА
ГОЛУБЬ ДЯТЕЛ ВОРОБЕЙ и т. д. Г Образование формы множественного числа существительных
— Мы видели в лесу много разных птиц. Давайте об этом скажем.
СИНИЦА —СИНИЦЫ ВОРОНА —ВОРОНЫ
ГОЛУБЬ —ГОЛУБИ ВОРОБЕЙ — ВОРОБЬИ
ДЯТЕЛ—ДЯТЛЫ КУКУШКА — КУКУШКИ и т д.
Г Образование формы родительного падежа существительных. Составление предложений с однородными подлежащими. Дидактическое упражнение «Чудо-дерево»
Показывается рисунок дерева, к ветвям которого прикреплены карточки изображения птиц (рис. 64).
—Вот какое чудо-дерево росло в сказочном лесу! Какая бы птица мимо не пролетала, непременно садилась на его ветке отдохнуть, песню спеть.
— Посмотрим, какие птицы сидят на веточках чудо-дерева.
— Какие птицы прилетели?
ПРИЛЕТЕЛИ СОРОКА И ВОРОБЕЙ
ПРИЛЕТЕЛИ ВОРОНА И ЛАСТОЧКА
ПРИЛЕТЕЛИ СИНИЦА, ГОЛУБЬ И ДЯТЕЛ
— Какие птицы улетели?
УЛЕТЕЛИ СОРОКА И ДЯТЕЛ
УЛЕТЕЛИ ВОРОНА И ВОРОБЕЙ
УЛЕТЕЛИ ЛАСТОЧКА, СИНИЦА И ГОЛУБЬ
— Кого нет на веточках дерева?
УЛЕТЕЛИ СОРОКА И ДЯТЕЛ — НЕТ СОРОКИ И ДЯТЛА УЛЕТЕЛИ ВОРОНА И ВОРОБЕЙ — НЕТ ВОРОНЫ И ВОРОБЬЯ и т. д. Г Образование существительных с уменьшительными суффиксами
— Птицы приносят пользу или вред?
— Какую пользу приносят птицы?
— Люди любят птиц и называют их ласково. Как?
СИНИЦА —СИНИЧКА ДЯТЕЛ —ДЯТЛИК
КУКУШКА — КУКУШЕЧКА ВОРОБЕЙ — ВОРОБЫШЕК и т. д.