Л Называние детенышей диких животных

— Вы узнаете персонажей этой сказки? Это медвежья семья. Кто в этой се­мье отец? (Михаиле Иванович.)

— Кто мать? (Настасья Петровна.)

— Кто сыночек? (Мишутка.)

— Как называются детки животных? ДЕТЕНЫШИ

— Вспомните, как называются детеныши домашних животных.

У КОРОВЫ — ТЕЛЕНОК У ЛОШАДИ — ЖЕРЕБЕНОК У КОЗЫ — КОЗЛЕНОК У КОШКИ — КОТЕНОК и т. д.

— У диких животных тоже могут быть детеныши. Как можно по-другому сказать о Мишутке? (Медвежонок.)

— Посмотрите на картинки и назовите детенышей диких животных.
ЛИСЕНОК МЕДВЕЖОНОК ВОЛЧОНОК
ЕЖОНОК БЕЛЬЧОНОК ЗАЙЧОНОК и т. д. Л Называние самок диких животных

— Посмотрите еще раз на медвежью семью. У Медвежонка были папа-медведь и мама... МЕДВЕДИЦА. Покажите ее на картинке.

— Медведица — это мама медвежонка, а кто мама волчонка?
МАМА ВОЛЧОНКА —ВОЛЧИЦА МАМА ЕЖОНКА — ЕЖИХА
МАМА ЗАЙЧОНКА —ЗАЙЧИХА МАМА ЛИСЕНКА — ЛИСИЦА

— Однажды на лесной полянке детеныши животных спрягались от своих мам. Какой туг шум поднялся! Ищут мамы своих детенышей, ласково зовут. Помогите им.

У ЛИСИЦЫ —ЛИСЕНОЧЕК У ЗАЙЧИХИ — ЗАЙЧОНОЧЕК

Л Называние детенышей диких животных - student2.ru У ВОЛЧИЦЫ — ВОЛЧОНОЧЕК У ЕЖИХИ — ЕЖОНОЧЕК и т. д.

— У мам-животных чаще всего бывает по несколько детенышей Ска­
жите об этом.

У МЕДВЕДИЦЫ — МЕДВЕЖАТА У ЗАЙЧИХИ — ЗАЙЧАТА и т. д У ВОЛЧИЦЫ — ВОЛЧАТА

ГСогласование числительного с существительными

— Мы можем посчитать, сколько у каждой мамы детенышей. Давайте посчитаем и скажем.

У ЛИСИЦЫ ТРИ ЛИСЕНКА У МЕДВЕДИЦЫ ДВА МЕДВЕЖОНКА У ЕЖИХИ ПЯТЬ ЕЖАТ и т. д. Г Образование формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных

— Детеныши играли, а потом решили спрятаться под волшебную шап­ку-невидимку (объяснить значение слова).Сначала спрятался один медве­жонок, а потом он позвал своих братьев. Прячьте детенышей под шапку-
невидимку и говорите об этом.

НЕ ВИДНО МЕДВЕЖОНКА — НЕ ВИДНО МЕДВЕЖАТ

НЕ ВИДНО ЛИСЕНКА — НЕ ВИДНО ЛИСЯТ

НЕ ВИДНО ОЛЕНЕНКА — НЕ ВИДНО ОЛЕНЯТ

НЕ ВИДНО БЕЛЬЧОНКА — НЕ ВИДНО БЕЛЬЧАТ и т. д.

Л Образование притяжательных прилагательных. Составление разрезных картинок

— Это разрезные картинки. Их три. Со­ставим их части, чтобы картинки снова стали целыми. Каждый га вас возьмет по одной и ска­жет, какому животному принадлежит эта часть тела. (Рис. 60.)

Л Называние детенышей диких животных - student2.ru ЛИСИЙ ХВОСТ МЕДВЕЖЬЯ ЛАПА ЗАЯЧЬЕ УХО ЛИСЬЯ МОРДА и т. д.

ВОЛЧЬЯ ГОЛОВА ВОЛЧИЙ ХВОСТ ВОЛЧЬИ ЛАПЫ

Г Согласование числительных с существительными и прилагательными

Л Называние детенышей диких животных - student2.ru

— Посчитаем, сколько больших и маленьких животных изображено на карточках-схемах.

ДВЕ БЕЛКИ И ТРИ БЕЛЬЧОНКА ТРИ ЗАЙЦА И ПЯТЬ ЗАЙЧАТ

Г Образование формы творительного падежа существительных

-улисы сегодня день рождения. Она пригласила в гости своих друзей- зверей.Все они пришли со своими детенышами.

ЗАЙЦЫ ПРИШЛИ С ЗАЙЧОНКОМ ЕЖИ ПРИШЛИ С ЕЖОНКОМ МЕДВЕДИ ПРИШЛИ С МЕДВЕЖОНКОМ и т. д.

— Все дикие животные поздравили именинницу и принесли ей подарки. Догадайтесь и скажите, какие это были подарки.

Л Называние детенышей диких животных - student2.ru

Рис. 62

ЗАЙЦЫ ПРИНЕСЛИ ШОКОЛАД С ОРЕХАМИ ВОЛКИ ПРИНЕСЛИ ТОРТ С ФРУКТАМИ ЕЖИ ПРИНЕСЛИ ПЕЧЕНЬЕ С ИЗЮМОМ и т. д.

ЗАНЯТИЕ « Птицы»

№ 1 Тема«Птицы» Задачи:

— формировать у детей представления и знания о птицах, учить выделять характерные для птиц признаки;

— учить образовывать форму множественного числа существительных;

— формировать навык образования существительных с помощью умень­шительных суффиксов;

— учить дошкольников образовывать форму родительного падежа суще­ствительных и использовать ее в речи;

— упражнять детей в образовании глаголов от звукоподражаний.

? Исключение лишнего из группы предметов

— Найдите среди картинок две лишние и скажите, почему вы так ду­маете.

Л Называние детенышей диких животных - student2.ru

(Лишние картинки убираются, остаются только те, на которых изображены птицы.)

— Кто нарисован на этих картинках?

— Как их можно назвать одним словом? ПТИЦЫ

—Каких еще птиц вы знаете? Л Формирование представлений о птицах. Выделение признаков, свойственных птицам

— Что делают птицы?

ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ ПТИЦЫ ЩЕБЕЧУТ

ПТИЦЫ ВЬЮТ ГНЕЗДА ПТИЦЫ ВЫСИЖИВАЮТ ПТЕНЦОВ

ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ и т. д. Л Активизация имеющихся знаний и представлений о птицах

- Сейчас мы отправимся гулять в сказочный лес и послушаем, как поют птицы. (Под фонограмму птичьего пения дети идут по групповой комнате и находят картинки с изображениями птиц, узнают их и называют.)

— Каких птиц вы видели в лесу?

СИНИЦА ВОРОНА СОРОКА КУКУШКА

ГОЛУБЬ ДЯТЕЛ ВОРОБЕЙ и т. д. Г Образование формы множественного числа существительных

— Мы видели в лесу много разных птиц. Давайте об этом скажем.
СИНИЦА —СИНИЦЫ ВОРОНА —ВОРОНЫ
ГОЛУБЬ —ГОЛУБИ ВОРОБЕЙ — ВОРОБЬИ

ДЯТЕЛ—ДЯТЛЫ КУКУШКА — КУКУШКИ и т д.

Г Образование формы родительного падежа существительных. Составление предложений с однородными подлежащими. Дидактическое упражнение «Чудо-дерево»

Л Называние детенышей диких животных - student2.ru

Показывается рисунок дерева, к вет­вям которого прикреплены карточки изображения птиц (рис. 64).

—Вот какое чудо-дерево росло в ска­зочном лесу! Какая бы птица мимо не пролетала, непременно садилась на его ветке отдохнуть, песню спеть.

— Посмотрим, какие птицы сидят на веточках чудо-дерева.

— Какие птицы прилетели?
ПРИЛЕТЕЛИ СОРОКА И ВОРОБЕЙ
ПРИЛЕТЕЛИ ВОРОНА И ЛАСТОЧКА
ПРИЛЕТЕЛИ СИНИЦА, ГОЛУБЬ И ДЯ­ТЕЛ

— Какие птицы улетели?
УЛЕТЕЛИ СОРОКА И ДЯТЕЛ
УЛЕТЕЛИ ВОРОНА И ВОРОБЕЙ
УЛЕТЕЛИ ЛАСТОЧКА, СИНИ­ЦА И ГОЛУБЬ

— Кого нет на веточках дерева?

УЛЕТЕЛИ СОРОКА И ДЯТЕЛ — НЕТ СОРОКИ И ДЯТЛА УЛЕТЕЛИ ВОРОНА И ВОРОБЕЙ — НЕТ ВОРОНЫ И ВОРОБЬЯ и т. д. Г Образование существительных с уменьшительными суффиксами

— Птицы приносят пользу или вред?

— Какую пользу приносят птицы?

— Люди любят птиц и называют их ласково. Как?
СИНИЦА —СИНИЧКА ДЯТЕЛ —ДЯТЛИК
КУКУШКА — КУКУШЕЧКА ВОРОБЕЙ — ВОРОБЫШЕК и т. д.

Наши рекомендации