Выбор методов объяснения знаний
Выбор методов объяснения знаний осуществляется на основе их отдельных характеристик и сравнительной эффективности, причем выбирается, как правило, несколько методов, что позволяет сочетать предметные и общепознавательные цели обучения.
Для достижения требуемого уровня усвоения предметных знаний и умений могут использоваться любые методы объяснения. Однако надо помнить, что метод эвристического поиска не дает полной гарантии усвоения предметных знаний, если известные обучаемым приемы и подсказки преподавателя не приводят к нахождению искомого; в этом случае преподаватель вынужден дать знания в готовом виде. Попутный метод даже при удачном стечении обстоятельств дает неполные, неосознанные знания, поэтому на него нельзя рассчитывать, если поставлена цель достижения знаний высокого качества.
Логическое мышление развивается при исследовании его метода и (в несколько меньшей мере) метода эвристического поиска (на стадии анализа задачи и контроля решения). Уяснение готового знания из печатного источника само по себе незначительно развивает логическое мышление, но эффект возрастает при применении специальных заданий на логический анализ текста.
Развитию творческого мышления способствует метод эвристического поиска знаний. Продуктивное мышление требует продуктивных задач .
Учебные умения в их логической и эвристической части развиваются при использований соответствующих методов объяснения знаний. Главным полем их развития служит работа обучаемого с печатным источником — текстом, книгой. При этом необходимо объяснить обучаемому методику работы с текстом и дать задания на ее применение. Устный источник для таких заданий не подходит.
О времени объяснения можно говорить только приблизительно, так как оно сильно зависит от содержания обучения и других факторов. Мы провели условное сравнение, приняв за единицу время уяснения готовых заданий из печатного источника. Тогда, опираясь на известные экспериментальные данные, можно полагать, что при использовании устного источника время объяснения увеличивается в полтора раза, а при использовании готового конспекта время объяснения сокращается.
Самостоятельное выведение частных знаний из общих увеличивает время, требующееся на логическую работу. При эвристическом поиске время объяснения возрастает очень резко — на порядок; так же (если не больше) возрастает время объяснения при попутном методе.
Метод уяснения готового знания из печатного источникапсихологически естествен и универсален для передачи социального опыта. Он наиболее эффективен для простого уяснения знаний, а также для формирования учебных умений работы с книгой: составления плана текста, тезисов и резюме. Этот метод наиболее приемлем при изучении устоявшихся курсов, имеющих стабильные учебники, учебные пособия и тексты лекций. Положительные качества метода: быстрота уяснения знаний, возможность максимального осмысления знаний (в отличие от метода, использующего устный источник) за счет повторных обращений и сопоставлений в разных видах чтения; возможность параллельного формирования учебных умений; неограниченная сфера применения. Отрицательные качества метода — трудности, типичные для российских студентов: невысокая мотивация, потеря традиций самостоятельной работы, работы с книгой; необходимость в большом количестве множительной техники при ее катастрофической нехватке в российских вузах и библиотеках.
Метод проблемного изложения при уяснений готового знания из устного источника наиболее эффективен для усвоения установочных, вводных тем и вопросов, а также для экспресс-изложения новой и новейшей информации. Положительные качества метода: непосредственное личное воздействие преподавателя, в том числе эмоциональное, мотивационное; быстрота, оперативность передачи новой информации, например, еще не опубликованной или не систематизированной ранее в требуемом направлении; относительная простота подготовки и небольшие материальные затраты. Отрицательные качества метода: потери и искажения информации при устной передаче; возможность только воспринять, но не переработать информацию; трудность для обучаемых сочетать восприятие информации и ее фиксацию в конспекте; пассивность обучаемых (они не сами решают проблемы, а наблюдают, как их решает преподаватель, хотя при этом происходит некоторая активизация мыслительных процессов). При выборе метода изложения преподаватель должен сопоставить положительные и отрицательные качества метода с конкретными условиями работы учебного заведения.
Вариант уяснения знаний по готовому конспекту(в рамках метода проблемного изложения или метода уяснения готового знания из печатного источника) эффективен при изложении серийных однотипных тем, не требующих существенной переработки индивидуального опыта, а только его дополнения. Дополнительное положительное качество: ускорение процедуры объяснения за счет исключения рутинных и сокращения мыслительных действий обучаемого. Дополнительное отрицательное качество: не развиваются учебные умения самостоятельной работы.
Метод самостоятельного логического выведения частных знаний из общих (дедукция) весьма эффективен во всех случаях, когда существует сама возможность дедуктивного получения новых знаний обучаемым. Положительные качества метода: развитие логического мышления; системность и прочность уяснения знаний (увеличение времени незначительно). Отрицательные качества метода: ограниченная область применения.
Метод эвристического поиска (исследования и изобретения — творческого овладения новыми знаниями) наиболее эффективен для развития творческих способностей обучаемых. Положительные качества метода: развитие творческого мышления, неограниченная сфера применения (любой фрагмент знаний, не данный обучаемому в готовом виде, можно превратить в объект самостоятельного поиска). Отрицательные качества метода: резкое увеличение времени; необходимость дополнительной разработки наводящих вопросов и подсказок или других эвристических средств управления поиском.
Метод попутного уяснения знаний в деятельностипо их применению (знания не предъявляются) путем "погружения", "наведения" (постепенного уменьшения подсказки) или проб и ошибок — может быть эффективен для уяснения не главных и не сложных вопросов, имеющих практическую направленность и соответственно мотивированных. Положительные качества метода: усиливается мотивация; появляется вероятность натолкнуться в индивидуальном опыте на факты, не осознанные в социальном опыте. Отрицательные качества метода: низкое качество знаний, огромный разброс обучаемых по времени и успешности обучения. Итак, ни один из методов объяснения не может обеспечить достижения всех целей обучения: и предметных, и общепознавательных. Поэтому необходимо сочетание разных методов .
+ см. «медоды пед проц.doc»
19. На примере одного из занятий, которое Вы проводили во время педагогической практики, обоснуйте Ваш выбор средств обучения.
Средства обучения -материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимся для усвоения содержания образования (П.И. Пидкасистый) - учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.