Пропедевтический курс обучения истории. История в рамках курса «Окружающий мир».
Исследователи давно показали, что
-- у младших школьников есть интерес к прошлому -- событиям, историческим личностям, жизни и быту людей и многому другому;
-- исторический материал способствует воспитанию любви к Отечеству, уважению к истории и культуре других народов;
-- без исторического материала значительно труднее формировать общественно-политические представления о жизни современной России.
На этом этапе создаются условия для начала работы с историей. В 90 гг существовало несколько параллельных вариантов работы пропедевтического курса: история как ремесло.
Гл. цель: развить интерес к предмету, не разрушить сказку-миф и мир ребенка. Задача учителя – вписать историю в этот образ и мир ребенка.
Подходы: экземпляристкий и ризомный (микроисторический).
В содержание обучения входят элементарные знания о демократии, курс Окружающий мир.
Ребенок должен сознать, что Я – часть истории. Каждый раздел программы непосредственно должен быть обращен к ребенку
Осуществлять преподавание пропедевтического курса учитель истории может и по учебному пособию "Путешествие в историю", авторы Саплина Е.В. и Саплин А.И. Книга рассчитана на детей начальной школы и помогает подготовиться младшим школьникам к восприятию исторической науки, приобрести навыки самостоятельной работы над историческими источниками. Курс построен в занимательной форме путешествий и учитывает возрастные способности детского сознания и восприятия. К учебнику прилагается как приложение рабочая тетрадь, которая позволит учителю решать некоторые методические проблемы, в частности организацию самостоятельной работы учащихся.
Развитие личности в подростковом возрасте. Учет особенностей личностной и познавательной сфер подростка в образовательном процессе. Цели и ценности изучения истории в основной школе в I концентре.
(ИДЕАЛЬНЫЙ ОТВЕТ)
Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту 6-9 классов. Подростковый возраст (ПВ) называют иначе переходным возрастом, т.к. он характеризуется переходом от периода детства к юности, от незрелости к зрелости.
Общественная деятельность но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью. Это обусловливается тем, что общественно полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста - потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении.
В процессе общественно полезной деятельности у подростка возникает ряд внутренних противоречий, которые он не всегда в состоянии разрешить самостоятельно. И в этом одна из трудностей возраста. Исследования показывают, что подросток с большим желанием борется за любое общественно полезное дело, готов к самым различным видам общественно полезной деятельности. Главное - чтобы он видел смысл этих дел и чтобы был успех в этой деятельности. Иногда наблюдается страстный порыв в начале деятельности и быстрое охлаждение в ходе ее выполнения. Нередко причиной такой динамики является или отсутствие заинтересованности других (детей и взрослых) в деятельности подростка, или его невладение способами деятельности.
Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношении и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
В школе это проявляется прежде всего в том, что подросток в связи с предметным обучением должен устанавливать человеческие отношения не с одним, а со многими учителями, учитывая особенности их личности и тех требований (порой противоречивых), которые предъявляет для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя, и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений.
Постоянное взаимодействие подростка с товарищамипорождает у него стремление занять достойное место среди них. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.
Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство - это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание он рассматривает как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и учителем, и подросток становится трудным.
Важнейшая особенность личности подростка - бурное развитие его самосознания.Именно * пХт возрасте впервые возникает ориентировка личности на самооценку. Относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний порождают новую потребность - быть не только на уровне требований окружающих, но и на уровне собственных требований, собственной самооценки. Поведение и деятельность в этом возрасте во многом определяются особенностями самооценки. Так. при неадекватной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими. От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка, т. е. выбор задач определенной степени трудности.
Самооценка оказывает огромное влияние на самовоспитаниеподростка. Впервые именно в этом возрасте человек начинает заниматься самовоспитанием. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, подростки создают программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в их идеалах. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как высокая требовательность, самокритичность, уверенность в себе, настойчивость, а если самооценка неадекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или излишняя самоуверенность, некритичность и др.
В процессе общения подростка с окружающими формируется и такое важнейшее новообразование его личности^ как стремление быть и считаться взрослым.Это тоже одна из форм проявления самосознания, самооценки подростка, которая обостряет потребность в самоутверждении. Подросток отрицает свою принадлежность к детям и всеми средствами пытается утвердить свою взрослость. Это проявляется, прежде всего, в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.) Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями, интересами.
При организации учебно-воспитательной работы с подростками необходимо учитывать особенности их эмоциональной сферы. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. На малейшую несправедливость к себе они способны "взорваться", хотя потом могут сожалеть об этом. Не менее ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в страстных спорах. Он горячо реагирует на все (например, переживает вместе с героями кинофильмов). Большая эмоциональность подростка объясняется повышенной возбудимостью нервной системы и недостаточным опытом волевого поведения. Именно эмоциям, а не воле принадлежит решающая роль в поведении подростка.
В учебной деятельности подростка, как и ребенка любого другого возраста, имеются свои трудности и противоречия, а также свои преимущества - такие особенности, на которые может и должен опереться педагог. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том. что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним — важная задача педагога.
Как показывают исследования, познавательные процессы подростков характеризуются рядом особенностей. Например, подростки не всегда могут управлять своим вниманием, в частности концентрировать его на главном, основном. Трудности возникают у них и с устойчивостью, а также переключением внимания. Процессы памяти у подростков еще не достигли своего полного совершенства. Так, запоминание подростков нередко носит механический характер. Нередко подростки испытывают трудности в процессе мышления. Не все подростки умеют мыслить. Некоторые из них не могут произвести полноценного анализа предметов, при сравнении ограничиваются нахождением различия, сравнивают и обобщают предметы по внешним, несущественным признакам. Детали, мелкие факты, подробности мешают подростку выделить главное, существенное и сделать необходимое обобщение.
Несовершенство умственной деятельности подростка создает для него значительные трудности в учении. А как результат этого возникает потеря интереса к учению, к школе. Вот почему важнейшей задачей каждого учителя является управление развитием познавательных процессов учащихся, формирование рациональных приемов их умственной деятельности и способов самостоятельной учебной работы. Именно здесь скрыты существенные резервы повышения эффективности и качества обучения в этом возрасте.
Другой резерв повышения эффективности обучения подростков - целенаправленное управление процессом формирования мотивов учения. Как показывают исследования, мотивы учения и способы самостоятельной учебной работы тесно взаимосвязаны. Владение способами и приемами работы усиливает мотивацию учения. В свою очередь сформированные мотивы побуждают подростков совершенствовать способы и приемы учения.