Вопрос 26. Свойства внимания и из развитие.
Основными свойствами снимания являются: объём, распределение, устойчивость, переключаемость.
Объем внимания - способность одновременно воспринимать несколько объектов и сохранять их в центре ясного сознания. Численная характеристика среднего объема внимания у взрослого человека составляет 7+-2 ед. информации. Чтобы увеличить объем внимания, необходимо научиться систематизировать и группировать по смыслу воспринимаемую информацию.
Концентрация внимания - степень сосредоточенности на объекте. Высокая степень концентрации внимания является условием успешной деятельности. Показателем концентрации внимания является его помехоустойчивость, которая определяется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь человека от предмета деятельности. Противоположным свойством концентрации является рассеянность - неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Распределение внимания - способность одновременно сосредоточивать внимание на нескольких объектах. Высокий уровень распределения внимания позволяет осуществлять несколько действий, сохраняя их в поле внимания.
Устойчивость внимания - обусловлена длительностью сосредоточения на объекте. Устойчивость определяется свойствами нервной системы, мотивацией, личностными особенностями человека, его эмоциональным и физическим состоянием. Условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны. Раскрывая новые аспекты предмета, внимание может длительное время оставаться устойчивым. Если нет возможности дальнейшего изучения предмета, мы отвлекаемся, наше внимание колеблется.
Вопрос 32. Общение, его виды, функции и структура.
Общение – взаимодействие двух и более людей, заключающееся в обмене познавательной и эмоционально-оценочной информацией. В процессе общения происходит усвоение общечеловеческого опыта, социальных норм, ценностей. Общение – важный фактор психического развития человека.
Выделяют разные виды общения в зависимости от его содержания, целей и средств. По содержанию
Материальное (обмен предметами, продуктами),
Когнитивное (обмен знаниями),
Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),
Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами),
Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями и навыками).
В зависимости от видов биологических и социальных потребностей выделяют: деловое, личное, инструментальное и целевое.
Выделяют 6 основных функций общения:
Информационная (заключается в обмене информацией между взаимодействующими индивидами);
Интегративная (благодаря общению люди объединяются друг с другом для совместной деятельности);
Коммуникативная (организация и поддержание межличностных отношений);
Формирующая (вступает как важнейшее условие формирования и развития личности);
Подтверждающая (в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать себя и утвердиться в своём существовании и в своей ценности);
Экспрессивная (понимание переживаний и эмоциональных состояний);
Функция социального контроля (регламентация поведения и деятельности).
В общении выделяют 3 взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Во время процесса общения осуществляется взаимная передача закодированных сведений между индивидами. При этом субъекты общения не просто обмениваются информацией, а стремятся выработать её общий смысл.
Интерактивная сторона общения предполагает организацию взаимодействия между людьми. Возможны 2 основных типа взаимодействия – сотрудничества и конкуренция.
Перцептивная сторона общения реализуется в процессе восприятия и познания партнёрами по общению друг друга и установлении между ними взаимопонимания
Вопрос 27. Память, ее виды и свойства.
Память -познавательный процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки.