Тема 6. Педагогический процесс как система и целостное явление.
Задание 6.1. Работа с научными понятиями.
Цель
Выполняя задание, вы осмыслите значение одной из ключевых научных категорий, разовьете умения работать с научными понятиями – выделять в них значимые сущностные характеристики, анализировать их по параметрам «содержание», «объем».
Задание
Внимательно прочтите приведенное определение понятия «система», выделите основные признаки системы.
Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.(Т.А.Ильина)
Признаки системы, содержащиеся в определении:
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
5._________________________________________
Методическая подсказка
Задание 6.1. относится к типу уже хорошо знакомых вам заданий, направленных на усвоение и осмысление научных категорий. При выполнении задания вам необходимо вспомнить, что в каждом понятии имеются: содержание, под которым понимается совокупность отличительных признаков, ядром которой являются существенные признаки; и объем, под которым понимается совокупность предметов, отображенных в данном понятии. Подумайте: какие 5 существенных характеристик «зашифрованы» в определении, лаконично сформулируйте их и впишите в том порядке, в котором они упоминаются в определении.
Критерии оценки выполнения задания.
- умение анализировать понятия по параметрам «содержание», «объем»;
-правильность выделения признаков системы;
-следование логике при перечислении признаков, задаваемой определением.
Задание 6.2. Педагогическая система.
Цель
Выполняя задание, вы усвоите одну из ведущих педагогических категорий, разовьете когнитивные действия анализа, обобщения, абстрагирования.
Задание
Постройте логическую схему, иллюстрирующую понятие «педагогическая система».
Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности. (В.П.Беспалько)
Методическая подсказка
Задание, которое вам предлагается, строится на основе приема построения логических графических схем к понятиям. Этот прием осуществляется в три этапа: сначала в определении понятия выделите ключевые слова, отражающие его сущностные характеристики. Затем в определении отыщите слова, характеризующие это явление, называющие его основные признаки, уточняющие характеристики и проч. Наконец, когда все семантические единицы, составляющие понятие выделены, можно переходить к графическому изображению (модели) понятия.
Критерии оценки выполнения задания
- правильность выделения сущностных характеристик педагогической системы, содержащихся в определении;
- полнота характеристик;
- логичность графической модели понятия;
- оригинальность и гармоничность графического решения.
Задание 6.4. Структура педагогического процесса.
Цель
Выполнив задание, вы усвоите названия компонентов педагогического процесса и осмыслите особенности каждого из них, разберетесь в их взаимосвязях, определяющих его структуру. Эти знания позволят вам видеть общее и отличное в разных педагогических процессах, выделять в них уникальные и интересные педагогические решения, обнаруживать «изюминки» в педагогических процессах, с которыми вы уже сталкивались и с которыми вам еще предстоит встретиться в своей практике.
Задание
Прокомментируйте схему, отражающую структуру педагогического процесса. Дайте подробные характеристики каждому из компонентов, перечислив его содержательное наполнение, особенности, функции.
Методическая подсказка
Смысл задания станет яснее, если вспомнить, что слово «комментарий» латинского происхождения и имеет несколько лексических значений: 1.Разъяснения, замечания к основному тексту. 2. Пояснительные выступления по текущим событиям. 3. Рассуждения, пояснения по какой-либо теме.
От комментатора требуется уверенное владение материалом, умение интересно и доступно излагать его. Важна так же манера держаться, владение техникой речи, соблюдение правил устной речи. Поэтому советуем начать с внимательного прочтения текст параграфа из учебника по педагогике, заучивания отдельных фрагментов. Отрепетируйте и само выступление-разъяснение. Обратитесь к методической подсказке задания 1.14., вспомните приемы риторики.
Критерии оценки выполнения задания
- точность и правильность комментария с точки зрения соответствия педагогической теории;
- коммуникативная целесообразность речи;
- правильность, чистота речи
Задание 6.5. Письмо школьника.
Цель
Выполнив задание, вы сможете познакомиться с одной из известных педагогических систем, оценить ее достоинства и недостатки, составить собственное мнение о данной системе. Кроме того, задание способствует развитию творческого воображения, способности вживаться в позицию и чувства другого человека.
Задание
Изучив конкретную педагогическую систему школы, напишите письмо от лица школьника, обучающегося в ней. Письмо может быть адресовано любому лицу – другу, родителям, министру образования и т.д. Ваша фантазия не ограничивается.
Методическая подсказка:
Изучите научную литературу по любой известной педагогической системе. Возможные варианты:
а) педагогические системы европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и др.);
б) известные педагогические системы отечественных школ (школа Караковского, центр образования Е.А.Ямбурга и др.);
в) альтернативные педагогические системы (школа М.Монтессори, Вальдорфская школа Р. Штайнера и др.);
г) исторические педагогические системы (Смольный институт благородных девиц, Царскосельский лицей и др.);
д) авторские исторические педагогические системы (Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, Дж. Локка и др.).
Изучив выбранную педагогическую систему, составьте письмо. Важно определиться и с адресатом, поскольку именно это обстоятельство определит стиль изложения. Постарайтесь передать не только сущностные характеристики педагогической системы через мнения и состояния ребенка, обучающегося и воспитывающегося в ней, но и воспроизвести стиль речи, свойственный тому времени, в котором существует система.
Критерии оценки выполнения задания
- глубина, точность характеристик системы, отраженных в письме
- творческий подход к выполнению задания
- умение оценивать и воспринимать ситуацию с позиций ребенка
- оригинальность, свежесть взгляда на проблемы образования
- общая эрудиция, проявляющаяся в стилевом соответствии письменной речи тому времени, к которому принадлежит система