Территориальные основы местного самоуправления
1. Понятие, виды и критерии создания муниципальных образований;
(Дополнительный вопрос: назовите способы территориальной организации местного самоуправления?
Ответ: существует 2 способа территориальной организации местного самоуправления: поселенческий и территориальный.
При поселенческом способе муниципальные образования создаются в границах поселений (городов, сёл).
При территориальном способе муниципальные образования образуются на определённой территории, в состав которой могут входить несколько поселений (муниципальные районы, городские округа с внитригородским делением)
2. Установление и изменение границ муниципальных образований.
(Дополнительный вопрос: что означает преобразование муниципальных образований?
Ответ:Согласно ст. 13 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.
Объединение двух и более внутригородских районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения каждого из соответствующих внутригородских районов в соответствии с уставом внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного представительным органом городского округа с внутригородским делением.
Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений.
Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.
Разделение внутригородского района, влекущее образование двух и более внутригородских районов, осуществляется с учетом мнения населения образуемых внутригородских районов в соответствии с уставом разделяемого внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного его представительным органом.
Присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением осуществляется с согласия населения данного поселения и городского округа с внутригородским делением в соответствии с их уставами, а также с учетом мнения населения муниципального района, из состава которого исключается указанное поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований.
Поселение, присоединяемое к городскому округу с внутригородским делением, наделяется законом субъекта Российской Федерации статусом внутригородского района.
Выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением осуществляется с согласия населения городского округа с внутригородским делением и муниципального района, в состав которого будет входить указанная территория, в соответствии с их уставами, а также с учетом мнения населения внутригородского района в соответствии с его уставом. Внутригородской район, выделяемый из городского округа с внутригородским делением, наделяется законом субъекта Российской Федерации статусом городского или сельского поселения.
Тест
1. Муниципальные образования (ст. 9 Федерального закона № 131-ФЗ) в
соответствии с федеральным законодательством:
а) не вправе устанавливать свои символы самостоятельно, разрешается лишь добавление символов в специально установленных для этого полях в гербах субъектов Российской Федерации, в состав которых входят данные муниципальные образования;
б) вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности;
в) вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности, но данные символы приобретают официальный статус лишь при согласовании с представительным органом субъекта Российской Федерации или специально уполномоченным им органом после одобрения геральдической комиссией субъекта РФ и Федеральной геральдической службой РФ. Отказ в согласовании официальных символов муниципальных образований может быть обжалован в суд субъекта РФ.
2. Границы территорий муниципальных образований (ст. 10 Федерального закона № 131-ФЗ) устанавливаются и изменяются:
а) законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом № 131-ФЗ;
б) Конституцией РФ, федеральными законами;
в) соглашениями, заключаемыми между собой муниципальными образованиями и регистрируемыми в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
д) самими жителями и в утверждении не нуждается.
3. Кто вправе инициировать изменение границ муниципального образования:
а) население, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральные органы государственной власти;
б) только население, проживающее на данной территории;
в) только органы местного самоуправления;
г) только органы государственной власти субъекта РФ и федеральные органы государственной власти РФ.
4. В состав территории городского поселения могут входить:
а) несколько городов или город и один или несколько поселков городского типа;
б) один город или один поселок;
в) город и одно или несколько поселений сельского типа, территории которых
непосредственно примыкают к территории города;
г) если население города насчитывает более 50 000 человек, городское поселение может включать в свой состав лишь часть его территории, и на территории одного города
может быть образовано несколько городских поселений.
5. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения:
а) более 200 человек;
б) более 1000 человек;
в) более 1500 человек:
г) более 2000 человек.
6. Преобразование муниципальных образований – это их:
а) ликвидация в установленном законом порядке;
б) объединение, разделение, изменение статуса;
в) укрупнение или последующая ликвидация;
г) создания закрытого территориального образования.
Ответ к задаче:
Изменение границ муниципального образования.Изменение границ производится в случае отнесения отдельных населенных или ненаселенных территорий одних муниципальных образований к территориям других муниципальных образований. Изменяется граница муниципального образования, в состав которого в результате присоединения входит другое муниципальное образование или из состава которого выделяется новое муниципальное образование. Таким образом, изменяться могут только ранее законодательно установленные границы.
Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе:
населения,
органов местного самоуправления,
органов государственной власти субъекта Российской Федерации,
федеральных органов государственной власти.
Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Федеральным законом № 131-ФЗ установлен дифференцированный порядок учета мнения населения в отношении объективно различных по своей социально-правовой природе последствиям изменений границ территорий. Ниже в табличной форме приведены различные варианты согласия населения (учета мнения населения) на изменение границ территорий муниципальных образований.
Муниципальные образования, у которых изменяются границы | Последствия изменений границ | Порядок учета мнения населения |
Муниципальные Районы | Изменение границ муниципальных районов влечет отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов. | Голосование населения данных поселений и (или) населенных пунктов или сход граждан (жителей населенных пунктов) с учетом мнения (решений) представительных органов соответствующих муниципальных районов. |
Муниципальные Районы | Изменение границ муниципальных районов не влечет отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов. | Решения представительных органов муниципальных районов. |
Муниципальные районы и поселения, входящие в состав их территории | Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов. | Решения представительных органов соответствующих поседений и городских округов с учетом мнения (решений) представительных органов муниципальных районов. |
Поселения | Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений. | Голосование населения данных населенных пунктов или сход граждан (в соответствующих населенных пунктах) с учетом мнения (решений) представительных органов соответствующих поселений. |
Поселения | Изменение границ поселений не влечет отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений. | Решения представительных органов поселений. |
На практике изменение границ муниципальных образований может быть связано с результатами экономического развития территорий, изменением демографической ситуации, межэтническими отношениями, расширением границ городской застройки, проведением природоохранных мероприятий и т.п.1 При этом Федеральный закон № 131-ФЗ установил, что уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 % не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.
Преобразование муниципальных образований. Согласно статье 13 Федерального закона № 131-ФЗ, преобразованием муниципальных образований является:
объединение муниципальных образований,
разделение муниципальных образований,
изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе:
населения,
органов местного самоуправления,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
федеральных органов государственной власти.
Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным закономи принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Федеральным законом № 131-ФЗ установлен дифференцированный порядок учета мнения населения в отношении объективно различных по своей социально-правовой природе последствиям преобразования муниципальных образований. Ниже в табличной форме приведены различные варианты согласия населения (учета мнения населения) на преобразование муниципальных образований.
Случаи преобразования муниципальных образований | Последствия преобразования муниципальных образований | Порядок учета мнения населения |
Объединение двух и более поселений | Границы иных муниципальных образований не изменяются. | Решения представительных органов каждого из объединяемых поселений. |
Объединение двух и более муниципальных районов | Границы иных муниципальных образований не изменяются. | Решения представительных органов каждого из объединяемых муниципальных районов. |
Объединение поселения с городским округом | Утрата поселением статуса муниципального образования. | Решения представительных органов поселения и городского округа с учетом мнения (решения) представительного органа муниципального района (на территории которого находится поселение). |
Разделение поселения | Образование двух и более поселений. | Голосование населения каждого из образуемых поселений или сходы граждан в каждом из образуемых поселений. |
Разделение муниципального района | Образование двух и более муниципальных районов. | Решение представительного органа муниципального района |
Наделение городского поселения статусом городского округа | Выделение поселения из состава муниципального района. | Раздельное голосование населения соответствующего городского поселения и муниципального района, из состава которого выделяется городское поселение. |
Лишение поселения статуса городского округа | Включение поселения в состав муниципального района. | Раздельное голосование населения городского округа и муниципального района, в состав которого входит соответствующее городское поселение. |
Изменения границ муниципальных образований и преобразование муниципальных образований является живым процессом реальной конституционной практики. Об этом свидетельствую количественные данные соответствующих изменений и преобразований. Так, в период 2006 по 2009 года Министерством регионального развития РФ выявлено 378 случаев изменения границ муниципальных образований и 338 случаев преобразования муниципальных образований1.
Упразднение поселений. В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона № 131-ФЗ, упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.
Упразднение поселения оформляется внесением соответствующих изменений в закон субъекта РФ, которым определен состав и границы муниципальных образований.
Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе:
населения,
органов местного самоуправления,
органов государственной власти субъекта Российской Федерации или
федеральных органов государственной власти.
Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Закон субъекта Российской Федерации об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.
Пробел в Федеральном законе 2003 г. № 131-ФЗ по вопросу упразднения иных видов муниципальных образований, кроме названного выше, планируется устранить путем внесения очередных изменений в главу 2 - дополнить соответствующей статьей «Упразднение муниципальных образований».