Территориальные основы местного самоуправления

Вопросы для подготовки:

1. Виды муниципальных образований и суть двухуровневой системы муниципальных образований.

2. Реестр муниципальных образований: значение, порядок ведения, порядок предоставления сведений.

3. Требования к границам муниципальных образований.

4. Создание муниципальных образований на межселенных территориях.

5. Основания изменения границ муниципальных образований.

6. Участие населения в решении вопросов, связанных с изменением границ муниципальных образований.

7. Порядок и условия объединения муниципальных образований.

8. Порядок и условия разделения муниципального образований.

9. Изменение статуса муниципального образования.

10. Упразднение поселений.

Задания:

На основании положений уставов указать, какие населенные пункты входят в состав территорий нижеуказанных муниципальных образований Архангельской области:

- МО «Город Архангельск»;

- МО «Северодвинск»;

- МО «Город Новодвинск»;

- МО «Приморский муниципальный район».

Задача 1.

При обсуждении проекта закона об административно-территориальном устройстве области депутат областной думы внес предложение, чтобы муниципальным образованием считать только городское и сельские поселения, а в районах области должно существовать государственное управление.

Соответствует ли предложение депутата действующему законодательству?

Задача 2.

Уставом города было предусмотрено, что районы города не являются муниципальными образованиями. В соответствии с уставом в городских районах были образованы в качестве структурных подразделений городской администрации районные администрации, глав которых назначал глава городской администрации. Однако жители одного из районов города не согласились с таким положением, заявив, что в этом случае нарушаются их права на местное самоуправление, и обратились в областную думу с просьбой изменить устав города.

Как должен быть решен этот вопрос? Вправе ли областная дума вносить изменения в устав города?

Задача 3.

Сельское поселение «Петинский сельсовет» включает в себя село Петино, являющееся административным центром данного поселения, и поселок Мураново. Жители поселка Мураново провели сбор подписей под требованием о проведении на территории данного поселка местного референдума по вопросу создания в границах поселка Мураново самостоятельного муниципального образования. Требование о назначении референдума и подписные листы представлены в избирательную комиссию Петинского сельсовета.

Как надлежит поступить избирательной комиссии?

Задача 4.

Законом края изменены границы Воробьевского и Борисовского муниципальных районов: озеро Белое с примыкающими к нему землями передано из границ Воробьевского района в границы Борисовского района. Это решение предварительно было одобрено представительными органами обоих муниципальных районов. Житель Воробьевского района обратился в прокуратуру края с жалобой на нарушение его прав и потребовал проведения голосования населения по вопросам изменения границ муниципальных районов.

Как следует поступить прокуратуре?

Задача 5.

Законом области поселок Кривой Бор, в котором зарегистрировано по месту жительства 186 граждан, обладающих избирательным правом, был исключен из границ Березовского сельского поселения и включен в границы Турусовского сельского поселения. Муниципальные Советы Березовского и Турусовского сельского поселений предварительно одобрили соответствующую инициативу.

Жители поселка Кривой Бор на предварительно проведенном сходе граждан также дали свое согласие на соответствующее территориальное изменение. Прокурор области обжаловал указанный закон области в областном суде, указав, что жители поселка Кривой Бор не имели права принимать решение по соответствующему вопросу на сходе граждан.

Какое решение должен принять суд?

Задача 6.

Районные Думы Нижневодского и Верхневодского районов приняли решение об объединении двух районов. Правомерно ли такое решение?

В каком порядке осуществляется объединение муниципальных районов?

Задача 7.

В селе Сосновка - административном центре Сосновского сельского поселения был построен крупный деревообрабатывающий комбинат, в связи, с чем численность жителей села увеличилась до 3,5 тысяч человек за счет работников комбината, приехавших из других мест. Директор комбината обратился в администрацию района с заявлением о придании селу статуса рабочего поселка, а также самостоятельного муниципального образования.

Может ли быть удовлетворено заявление директора деревообрабатывающего комплекс? Каков порядок решения данного вопроса?

Задача 8.

Областная Дума решила создать в районах представительные и исполнительные органы гос. власти, отказавшись от статуса муниципальных образований. В постановлении думы по этому поводу было сказано, что после истечения срока полномочий действующих районных муниципальных советов будут избраны новые районные советы в качестве представительных органов гос. власти, а исполнительные органы - районные администрации будут возглавляться, назначенными главой областной администрации. Муниципальными образованиями останутся лишь сельсоветы и города, входящие в состав территории районов.

Законно ли данное постановление Областной Думы? Возможно ли и в каком порядке упразднение муниципальных образований?

Задача 9.

На голосовании по вопросу преобразования муниципального образования, объединения территорий двух муниципальных образований в одну и преобразования двух муниципальных образований в одного население сельского поселения высказалось против преобразования, а население городского поселения за объединение.

Дайте правовую оценку ситуации. Какой субъект и в каком порядке должен принять окончательное решение по вопросу преобразования?

Задача 10.

По решению местных властей поселений N, K, С должно было проведено объединение трех поселений в одно. В скорее жители поселения К написали заявление, в котором высказали нежелание объединяться и отправили местным властям. Ответ был таков: ситуацию изменить невозможно, так как за объединение проголосовало три администрации поселений единогласно.

Прокомментируйте ситуацию.

Задача 11.

В законе субъекта Российской Федерации об административно-территориальном устройстве данного субъекта было установлено, что основной единицей для осуществления местного самоуправления является городское поселение. Если же на территории этого субъекта Российской Федерации существуют деревни, поселки, иные территории, помимо городов, то они либо должны приобретать статус городского поселения, либо быть включены в состав города в качестве внутригородского района?

Законна ли указанная норма? В чем суть двухуровневой системы территориальной организации местного самоуправления?

Задача 12.

В уставе одного из субъектов Российской Федерации зафиксировано, что в случае, если население муниципального образования самостоятельно и добровольно отказалось от реализации права на организацию местного самоуправления, то на данной территории осуществляется государственная власть.

Дайте оценку такому положению. Существует ли судебная практика по указанному вопросу?

Список нормативных правовых актов:

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Европейская хартия местного самоуправления // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 16.

5. Земельный кодекс Российской Федерации от // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

6. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2005 г. № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 24. Ст. 2370.

7. Распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 707-р // Российская газета. 2004 2 июня.

8. Приказ Минюста РФ от 23 августа 2005 г. № 138 «Об утверждении форм документов для ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» // Российская газета. 2005. 1 сентября.

9. Приказ Минюста РФ от 19 августа 2005 г. № 136 «Об утверждении Инструкции о ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» // Российская газета. 2005. 1 сентября.

10. Закон Архангельской области от 23 сентября 2009 г. № 65-5-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Архангельской области» // Волна. 2009. 6 октября.

11. Закон Архангельской области от 23 сентября 2004 г. № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» // Волна. 2004. 8 октября.

12. Устав муниципального образования «Город Архангельск».

Наши рекомендации