Тема 5. Я в ответе за всё, что делаю
Т.Б. Колчанова
Цель: Осознание важности, ответственности на пути обретения чувства собственного достоинства и уверенности в себе (как признак взросления).
Задачи:
1. Образовательная – дать понятие ответственности, раскрыть его суть.
2. Воспитательная – помочь воспитанникам развить в себе способность быть ответственным.
3. Развивающая – развивать уверенность в себе, решительность, исполнительность.
Оборудование:
- плакаты;
- видеофильм "Ищу себя";
- музыкальное оформление.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые гости. Мы продолжаем разговор о нравственности. На прошлой встрече мы говорили о дисциплине и чувстве долга спасателей. А сегодня тема нашей беседы – ответственность. У нас в гостях старший инструктор-парашютист, мастер спорта, который на сегодня выполнил 3400 прыжков с парашютом, – Варин Александр Михайлович.
Человек живёт среди природы и среди людей. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Природа отвечает за то, чтобы человек мог существовать на земле. Люди… А за что отвечают люди? И, конкретно, человек? За что-то небольшое или за всё, что происходит на Земле? Или только за себя и ни за что больше?
Хочу вам рассказать историю про одного мальчика из книги Рони "Борьба за огонь".
В древности огонь для людей значил очень многое, поэтому они дорожили им, поддерживали его днём и ночью. И вот мальчик, которому люди доверили охранять огонь – самое ценное, заснул, и огонь погас. А это означало, что всё племя обречено на голод и холод, быть может, и гибель.
Представляете, как велика была ответственность маленького хранителя огня! Какое важное дело поручили ему! Ему, мальчику, доверив охранять огонь, племя доверило себя, свои жизни. Он же своим безответственным поступком обрек их на смерть. И за это, по законам племени, он сам был достоин смерти. А что с ним стало, вы узнаете, прочитав книгу.
Вдумайтесь, что же это значит – отвечать за себя перед другими, отвечать за других.
Что же такое ответственность?
Давайте зачитаем определения этого понятия.
Воспитанники:
- "Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них" [4].
- "Ответственность – это обязанность давать отчёт в своих действиях, поступках, отвечать за их последствия" [6].
- "Ответственность – это обязанность выполнить что-нибудь так, как нужно, в назначенное время" [1].
Воспитатель: "Различают несколько видов ответственности: гражданскую, административную, материальную, уголовную, юридическую, работодателя".
Ответственность гражданская – возмещение убытков, ответственность физического или юридического лица за нарушение обязанностей по гражданскому правонарушению.
Ответственность административная – форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины путём наложения на них дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, смещение на низшую должность, увольнение.
Ответственность материальная – обязанность работника возместить работодателю имущественный ущерб, причиненный непосредственно по вине работника.
Ответственность уголовная –физическое лицо, совершившее преступление, обязано отвечать за своё деяние. Мера наказания определяется судом.
Ответственность юридическая – наказание, применение к лицу, виновному в нарушении юридической обязанности, предусмотренных законом санкций.
Ответственность работодателя – за ущерб, причинённый здоровью работника, работодатель несет материальную ответственность в случае повреждения здоровья или смерти работника, непосредственно связанных с исполнением им своих трудовых обязанностей.
(Воспитанники обсуждают суть понятий).
Воспитатель:
Каким, по-вашему, должен быть ответственный человек?
Предполагаемые ответы воспитанников:
- воспитанный человек отвечает за свои поступки;
- выполняет порученное дело в срок;
- исполнительный, ему можно доверить важное дело;
- старается исправить допущенную ошибку;
- когда задача не по плечу – вежливо отказывается;
- с благодарностью принимает и похвалу, и критику.
Воспитатель: Таким образом, быть ответственным – значит, всё делать на совесть, отдавать делу все силы. Ответственный человек всегда выполняет взятые на себя обязательства.
Сейчас мне хочется предоставить слово нашему гостю А.М. Варину, человеку с высокой степенью ответственности. (Разговор о важности знания и выполнения своих обязанностей в парашютном спорте. Ответы Варина А.М. на вопросы воспитанников.)
Я предлагаю посмотреть кадры из видеофильма и обсудить, почему в парашютно-десантном деле так необходима ответственность. Просмотр фрагмента видеофильма "Ищу себя".
Фильм снят Пермской киностудией во время городских соревнований по парашютно-десантному многоборью 2000 года, в которых участвовали воспитанники "Уральского подворья". Показана парашютная подготовка – руководитель А.М. Варин; отработка навыков по овладению парашютом; отработка приземления; выполнение прыжков с самолета; четкое приземление, как результат ответственной подготовки.
Воспитатель: В чём проявилась ответственность участников фильма? Если кто-то иногда поступает безответственно, нарушает технику безопасности и это ведет к травмам, то в этом случае безответственность превращается в преступление, за которое человек несет уголовную ответственность. Например, если техник при подготовке самолета находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то это может привести к трагическим последствиям, а его безответственность будет уголовно наказуема.
Несомненно, вы не раз задумывались, ответственный ли вы человек, на кого из ваших друзей можно положиться и, конечно, вы хорошо знаете, что у нас в группе есть ответственные ребята. Кого и почему вы в нашей группе считаете ответственным человеком?
Воспитанники: В нашем "Уральском подворье" есть Андрей, которому поручено важное дело – воспитание щенков, которых выбросили на улицу холодной осенью. Андрей ежедневно ухаживает за ними, кормит, выводит гулять и, вместе с кинологом, дрессирует их. Андрей знает, что если он не будет приезжать ежедневно, то щенки Гек и Блэк останутся голодными.
Воспитатель: Свои обязанности Андрей выполняет ответственно, никогда не допускает безответственности по отношению к своим любимцам.
Что же мы узнали на сегодняшнем часе общения? Какие виды ответственности вы запомнили? О каких видах ответственности мы сумели поговорить? А хорошо ли быть ответственным человеком? Дружить с ответственным человеком хорошо?
У Владимира Высоцкого есть замечательная песня. Послушаем ее.
Песня о друге
В. Высоцкий
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке с тобой одной,
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах не ах,
Если сразу раскис и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился и в крик,
Значит, рядом с тобой чужой,
Ты его не брани, гони.
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
Если он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого
Положись на него.
Воспитатель: Прошу вас ответить на мои вопросы:
1. Почему Владимир Высоцкий считает, что ответственность проявляется в горах?
2. Как ты поведешь себя, если твой друг попадет в беду?
Воспитанники отвечают на вопросы.
Воспитатель: Спасибо, отвечая на данные вопросы, вы показали серьезное отношение к такому качеству личности, как ответственность.
Литература
1. Большая советская энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Изд-во Сов. энциклопедия, 1974.
2. В. Высоцкий. Поэзия и проза. – М.: Книжная палата, 1989.
3. Гаврилова Т.П. Быть, значит состояться: Методическое пособие сотруднику кабинета педагогического аутотренинга. – Пермь: ПГПИ, 1991.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1983.
5. Путешествие в страну Добродетелей. Пособие для родителей. Линда Кэвелин Попов, Ден Попов, Джон Кэвелин. – СПб.: Издательский Фонд Бахаи "Единение", 1997.
6. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1961
Тема 6. С компасом по жизни
Н.А. Шмакова
Цель: Познакомить воспитанников с понятием "идеал" как нравственной ценностью.
Задачи:
1. Дать определение понятия "идеал", объяснить его смысл в историческом аспекте, закрепить знания воспитанников об этой категории.
2. Показать роль "идеала" в жизни каждого человека.
3. Пробудить у подростков стремление к совершенствованию, к поиску своего "идеала", на который они будут ориентироваться в своей дальнейшей жизни.
4. Продолжать формирование нравственных качеств у старших подростков и юношей в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Оборудование:
Раздаточный материал – "Мой идеальный друг", "Идеальная модель выпускника "Уральского подворья", "Шаги к успеху".
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы вновь с вами встречаемся на часе общения, тема которого звучит так: "С компасом по жизни, или поговорим о нравственном идеале". Теперь я вам предлагаю послушать стихотворение.
Музыкант
К. Никольский
Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант.
Расправил нервною рукой на шее черный бант.
Подойди скорей поближе, чтобы лучше слышать
О несчастных и счастливых, о добре и зле,
О лютой ненависти и святой любви,
Что творится, что творилось на твоей земле,
Все в этой музыке, ты только улови.
Вокруг тебя шумят дела, летят твои года.
Зачем явился ты на свет, ты помнишь не всегда.
Звуки скрипки все живое, спящее в тебе, разбудят.
О несчастных и счастливых, о добре и зле,
О лютой ненависти и о святой любви,
Что творится, что творилось на твоей земле,
Все в этой музыке, ты только улови.
Устала скрипка, хоть кого состарит боль и страх,
Устал скрипач, хлебнул вина, натягивая фрак,
И ушел, не попрощавшись, позабыв немой футляр,
А мелодия осталась ветерком в листве,
Среди людского шума еле уловима.
О несчастных и счастливых, о добре и зле,
О лютой ненависти и о святой любви...
Воспитатель: Продолжим тему, поднятую в этой песне. Зачем явились мы на свет? Что бы стать счастливыми или несчастными, добрыми или злыми, любящими или ненавидящими. Итак, ребята, в чем смысл жизни человека, каково его предназначение? Что им движет? Что движет нашими поступками?
Никто и никогда не может сказать, что получится из маленького человека. Мы с вами знаем, что в случае нормального развития может получиться из маленького котенка, ягненка, волчонка. У животных тип поведения заранее задан, то есть генетически запрограммирован. А вот из маленького человечка может получиться непредсказуемая личность: гений или злодей, герой или подонок, убийца или праведник, свободный или раб.
Чем мы отличаемся от животного? В отличие от животного человек – не игрушка в руках слепых природных сил, действующих в нем самом. Человек сам организует свою жизнедеятельность, ставит себе цели, задачи по саморазвитию. Он находится в процессе непрерывного движения, развития, становления.
Очень важная черта человека – вечное стремление к изменению, совершенству, завершенности. Ему нужно видеть эту перспективу развития, идеал, на который он ориентируется в собственном движении.
Итак, что нужно человеку, чтобы сбылись его мечты? Да, ему нужен идеал, то есть путеводный компас, на который он будет ориентироваться в своем движении вперед.
Послушайте небольшую историю:
"Один маленький мальчик был поражен красотой легенды о древней Трое и поклялся найти этот город. Это был Генрих Шлиман. Троя стал его мечтой, его идеалом. Он стремился к нему всю жизнь, стал археологом, изучал различные памятники искусства и теории. И нашел этот заветный город".
Что же ему помогло это сделать? Вера в существование Трои и в свою удачу. И, конечно, стремление найти ее.
Мы можем сказать, что у него была мечта, путеводная звезда, другими словами – жизненный идеал. А нужен ли человеку идеал? Что означает это слово? Вот на эти и многие другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Прежде всего, давайте выясним историю происхождения понятия "идеал". Слово "идеал" произошло от греческого "идея". Понятие "идеал" означает: совершенство, верх совершенства, высшая цель, предел мечтаний. Когда мы говорим "идеальный", то мы имеем в виду что-то самое лучшее, совершенное во всех отношениях. Например: идеальная красота, идеальный слух, идеальный вкус, идеальное поведение и так далее.
В долгой истории человечества существовало много различных ценностей и идеалов. Это понятно: на исторической арене сменяли друг друга разные личности, народы, государства, классы, цивилизации. Естественно, что у рабовладельцев и феодалов были свои ценности и идеалы, а у рабов и крепостных – свои, так как их образ жизни, а значит, поступки и поведение были различны. Но вот что интересно: на протяжении многих веков неизменными оставались и остаются идеалы дружбы, добра, справедливости, трудолюбия, любви и семейного счастья.
Сегодня мы все переживаем трудное время, и нам нужно определиться, что считать для себя надежным образцом, идеалом. Только воплощать эти идеалы в жизнь можно лишь на основе добрых дел, наших с вами добрых дел.
Предлагаю вашему вниманию еще две короткие истории, а вы постарайтесь ответить на мои вопросы.
История 1-я. "Решали секунды…"
Поезд Москва–Донецк уже отправлялся. Мужчина, подхватив ребенка на руки, бежал к своему вагону.
В тот момент, когда мужчина схватился за поручень, поезд тронулся, и вагон медленно двинулся вперед. Прыгнув на нижнюю подножку, мужчина не удержал равновесия, его качнуло в сторону, и, не устояв, он упал спиной на перронный асфальт, уронив мальчика прямо под колеса на железнодорожные рельсы.
Люди на мгновение оцепенели, истошно закричала женщина, закрыв лицо ладонями. В этот миг под движущиеся колеса бросился человек в милицейской форме. Прыгнул с криком, как бросаются люди в страшную опасность. Успев схватить ребенка, он вместе с ним упал на шпалы между рельсами, накрыв его телом, чтобы мальчик случайно не попал под стальные колеса.
Завизжали схваченные насмерть тормозными колодками колеса, проводник стоп-краном остановил поезд. Из-под вагонов вылез бледный молодой сержант милиции. Он передал отцу плачущего мальчика, так и не понявшего, что же произошло.
Еще через десяток секунд поезд тронулся, а сержант никак не мог прикурить сигарету.
История 2-я. "Случай в электричке"
Теплым июньским вечером одиннадцатиклассники возвращались домой с пикника на природе, где они отдыхали после выпускных экзаменов. Настроение у всех было прекрасное, ничто не предвещало беды. Подошла электричка, все дружно вошли в нее, лишь Павлик медлил.
- Павлик, заходи, поезд сейчас тронется! - кричали ребята.
- Успею, я и на ходу могу заскочить, вот увидите!
Электропоезд тронулся, Павлик побежал рядом, ребята держали автоматически закрывающуюся дверь. В тот момент, когда юноша запрыгнул на подножку, состав неожиданно дернулся, Павлик потерял равновесие, сорвался и попал под колеса электропоезда. Он остался жив, но лишился ноги.
Вопросы:
1. Перечислите качества, которыми обладают сержант и Павлик?
2. Чей поступок, на ваш взгляд, является подвигом, а чей баловством?
3. Были ли вы свидетелями "ложного" героизма, которому не стоит подражать?
Воспитатель: Разбираясь в понятии "идеал", мы не можем не остановиться на способах его формирования. Ученые утверждают, что у человека идеал может возникнуть, во-первых, от определенных впечатлений после прочитанной книги, просмотра фильма, встречи с интересным человеком, то есть от определенных переживаний (такой идеал называется обобщенным), а во-вторых, идеал может сформироваться в результате того, что человек ищет конкретный образ, который бы соответствовал его нравственным требованиям и принципам. Этот идеал называется конкретным, жизненным.
Воспитатель: Вот пример конкретного идеала.
История 3-я. "Орден мужества"
Трагедия произошла с Андреем Ярославцевым 5 января 1996 г. Он вместе с товарищами отправился в разведку. Зашел в кустарник, или, как его называют наши "чеченцы", "зеленку". И тут раздался взрыв. Младший сержант поначалу и не понял, что произошло. Парни бросились к Андрею, перебинтовали ему ногу тем, что под руку подвернулось. Наконец солдат пришел в себя. Закричал: "Ногу заверните!" – взрыв мины оторвал ему ступню…
В госпитале молодой боец провел 5 месяцев. Домой Андрюша вернулся в мае.
После госпиталя у Андрея началась сильная депрессия. С полгода парень не выходил из дома – стеснялся. Пытался покончить с собой – хотел даже спрыгнуть с крыши, но взял себя в руки. Перестал переживать из-за физического недостатка. Даже прозвище в кругу боевых товарищей получил – "Быстрая Нога". Окончил железнодорожный техникум, поступил в технический университет, потом пришел в Пермскую областную организацию инвалидов войны в Афганистане. Там и остался как смотритель памятника – следить за мемориалом "Разорванное братство".
Телефонный звонок, раздавшийся в квартире Андрея Ярославцева в конце 1996 г., удивил. Его попросили прийти в военкомат Мотовилихинского района за… наградой. Андрей озадачился: медаль дадут, что ли?
Явился. Но получил не медаль, а орден Мужества.
Вопросы:
1. Почему Андрей может служить примером для других?
2. В чем его героизм? Под ураганный обстрел парнишка не попадал. Никого от смерти не спасал. Но в этом ли дело? Героизм Ярославцева в другом. В силе духа.
3. Может ли Андрей быть примером для других и почему?
Воспитатель: Давайте выполним упражнение "Мой идеальный друг". Попробуйте представить себе обобщенный идеал вашего друга, лучшего товарища на свете.
Я вам выдаю листочки, на которых нарисован силуэт человечка. Это ваш "идеальный друг".
Предлагаю написать на лучах, которые отходят от его силуэта, предполагаемые черты его характера.
(Воспитанники выполняют задание).
Воспитатель: Вы все нарисовали модель своего идеального друга. С ним никогда не скучно, и так здорово все делать вместе! Самый верный способ превратить мечту в реальность – самому постараться стать кому-нибудь таким товарищем.
Нужен ли человеку идеал?
Вам было предложено поразмышлять об этом при ответе на вопросы анкеты. На вопрос "Есть ли у вас идеал?" только трое из вас смогли дать утвердительный ответ, остальные дали отрицательный.
Сегодня на нашем часе общения я предлагаю вернуться к этому вопросу.
Итак, должен ли быть у человека идеал?
Да, должен!
Если бы его не было, то мы не стремились бы измениться к лучшему, не стремились бы к совершенству. Он нам нужен для работы над собой.
Мы, педагоги, тоже хотим, чтобы вы совершенствовались, изменялись к лучшему, работали над собой. К концу вашей учебы мы бы хотели видеть идеального выпускника нашего училища таким:
1. Выпускник - это человек, практически подготовленный к профессиональной деятельности, способный жить в различных экономических ситуациях, воспринимающий труд как жизненную необходимость.
2. Он ориентирован на здоровый образ жизни.
3. Сохраняет интерес к познанию мира на протяжении всей жизни.
4. Сознает свои права и признает права других.
5. Обладает рефлексивными способностями, в деятельности выпускника имеются мотивы самосовершенствования.
6. В основе его поступков преобладают гуманистические идеи и ценности.
(Каждому воспитаннику выдается эта модель).
Шаг 6 | |||||||
Шаг 5 | |||||||
Шаг 4 | |||||||
Шаг 3 | |||||||
Шаг 2 | |||||||
Шаг 1 | |||||||
Для того чтобы достичь этих высот, необходимо очень серьезно работать над собой, и в этом вам может помочь наш педагогический наказ "Шаги к успеху":
Шаг 1. Ты мечтаешь, рисуешь себе картины лучшего будущего.
Шаг 2. Ты думаешь о том, что в жизни для тебя действительно важно.
Шаг 3. Стремясь к идеалу, ты составляешь план действий и следуешь ему.
Шаг 4. Слова у тебя не расходятся с делами.
Шаг 5. В любых ситуациях ты поступаешь так, как считаешь правильным.
Шаг 6. Ведешь себя так, словно твои мечты уже осуществились.
Итак, вы представили, какими хотите быть, что для вас действительно важно. Потом приняли решение, что сделаете все, чтобы осуществить свою мечту. Оцените, каковы вы сейчас и какими хотите стать, и составьте план действий. Люди, достигшие многого, начинали с мечты. Вспомните маленького мальчика, мечтающего о Трое.
Возможно, найдутся люди, которые будут говорить, что твоя мечта так и останется мечтой. Но если ты верен своим идеалам, то, наметив план действий, ты ни за что не свернешь с выбранного пути.
Песня "Каждый выбирает для себя"
Стихи Ю. Левитанского,
музыка В. Берковского
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Шит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты –
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею,
Ни к кому претензий не имею –
Каждый выбирает для себя.
Воспитатель: Спасибо всем. До свидания.
Литература
1. Буряк Б.С. Художественный идеал и характер, 1972.
2. Введение в обществознание: учебное пособие для 8 – 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, – изд. дораб. – М.: Просвещение, 1999.
3. Гаврилова Т.П. Изучение личности подростка в процессе формирования нравственной устойчивости: учебно-методическое пособие / Пермский государственный педагогический университет. – Пермь, 2000.
4. Дремов А.Н. Идеал и герой. – М.: Искусство, 1989.
5. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1987.
6. Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание" 8 – 9 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, 2 изд. – М.: Просвещение, 2001.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой, 18-е изд. – М.: Рус. яз., 1987.
8. Путешествие в страну добродетелей: Пособие для родителей по воспитанию в детях добродетелей. – СПб., 1997.
9. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер: 2 изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
10.Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования, этимология / Н.Н. Андреева, Н.С. Арапова и др. – М.: Цитадель, 1997.
11.Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусеинова и И.С. Кона, 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989.
12.Сурган В.И. Наполним музыкой сердца // Классный руководитель. – № 2, 2001. – С. 128.
13.Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Паков. – М.: Сов. энциклопедия, 1983.
14.Я уже взрослый: Книга для подростка / Сост. Т.Б. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 1986.
15.Янушкявичюс Р.В., Янушкявичюс О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. – М.: Про-Пресс, 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ
коля, останься, пожа- луйста с сестренкой, мне срочно нужно в институт |
молодой человек, не поможете мне подняться, очень уж сумка тяжелая |
молодой человек, я приехал к сыну и вот не могу найти улицу, не поможете ли мне |
мама ждет меня а у меня в больнице, а сегодня у меня семинар совещание в техникуме |
Методическое издание