Самоанализ проведенного воспитательного занятия с младшими школьниками
№ п/п | Аспекты анализа | Критерии анализа |
1. | Тема | - актуальность и соответствие возрастным особенностям детей; - соответствие интересам детей |
2. | Цели и задачи | - место данного мероприятия в системе воспитательной работы; |
3. | Организация подготовки учащихся | - степень участия детей; - затраченное время; - наглядное оформление; - использование технических средств |
4. | Содержание и методика проведения | - соответствие поставленной цели; - воспитательная и познавательная ценность подобранного материала; - направленность на формирование личностных качеств детей; - эмоциональная насыщенность, интерес детей, их активность и вовлеченность в ход мероприятия; - использованные приемы и методы, их соответствие возрастным особенностям и уровню развития детей данного класса; - учет индивидуальных особенностей, возможностей, талантов и способностей детей |
5. | Особенности личности воспитателя | - педагогический такт; - стиль взаимоотношения с детьми; - эмоциональность; - знание особенностей детей |
6. | Педагогическая ценность проведенной работы | - достижение педагогом и детьми поставленных задач; - желание детей повторить или продолжить взаимодействие в рамках предложенной формы или содержания; - общее впечатление от увиденного |
Задание 5. Диагностика особенностей развития детского коллектива и составление психолого-педагогической характеристики детского коллектива
При выполнении данного задания студентам необходимо руководствоваться представленным ниже алгоритмом.
Алгоритм организации диагностической работы студентами
В период практики
1. В соответствии с заданием составьте программу диагностики:
а) Определите цель и задачи диагностики.
б) На основании теоретического анализаподходов исследователей определите критерии диагностики изучаемого педагогического явления. Обратите внимание на то, чтобы избранные критерии позволили исследовать педагогическое явление или процесс с различных сторон, получить объективные данные о нем.
в) Выберите авторские методики диагностики в соответствии с выявленными критериями. По каждому критерию необходимо подобрать по одной методике.
2. В соответствии с содержанием выбранных методик подготовьте необходимые материалы: карточки с заданиями, бланки для ответов детей, педагогов или родителей, наглядные материалы и другое.
3. Продумайте время и место проведения диагностики. Лучше проводить диагностическое обследование в первой половине учебного дня. Место проведения диагностики определите исходя из особенностей содержания методики. Если Вы проводите диагностику всех испытуемых одновременно, то можно организовать ее в учебном кабинете. Если диагностическая методика предполагает индивидуальное обследование, то лучше воспользоваться отдельным кабинетом.
4. Согласуйте содержание, время и место проведения диагностики с педагогом-наставником.
5. Перед началом проведения диагностики установите психологический контакт с испытуемыми. Объясните испытуемым цель ее проведения, дайте четкую инструкцию по выполнению диагностических заданий. Настройте их на серьезное отношение к данной процедуре. Четко установите для испытуемых время выполнения диагностических заданий.
6. На основе авторского подхода осуществите обработку и интерпретацию результатов диагностики. Представьте данные диагностики в таблице, на графике или на диаграмме.
7. Сделайте качественный анализ полученных результатов: точно и полно опишите полученные данные по каждой методике, опишите причины, которыми они обусловлены. При этом если вы анализируете данные, полученные по группе испытуемых, то целесообразно указывать количество испытуемых в процентном соотношении.
При составлении программы диагностики необходимо указать цель, задачи диагностики, класс. Далее должна быть составлена следующая таблица:
Критерии диагностики (Ф.И.О. автора) | Показатели диагностики | Методы и методики диагностики |
Составление психолого-педагогической характеристики детского коллектива
1. Внимательно изучите соответствующую схему характеристики. Выделите в ней основные смысловые блоки.
2. Соотнесите собранный Вами диагностический материал с выделенными смысловыми блоками схемы. Определите, какие данные наблюдения и/или диагностики могут быть использованы для подтверждения фактической информации по каждому компоненту схемы.
3. Последовательно опишите фактические данные по каждому компоненту схемы, подтверждая их данными наблюдения и/или диагностики. При этом необходимо корректно использовать психологические и педагогические термины.
4. Основываясь на описанном фактическом материале, сделайте выводы об уровне развития ребенка или детского коллектива. Выводы должны быть конкретными. Например: у данного ребенка выявлен высокий уровень развития познавательной сферы, и т.д., но при этом недостаточно развита эмоционально-волевая регуляция поведения, что обусловливает средний уровень нравственной воспитанности и т.д.
5. Сформулируйте конкретные практические рекомендации для педагога и родителей по дальнейшему развитию ребенка (детского коллектива). Ваши рекомендации должны быть обусловлены проблемами в развитии ребенка (детского коллектива). Например: педагогу и родителям необходимо давать ребенку трудовые поручения, связанные с преодолением ребенком посильных трудностей; посредством напоминания, упражнений в соблюдении режима дня добиваться выполнения ребенком предъявляемых к нему требований и т.д. Необходимо также предложить рекомендации по дальнейшему развитию сильных сторон личности ребенка (детского коллектива). Например: с целью дальнейшего развития познавательной сферы ребенка необходимо на уроках и во внеурочной деятельности предлагать ему систему творческих заданий, заданий повышенной трудности, включать его в проектную и исследовательскую деятельность.
Задание 7. Проведение анкетирования педагогов начальной школы о профессиональных затруднениях (2 балла)
Необходимо провести беседу и записать ее результаты по вопросам, предложенным в анкете, либо попросить педагогов самим ответить на вопросы анкеты письменно. Студенты распечатывают анкету и представляют ее заполненной, делают анализ результатов анкетирования.
Текст анкеты
Уважаемый коллега!
Просим Вас принять участие в социологическом опросе, проводимом кафедрой педагогики и психологии детства факультета начального, дошкольного и специального образования Омского государственного педагогического университета. С целью повышения качества подготовки специалистов – будущих педагогов системы дошкольного и начального образования, мы хотели бы лучше знать, что происходит в современной системе образования, какие трудности переживают педагоги в условиях модернизации и введения ФГОС, профессионального стандарта педагогов. Мы будем очень благодарны Вам, если Вы поможете нам в этом, ответив на наши вопросы. Вы можете выбрать вариант ответа (либо несколько вариантов) из предложенных закрытых вопросов, подчеркнув их и ответить сами на открытые вопросы.
1. Укажите, пожалуйста, следующие данные о себе:
- Ваш возраст_____________
- Образование_____________
- Стаж работы в системе образования______________
2. Удовлетворены ли Вы своей работой (да, нет, не очень)
3. Назовите (подчеркните) основные факторы Вашей удовлетворенности (неудовлетворенности) работой: любовь к профессии; любовь к детям; возможности для развития, творчества; стабильность; привычка; опыт; заработная плата; трудности профессии; сложности в отношениях с детьми, родителями, коллегами, администрацией; высокий уровень требований стандартов; изменения в системе образования; слишком много документации;
- что-то другое_________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3. Что Вы считаете самым негативным в своей профессии___________________________________________________________________________________________________
4. Что Вы считаете самым позитивным в своей профессии___________________________________________
5. Как Вы оцениваете статус педагога в современной России, престиж профессии: очень высокий; высокий; выше среднего; средний; ниже среднего; низкий; очень низкий
6. Назовите основные причины данного статуса________________________________
_____________________________________________________________________
7. Выделите основные проблемы в Вашей деятельности
а) в отношениях с детьми________________________________________________
б) в отношениях с родителями____________________________________________
в) в отношениях с коллегами_____________________________________________
8. Какие основные проблемы существуют у современных детей_______________________________________________________________________________________________________
9. Что можно сделать для коррекции проблем, изменения ситуации________________________________________________________________
10. Как бы Вы в целом оценили существующую современную систему образования в России_________________________________________________________________
11. Какие бы изменения Вы считаете необходимым и полезным внести в существующую систему образования______________________________________
12. Что бы Вы посоветовали будущим педагогам_________________________________
13. Исходя из собственного опыта, что Вы считаете наиболее важным в подготовке будущих педагогов_____________________________________________________
14. Если у Вас был опыт взаимодействия со студентами нашего университета и (или) выпускниками, как бы Вы оценили уровень их подготовки____________________________________________________________
15. С Вашей точки зрения, что необходимо усилить в их подготовке________________
Мы искренне благодарим Вас за содействие!