Основные черты научного стиля
Научный стиль – один из важнейших функциональных стилей общелитературного языка, относящийся к письменно-книжному типу речи, хотя может функционировать также в устной форме в виде докладов, сообщений, лекций и т.п., и обслуживающий сферу науки и производства. Научный стиль предназначен для передачи объективной информации о природе, человеке, обществе, поэтому употребляется в официальной обстановке и определяется кругом задач и содержательными особенностями сообщаемой научной мысли.
Задача научного произведения - доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация; точное и системное изложение научных проблем.
Содержанием научного сообщения является фиксирование и закрепление научного знания, научное описание фактов, предметов, явлений действительности, их изучение и объяснение, формулирование закономерностей и законов. Поэтому научная проза в основном состоит из цепи рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для того чтобы рассуждение было убедительным, мысли излагаются в такой последовательности, при которой одно положение вытекает из другого, предыдущего, и подготавливает к пониманию последующего. Тем самым научная литература отличается предварительной продуманностью, намеренностью, подготовленностью и тщательностью оформления. Накапливая факты, экспериментируя, анализируя, обобщая, наука фиксирует свои результаты в понятиях и в системе понятий.
Задачи и содержание научной продукции определяют основную функцию научного стиля - коммуникативно-информативную - и его общие закономерности и форму выражения, которые реализуются в специфических чертах. Для научного стиля характерны точность и логичность речи; сжатость и информационная насыщенность, объективность, отвлеченность и обобщенность суждений; безличность и абстрактность высказывания, понятийное и речевое соответствие автора речи ее адресату, стандартизация средств выражения (по степени стандартизации научный стиль уступает место лишь официально-деловому). Поскольку научное изложение рассчитано на логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие, эмоциональные, экспрессивные средства не играют решающей роли в научной прозе.
Вместе с тем при безусловной общности специфических особенностей научной прозы данный стиль неоднороден. В зависимости от целевой установки выделяются следующие его разновидности – подстили: академический (собственно научный), учебно-научный, научно-информативный и научно-популярный, которые, в свою очередь, делятся на разнообразные жанры научных произведений.
Академический подстиль характеризуется строгим научным изложением, адресованным специалистам. Важнейшими признаками данного подстиля являются точность информации, убедительность аргументации, логическая последовательность рассуждения, лаконичность формы.
Этот подстиль реализуется в диссертациях, научных монографиях, статьях, докладах, дипломных и курсовых проектах, рецензиях (отзывах), тезисах, научных сообщениях и др. Научные исследования данных жанров предлагают определение актуальности избранной (поднятой) проблемы и выражение к ней своего отношения, самостоятельность суждений и системность изложения, подчиненного строгому логическому плану.
В учебно-научном подстиле излагаются основы наук в учебной литературе. Отличительные признаки подстиля определяются его задачами, вытекающими из направленности адресату - будущему специалисту: тематическое ограничение в освещении основ научных дисциплин; обучающий характер; обилие определений, примеров, иллюстраций, пояснений, толкований. Он объединяет жанры учебников (учебных монографий), учебных и учебно-методических пособий, учебных словарей, лекций, конспектов и другого и предполагает последовательное, системное раскрытие основных вопросов предмета или учебной темы с подробным наложением устоявшейся в науке точки зрения.
Основное назначение научно-информативного подстиля - сообщение научной информации с максимально точным объектным описанием имеющихся фактов и правовая, юридическая защиты этой информации. Его особенностью является стереотипность композиции, максимальная стандартизация языковых средств, унификация синтаксических конструкций.
Этот подстиль реализуется в разного рода рефератах, аннотациях, каталогах, специальных словарях, различных патентных и технологических описаниях и др.
Произведения научно-популярного подстиля адресованы не специалистам, а широкому кругу читателей, поэтому научные данные излагаются в доступной и занимательной форме. Научно-популярное сообщение по характеру близко к художественной прозе, и нем допускается эмоциональная окрашенность, образность языковых средств, замена узкоспециальной лексики общедоступной, обилие конкретных примеров и сравнений, употребление элементов устной (разговорной) речи. К данному подстилю относятся такие жанры, как очерк, эссе, книга, лекция научно-популярного характера, статья в периодическом издании и др.
Присутствие иностилевых элементов ни в коей мере не разрушает общих закономерностей и характерных черт научного стиля, которые доминируют в разнообразных жанрах всех научных подстилей, в том числе и научно-популярного, так как отличие языка науки от общего языка, языка искусства, по меткому замечанию И.Г. Белинского, заключается «не в содержании, а только в способности обрабатывать это содержание».
Эти специфические особенности научного стиля находят свое выражение в структуре научной речи и во всей системе внутристилевых языковых средств.
Рассмотрим подробнее языковое своеобразие научных текстов.