Основные черты научного стиля

Научный стиль – один из важнейших функциональных сти­лей общелитературного языка, относящийся к письменно-книж­ному типу речи, хотя может функционировать также в устной форме в виде докладов, сообщений, лекций и т.п., и обслуживающий сфе­ру науки и производства. Научный стиль предназначен для пере­дачи объективной информации о природе, человеке, обществе, поэтому употребляется в официальной обстановке и определяет­ся кругом задач и содержательными особенностями сообщаемой научной мысли.

Задача научного произведения - доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация; точное и системное изло­жение научных проблем.

Содержанием научного сообщения является фиксирование и закрепление научного знания, научное описание фактов, пред­метов, явлений действительности, их изучение и объяснение, формулирование закономерностей и законов. Поэтому научная проза в основном состоит из цепи рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате иссле­дования фактов действительности. Для того чтобы рассуждение было убедительным, мысли излагаются в такой последователь­ности, при которой одно положение вытекает из другого, преды­дущего, и подготавливает к пониманию последующего. Тем са­мым научная литература отличается предварительной продуман­ностью, намеренностью, подготовленностью и тщательностью оформления. Накапливая факты, экспериментируя, анализируя, обобщая, наука фиксирует свои результаты в понятиях и в си­стеме понятий.

Задачи и содержание научной продукции определяют основ­ную функцию научного стиля - коммуникативно-информатив­ную - и его общие закономерности и форму выражения, которые реализуются в специфических чертах. Для научного стиля ха­рактерны точность и логичность речи; сжатость и информацион­ная насыщенность, объективность, отвлеченность и обобщенность суждений; безличность и абстрактность высказывания, понятий­ное и речевое соответствие автора речи ее адресату, стандарти­зация средств выражения (по степени стандартизации научный стиль уступает место лишь официально-деловому). Поскольку научное изложение рассчитано на логическое, а не эмоционально­-чувственное восприятие, эмоциональные, экспрессивные средства не играют решающей роли в научной прозе.

Вместе с тем при безусловной общности специфических осо­бенностей научной прозы данный стиль неоднороден. В зависимо­сти от целевой установки выделяются следующие его разновидно­сти – подстили: академический (собственно научный), учебно-на­учный, научно-информативный и научно-популярный, которые, в свою очередь, делятся на разнообразные жанры научных произве­дений.

Академический подстиль характеризуется строгим научным изложением, адресованным специалистам. Важнейшими признака­ми данного подстиля являются точность информации, убедитель­ность аргументации, логическая последовательность рассуждения, лаконичность формы.

Этот подстиль реализуется в диссертациях, научных моногра­фиях, статьях, докладах, дипломных и курсовых проектах, рецен­зиях (отзывах), тезисах, научных сообщениях и др. Научные ис­следования данных жанров предлагают определение актуальности избранной (поднятой) проблемы и выражение к ней своего отно­шения, самостоятельность суждений и системность изложения, подчиненного строгому логическому плану.

В учебно-научном подстиле излагаются основы наук в учеб­ной литературе. Отличительные признаки подстиля определяются его задачами, вытекающими из направленности адресату - буду­щему специалисту: тематическое ограничение в освещении основ научных дисциплин; обучающий характер; обилие определений, примеров, иллюстраций, пояснений, толкований. Он объединяет жанры учебников (учебных монографий), учебных и учебно-методических пособий, учебных словарей, лекций, конспек­тов и другого и предполагает последовательное, системное раскрытие основных вопросов предмета или учебной темы с подробным наложением устоявшейся в науке точки зрения.

Основное назначение научно-информативного подстиля - сообщение научной информации с максимально точным объект­ным описанием имеющихся фактов и правовая, юридическая защиты этой информации. Его особенностью является стереотипность композиции, максимальная стандартизация языковых средств, унификация синтаксических конструкций.

Этот подстиль реализуется в разного рода рефератах, аннота­циях, каталогах, специальных словарях, различных патентных и технологических описаниях и др.

Произведения научно-популярного подстиля адресованы не специалистам, а широкому кругу читателей, поэтому научные дан­ные излагаются в доступной и занимательной форме. Научно-по­пулярное сообщение по характеру близко к художественной прозе, и нем допускается эмоциональная окрашенность, образность язы­ковых средств, замена узкоспециальной лексики общедоступной, обилие конкретных примеров и сравнений, употребление элементов устной (разговорной) речи. К данному подстилю относятся та­кие жанры, как очерк, эссе, книга, лекция научно-популярного харак­тера, статья в периодическом издании и др.

Присутствие иностилевых элементов ни в коей мере не разру­шает общих закономерностей и характерных черт научного стиля, которые доминируют в разнообразных жанрах всех научных под­стилей, в том числе и научно-популярного, так как отличие языка науки от общего языка, языка искусства, по меткому замечанию И.Г. Белинского, заключается «не в содержании, а только в способ­ности обрабатывать это содержание».

Эти специфические особенности научного стиля находят свое выражение в структуре научной речи и во всей системе внутристилевых языковых средств.

Рассмотрим подробнее языковое своеобразие научных тек­стов.

Наши рекомендации