Цель - средство - результат.

Здесь программа отношения к следствиям исследовательской деятельности, позволяющая видеть её во всей полноте, это анализ следов собственного «хождения» при изучении какой-либо проблемы; анализ результатов исследования приводит к обнаружению новых источников и новых ресурсов деятельности и пути их открытия;

конструирование (преобразование)буквально:структурирование,придание формы чему-либо – можно описать известной методологической схемой: материал – орудие – продукт. Отношение к деятельности в целом – это оценка качества продукта конструкторской деятельности; её следствием оказывается создание принципиально нового ресурса развития и совершен-

ствования основной деятельности; проектирование -построение потенциально возможного пространства

многообразных деятельностей – может быть описано схемой, предложенной Н.Г.Алексеевым:

Замысел - реализация - последствия.

Программа отношения к деятельности и удержания её в целом – это экспертиза последствий проектирования, соотнесение их с исходной проектной идеей; главный смысл проектирования деятельности – это раскрытие её неочевидных ресурсов,вообще–обогащение ресурсной базы разных видов

деятельности; управление -нормирование любой деятельности по правилу,праву,

правде – можно описать известной схемой П.Я.Гальперина:

ориентировка - исполнение - норма функционированиясистемыдеятельности.

Отношение и способ удержания деятельности в целом – контроль базовых параметров основной деятельности, над которой осуществляется управление; главный смысл этой деятельности – распределение и реализация

Наличных ресурсов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 МАТЕРИАЛЫ К ДИСКУССИИ «ДОЛЖНА ЛИ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ

СВОБОДА ИССЛЕДОВАНИЙ»

ТАКТ 1

В дискуссиях по проблемам социальной ответственности ученых нередко высказывается мнение о том, что вопрос о социальной ответственности касается только прикладных исследований и не распространяется на исследования фундаментальные.

Вот доводы, приводимые в пользу такой точки зрения:

• во-первых, результаты, а тем более возможные области практического приложения фундаментальных исследований непредсказуемы;

• во-вторых, всякое вмешательство, затрагивающее их направление

и методы, нарушает принцип свободы исследований.

Вопрос участникам:Что можно сказать по этому поводу?ТАКТ 2

Мнение американского биохимика Э.Чейна

«Прежде всего, я утверждаю, что наука, поскольку она ограничивается изучением законов природы, не имеет морального или этического качества. Моральные и этические трудности, вопросы о том, что правильно или неверно, возникают только тогда, когда научное исследование ставит задачу

воздействия на природу, а эта задача, конечно, встает после описания природы, главной цели науки. В обсуждении моральных проблем мы поэтому имеем дело не с описательной, а с прикладной наукой».

Мнение английского философа А. Белси

«Поскольку ученые не могут проводить изучение законов природы в то же самое время не воздействуя на природу". Ученые активно манипулируют как с неорганическим, так и с органическим веществом. "И эта деятельность, пусть даже она будет сколь угодно чистой может требовать моральной оценки".

Мнение американского биолога Р. Синшеймера

«Ныне существуют такие области исследований, которые обладают "сомнительными достоинствами", так что их вообще лучше было бы не развивать с точки зрения будущего человечества».

К их числу Синшеймер относит:

• работы по лазерному разделению изотопов, которое может сделать ядерное оружие легкодоступным для террористов;

• попытки установить контакты с внеземными цивилизациями, поскольку контакт с более развитой цивилизацией, чем земная, может оказать разрушительное воздействие на наши системы ценностей;

• исследования в области геронтологии, результатом которых могут стать значительное старение населения и вообще перенаселенность нашей планеты.

Задание участникам:Выскажите суждения по поводу цитат,подкрепив их примерами.

ТАКТ 3

Ограничения науки

1. Сегодня следует признать, что в науке действует немало внутренних

и внешних ограничений, многие из которых неизбежны и, более того, существенны для ее развития.

К примеру, считается само собой разумеющимся, что:

- количественные результаты, там где их можно получить, предпочтительнее качественных;

- операциональные определения предпочтительнее метафизических;

- важные эксперименты требуют повторения;

- следует искать связи теории с практикой и т.д.

2. Существует немало и внешних ограничений, которые принимаются учеными как нечто вполне естественное — к примеру, те ограничения, которые связаны с экспериментированием на людях.

Все это показывает, что само существование и развитие науки сегодня попросту невозможно без тех или иных форм и норм регулирования исследований и вообще научной деятельности.

Задание участникам:Выскажите отношение к данным ограничениями продолжите их список.

Выводы.

Учебное издание

Нина Фёдоровна Ильина

Современные проблемы науки и образования

Учебно-методическое пособие

Редактор

Корректор

Верстка

660049, Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89. Редакционно-издательский отдел КГПУ т.

Подписано в печать …. Формат …. Усл. печ. л. …. Заказ … Тираж … Цена свободная

Отпечатано ИПК КГПУ, т.

Наши рекомендации