Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности
Исходная редуцированная формула деятельности как практики9
S - О
Уже на уровне простой семантики легко увидеть многосоставность всех категорий, входящих в данную формулу. Так, латинское слово «subject» включает в себя «sub» – «под», «до»; и «ject» – акт, акция, действие. И если «ject» имеет точечное, далее неразложимое значение, то в частице «sub» можно выявить, по крайней мере два сопряжённых смысла. Первый смысл – ещё «до» и «вне» действия – предполагает некоторую энергию, источник – основание только возможного и совсем неопределённого действия.
Поименуем этот смысл как «ресурс» потенциально возможных действий (или как совокупность этих ресурсов).
Однако нечто, называемое «sub», в то же время каким-то образом уже сопряжено и с этим возможным действием, а значит, в отношении к нему имеющиеся ресурсы должны быть как-то, в соответствии с некоторым принципом соорганизованы, так как разные действия предполагают не только разнокачественные ресурсы, но и разную их структурированность, и это особый, второй смысл, который можно поименовать как «мощность» возможного действия или – более точно – как его «потенциал». Соответственно, формула «S» в своей смысловой расшифровке может выглядеть следующим образом:
S = Ресурс - Потенциал - Действие,
где ресурсы (прямо по словарю) – разного рода источники возможного действия, а потенциал – структурированный ресурс определённой мощности.
Аналогично и латинское слово «objekt» также включает в себя, по крайней мере, две самозначимые части: «ob» – вокруг, вне и «jekt – действие»; иными словами, «objekt» – это не только то, что вокруг и вне действия, не только пространство его осуществления, но и само действие.
Тогда формула «О» в соответствующей расшифровке может выглядеть следующим образом:
О = Пространство обстоятельств и условий–Действие:
или – реальное действие в пространстве обстоятельств и условий. Уже на основании двух этих формул можно выстроить достаточно развёрнутую, хотя и не полную ещё структуру деятельности. Чтобы доопределить её, рассмотрим отдельно такое русское слово, как «предмет», которое обычно интерпретируется как перевод с латинского слова «objekt». Предмет – это ведь тоже двусоставное слово: «пред (перед) – мет (мета)»; соответственно, что-то перед метой. Это «что-то» явно совпадает по смыслу с ранее выделенным в объекте «вокруг», «около».
Славянское слово «мета» – это цель, вполне определённая точка в
пространстве, куда надо попасть или где надо что-то сделать. Важно, что цель (мета) – это именно точка в пространстве, а не вне пространства в целом. Поэтому формулу объектности, можно и необходимо восполнить и переписать О = Действие – Условие – Цель;
или – действие в определённых условиях, ориентированное на (в) цель. Вот только теперь совместив две формулы, мы получаем полную
элементную базу, необходимо – достаточную развёртку «алфавита» всякой деятельности, позволяющего по определённым «грамматическим» правилам вывести практически все возможные деятельностные категории
Д = Ресурс – Потенциал – Действие – Условие – Цель
где первые три элемента – структура «S», последние три – структура «О», а средние три – то, что обычно называется средством (срединой), или способом.
Продуктивность исходной (элементной) базы структуры деятельности обнаруживает себя в поэлементной и блочной расшифровке, в соотнесении их с арсеналом выявленных в психологии и философии деятельности её основных понятий. Так, в соответствующей расшифровке ресурс как совокупность источников деятельности психологически может быть раскрыт через потребности, влечения, интенции, пристрастия, т.е. через задатки', потенциал как воплощённый принцип соорганизации ресурсов – через установки, функциональные органы, смысловые образования, ценностные ориентации, т.е. через представление об одарённости', действие — через совокупность чувственно-практических, идеальных, символических, предметных и других акций; условия – как общее социокультурное пространство возможных действий, как обстановка, ситуация, наличные обстоятельства и препятствия; цель – как точка завершения процесса деятельности, описываемая через совокупность результатов, состояний, последствий и продуктов деятельности.
Для построения полной, теперь уже нормативной структуры деятельности недостаточно интерпретаций только её элементной базы, более
важными являются её молярные характеристики, так как в классических методологических исследованиях убедительно показано, что категория деятельности может быть развёрнута и представлена не в виде процесса, имеющего временную детерминацию и последовательность этапов своего осуществления, а, прежде всего, как иерархия средств, как систематизированная совокупность деятельностных понятий. Рассмотрим их.
Так, насыщенный ресурсами и хорошо инструментированный потенциал есть психологическое орудие, механизм действия, который можно описать через установки, стереотипы, мотивы и привычки. В то же время потенциал как некий функциональный орган психики, сопряжённый с возможным действием, обнаруживает себя в качестве общей или специальной способности, причём способности уже олицетворённой – как «Я– способности», характеризуемой через представление об общей одарённости, талантах, гениальности.
Далее, действие, адекватное вполне конкретным условиям и обстоятельствам своего осуществления, есть операция (приём). И, наконец, цель, дана условиях, есть классическое определение задачи. И это первый слой деятельностных категорий, молярных единиц деятельности.
В свою очередь единство потенциала, действия и условий как структура соорганизованных и обеспеченных ресурсами действий, заданных условиях обнаруживает себя как способ, средство деятельности (как средняя часть её структуры, её сердцевина). Знаменательно, что способ не есть нечто, находя-щееся между субъектом и объектом, не приуроченное к ним; он есть живая связь и средостение их в силу того, что, как уже указывалось, первые три эле-мента базовой формулы деятельности суть субъект, последние три – объект. Многообразие способов деятельности – это второй слой деятельностных категорий.
Соответственно, если на элементном базовом уровне деятельности структурное единство потенциала, орудия и действия есть полная характеристика деятельного субъекта, то на третьем уровне структурной
организации данное единство выступает как программа деятельности – как организованная совокупность способных деятелей, а овсе не как перечень мероприятий в традиционном понимании программы.
В свою очередь, единство элементов базового уровня, которые определяют структуру «объекта», здесь обнаруживает себя как совокупность решаемых задач – операциональный план реализации деятельности. Две эти деятельностные категории составляют третий слой нормативной структуры.
На четвёртом уровне (слое) структурированная совокупность средств (способов) достижения разных целей есть путь и содержательное определение общего метода, а структурированная совокупность приёмов – операций (алгоритм) решения какого-либо класса задач есть определённая методика.
И только полная нормативная структура деятельности, конкретная структура производственного цикла обнаруживает себя и как вполне конкретная технология, и как учение о средствах, основаниях и способах
решения задач и достижения определённых целей деятельности. Проведённый логико-семантический анализ обобщённой схемы (см.
схему 1)любой рациональной практики позволяет достаточно содержательноопределять фактически любую из известных деятельностных категорий. Тем не менее некоторые из общеупотребительных категорий и частных характеристик деятельности, которые не вошли в её нормативную структуру, необходимо обозначить специально:
процедура–это систематизированная совокупность приёмов(опера-ций), развёрнутых во времени;
орудие–материально воплощённая совокупность действий,ориентиро-ванных на совокупность конкретных условий (материальных, идеальных);
инструмент–материально воплощённое конкретное действие,ориенти-рованное на конкретное условие;
проблема–не является отдельным элементом нормативной структурыдеятельности, а возникает и существует в любом её месте, где обнаруживается неполнота содержательной определённости каких-либо элементов этой
структуры.
Ресурс | Потенциал | Действия | Условия | Цель | ||||||
слои деятельностных)категорий | Механизм | |||||||||
Способность | ||||||||||
Операция - прием | ||||||||||
Задачи | ||||||||||
Способ - средство | ||||||||||
Программа | ||||||||||
План | ||||||||||
( | ||||||||||
Уровни | ||||||||||
Метод | ||||||||||
Методика | ||||||||||
Технология |
Схема 1. Логико-семантический анализ обобщённой схемы деятельности
Отдельный вопрос для более тщательного анализа – проблема онто- и профессиогенеза, проблема становления в онтогенезе нормативной структуры деятельности и собственно профессиональной позиции в ходе её освоения; это вопрос о возможности быть подлинным субъектом собственной деятельности. Как нетрудно заметить, в данной формулировке заложено явное противоречие с результатами проведённого выше анализа – было показано, что субъектность уже входит в нормативную структуру деятельности, бессубъектной деятельности не бывает. Выход из данного противоречия может быть только один: речь должна идти о другом субъекте – о субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и рефлектировать её основания и средства во всей полноте её нормативной структуры;способным её строить,
преобразовывать, проектировать, исследовать, управлять ею. Лишь в этом случае она оказывается, во-первых, собственной деятельностью, а во-вторых,
у человека действительно появляется возможность быть её субъектом. И что самое важное – обратным, рефлексивным ходом (от целеполагания к выявлению и формированию новых ресурсов субъектности) можно выстроить способы и средства самопреобразования и саморазвития в деятельностном бытии.
Схематически эти формы рефлексивной деятельности над собственно предметной деятельностью можно изобразить и расшифровать следующим образом:
исследование -буквально:движение по следам–описывается известнойформулой Г. Гегеля: