Виды анализа и их краткая характеристика
Виды анализа отличаются по целям, результатам (выводам), методам, используемым схемах. В деятельности образовательного учреждения, чаще всего, используют следующие виды анализа:
1. Сравнительный
2. Факторный
3. Проблемный
4. Системный
Сравнительный анализ
Для сравнительного анализа берется два и более объекта. Если речь идет об одном объекте, то он анализируется неоднократно. В объекте анализу подвергаются одни и те же части.
Например, отслеживание динамики достижений учащихся школы, уровня воспитанности и т.п.
Факторный анализ
Анализ внешней и внутренней среды (SWOT-анализ). Применяется в основном в проектной деятельности. Данная методика позволяет выделить слабые и сильные стороны проекта, внешние возможности и угрозы для его реализации, соотнести эти компоненты между собой и использовать эти данные в оформлении и реализации проекта. Работа организуется как заполнение матрицы с последующим сопоставлением компонентов и оформлением выводов
Матрица SWOT
Возможности | Угрозы | ||
Стратегия | Компенсирование | ||
Сильные стороны | угроз за счет сильных | ||
использования | |||
сторон проекта | |||
Преодоление слабых | Стратегия | ||
Слабые стороны | позволяющих | ||
сторон за счет | |||
избавиться от слабых | |||
возможностей | |||
сторон | |||
Слабые и сильные стороны относятся к внутренней среде организации, возможности и угрозы – внешние по отношению к организации. При сопоставлении сильных сторон и возможностей разрабатывается стратегия их использования на принципах взаимодополнения, комплексирования ресурсов. При сопоставлении сильных сторон и угроз разрабатывается стратегия компенсирования угроз за счет сильных сторон проекта. При сопоставлении слабых сторон и возможностей разрабатывается стратегия преодоления слабых сторон за счет возможностей. И при сопоставлении слабых сторон и угроз разрабатывается стратегия, позволяющая избавиться от слабых сторон.
Проблемный анализ
Проблемный анализ предполагает выделение элементов (компоненты) целого, сопоставление данных частей между собой и выявление расхождений между ними. Проблемы – разрыв, расхождение между реальным и желаемым. Для примера выделим компоненты в педагогической деятельности и на схеме покажем, как можно их сопоставить между собой.
Пояснения к схеме:
Внутренние средства – знания, опыт, индивидуальность, мастерство учителя.
Внешние средства – методы, приемы, технологии обучения. Исходный материал – учащиеся.
Р – результаты обучения, воспитания, развития учащихся Сопоставление компонентов:
Цель – результат Цель – содержание Цель – методы Цель – приемы
Цель – внутренние средства
Системный анализ
Системный анализ направлен на системы как объекты особого рода. Система – это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и взаимодействующих между собой. Система – это целостность неразрывно связана с понятием системности
объекта, процесса, деятельности, характеризуется еще и наличием выделенных отдельных частей целого и их взаимосвязи той основной идеей (системообразующего фактора), которая является главным, объединяющим в данной системе.
Системный анализ деятельности образовательного учреждения предполагает сопоставление как минимум структур, процессов, которые в них происходят и субъектов, которые осуществляют деятельность.
Структуры Процессы
Субъекты
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕКСТЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 1