Виды анализа и их краткая характеристика

Виды анализа отличаются по целям, результатам (выводам), методам, используемым схемах. В деятельности образовательного учреждения, чаще всего, используют следующие виды анализа:

1. Сравнительный

2. Факторный

3. Проблемный

4. Системный

Сравнительный анализ

Для сравнительного анализа берется два и более объекта. Если речь идет об одном объекте, то он анализируется неоднократно. В объекте анализу подвергаются одни и те же части.

Например, отслеживание динамики достижений учащихся школы, уровня воспитанности и т.п.

Факторный анализ

Анализ внешней и внутренней среды (SWOT-анализ). Применяется в основном в проектной деятельности. Данная методика позволяет выделить слабые и сильные стороны проекта, внешние возможности и угрозы для его реализации, соотнести эти компоненты между собой и использовать эти данные в оформлении и реализации проекта. Работа организуется как заполнение матрицы с последующим сопоставлением компонентов и оформлением выводов

Матрица SWOT

  Возможности Угрозы  
       
  Стратегия Компенсирование  
Сильные стороны угроз за счет сильных  
использования  
  сторон проекта  
     
       
  Преодоление слабых Стратегия  
Слабые стороны позволяющих  
сторон за счет  
  избавиться от слабых  
  возможностей  
  сторон  
     
       

Слабые и сильные стороны относятся к внутренней среде организации, возможности и угрозы – внешние по отношению к организации. При сопоставлении сильных сторон и возможностей разрабатывается стратегия их использования на принципах взаимодополнения, комплексирования ресурсов. При сопоставлении сильных сторон и угроз разрабатывается стратегия компенсирования угроз за счет сильных сторон проекта. При сопоставлении слабых сторон и возможностей разрабатывается стратегия преодоления слабых сторон за счет возможностей. И при сопоставлении слабых сторон и угроз разрабатывается стратегия, позволяющая избавиться от слабых сторон.

Проблемный анализ

Проблемный анализ предполагает выделение элементов (компоненты) целого, сопоставление данных частей между собой и выявление расхождений между ними. Проблемы – разрыв, расхождение между реальным и желаемым. Для примера выделим компоненты в педагогической деятельности и на схеме покажем, как можно их сопоставить между собой.




виды анализа и их краткая характеристика - student2.ru

Пояснения к схеме:

Внутренние средства – знания, опыт, индивидуальность, мастерство учителя.

Внешние средства – методы, приемы, технологии обучения. Исходный материал – учащиеся.

Р – результаты обучения, воспитания, развития учащихся Сопоставление компонентов:

Цель – результат Цель – содержание Цель – методы Цель – приемы

Цель – внутренние средства

Системный анализ

Системный анализ направлен на системы как объекты особого рода. Система – это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и взаимодействующих между собой. Система – это целостность неразрывно связана с понятием системности

объекта, процесса, деятельности, характеризуется еще и наличием выделенных отдельных частей целого и их взаимосвязи той основной идеей (системообразующего фактора), которая является главным, объединяющим в данной системе.

Системный анализ деятельности образовательного учреждения предполагает сопоставление как минимум структур, процессов, которые в них происходят и субъектов, которые осуществляют деятельность.

виды анализа и их краткая характеристика - student2.ru

Структуры Процессы

виды анализа и их краткая характеристика - student2.ru виды анализа и их краткая характеристика - student2.ru

Субъекты

виды анализа и их краткая характеристика - student2.ru виды анализа и их краткая характеристика - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕКСТЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 1

Наши рекомендации