Взаимодействие с родителями в рамках приоритетного направления

Цель: создание необходимых условий для повышения компетентности родителей в области физического развития и формирования здорового образа жизни детей.

Совместная работа с семьей основывается на следующих принципах:

1. Систематичность работы в течение всего года и всего пребывания ребенка в детском саду.

2. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье и основа учета их интересов.

3. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

Эффективность работы по формированию физического воспитания и развития, здорового образа жизни дошкольников обусловлена положительным примером поведения взрослых. Семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Поэтому выделяем следующие формы работы с семьёй (приложение № 5, схема № 1):

Ø Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование, психолого-педагогическое информирование (папки-передвижки, тематические стенды)

Ø Организация проектной деятельности

Ø Праздники и развлечения

Ø Выставки, презентации дидактических пособий, игр, художественной и методической литературы, детских работ на тему: «Здоровый образ жизни»

Ø Выпуск газеты «Здоровячок», «Семейный совет»

Ø День открытых дверей

Ø День здоровья

Ø Неделя здоровья и спорта

Ø Родительские собрания

Ø Театрализованная деятельность

Профилактическая работа с родителями

1.Коллектив ДОУ проводит работу по формированию у родителей и их детей мотивации к здоровому образу жизни в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок.

2.Проводится профилактика внутрисемейного вовлечения детей в раннюю наркотизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними.

3.Оказывается психологическая помощь семье в конфликтных ситуациях. Ведется консультирование по проблемам семейного воспитания.

Таким образом, дошкольное учреждение вовлекает родителей в совместную деятельность.

Взаимодействие с родителями в рамках системы работы «Родные просторы»

Задачи:

1. Повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей.

2. Способствовать формированию и сохранению у родителей положительного отношения к духовно-нравственным ценностям семьи.

3. Способствовать формированию и развитию мотивации родителей на сотрудничество с педагогом и детьми.

4. Организовать активное взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса.

Взаимодействие с родителями построено по трём направлениям:

1. Педагогическое просвещение.

2. Наглядная пропаганда.

3. Организация совместной деятельности с родителями.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие

Развитие воспитанников

Условия — это окружающая среда, которая обеспечивает ребенку физическое, умственное, эстетическое, нравственное развитие и воспитание, способствует реализации образова­тельной программы. Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:

- образовательный процесс;

- реализации традиций Программы;

- создания развивающей предметно-пространственной среды;

- взаимодействия участников образовательного процесса (сотрудничество педагогов-детей-родителей);

- взаимодействия ДОУ с другими учреждениями;

- управления реализацией программы.

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми,предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности,то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игрыкак важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды,способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированностьрепродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и

продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть

деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьикак необходимое условие для полноценного развития ребенка

дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов,направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

Условия реализации Программы обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Главным условием развития ребенка в образовательном процессе ДОУ является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.

3.2. Построение образовательного процесса

Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Непосредственно-образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

При реализации образовательной программы для детей допускается организовывать образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня. В теплое время года возможно осуществление образовательной деятельности на прогулке.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста

Таблица 12


Образовательные области Группы
  Инвариантная часть В неделю
1. Познавательное развитие 1 младшая 2 младшая Средняя Старшая Подготовительная
ФЦКМ, ФЭМП 1/ 10 мин. 2/30 мин. 2/ 40 мин. 3/75 мин. 4/ 120 мин.
2. Речевое развитие 1/ 10 мин. 1/15 мин. 1/ 20 мин. 2/50 мин. 2/ 60 мин.
3. Художественно-эстетическое развитие          
Музыкальная деятельность 2 / 20 мин. 2/ 30 мин. 2/ 40 мин. 2/ 50 мин. 2/ 60 мин.
Изобразительная деятельность 2/ 20 мин. 2/30 мин. 2/ 40 мин. 3/75 мин. 3/90 мин.
4. Физическое развитие          
Физическая культура 3/ 30 мин. 3/45 мин. 3/ 60 мин. 3/ 75 мин. 3/ 90 мин.
5. Социально-коммуникативное развитие Осуществляется во всех видах и формах занятий с детьми, пронизывает образовательный процесс, режимные моменты, игровую и свободную самостоятельную деятельность детей.
  Всего 10 занятий /96 мин. 10 занятий /157,5 мин 10 занятий / 210 мин. 13 занятий / 350 мин. 14 занятий / 450 мин.
     
  Вариативная часть          
  Кружковая работа - Акварельки, Весёлая аэробика Театральная студия «Сказка» Познавай- ка Весёлая аэробика   Театральная студия «Сказка» Познавай- ка Акварелька   Познавай- ка Акварелька Обучение грамоте
  Совместная деятельность педагога с детьми   - реализация регионального компонента - реализация приоритетного направления -построение образовательного процесса в сотрудничестве с семьей - взаимодействие с социумом
  Самостоятельная деятельность детей Общение, совместная деятельность и двигательная активность детей в созданной развивающей предметно-пространственной среде

В середине занятия педагоги проводят физкультурную минутку. Перерывы между занятиями не менее 10 минут.

Планирование деятельности педагогического коллектива направлено на совершенствование его деятельности и учитывает результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы.

При планировании образовательной деятельности Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам детского сада пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников учреждения.

Недопустимо требовать от работников, реализующих Программу, календарных учебных графиков (жестко привязанных к годовому и другому типу планирования) и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержательных компонентов Программы. Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно-пространственной среды.

При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества непосредственно образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области согласно Программе. В структуре учебного плана выделена инвариантная (базовая) часть, реализуемая через непосредственно образовательную деятельность, и вариативная (модульная) часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Инвариантная часть занимает не менее 60% от общего нормативного времени, требующегося на освоения Программы. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях.

Вариативная часть учебного плана занимает не более 40% от общего нормативного времени Программы. Часы дополнительных образовательных услуг входят в объем максимально допустимой нагрузки в вариативной части Программы.

День в детском саду делится на три блока:

- утренний развивающий блок — продолжительность с 7.00 до 9.00 часов — включает в себя самостоятельную деятельность ребенка и его совместную де­ятельность с воспитателем.

- образовательный блок — продолжительность с 9.00 до 10.50 ча­сов - представляет собой непосредственно образовательную деятельность;

- вечерний развивающий блок — продолжительность с 15.20 до 19.00 часов - включает в себя совместную деятельность воспитателя с ребенком; свободную самостоятельную деятельность детей; занятия художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направления.

Структура образовательного процесса

Таблица 13

Образовательная деятельность Совместная деятельность с семьями детей
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей
Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: Ранний возраст: предметной, общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками, самообслуживание; дошкольный: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительной, музыкальной, двигательной.
       

Программа основывается на тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей.

Тема рассматривается с детьми в процессе совместной деятельности с детьми в рамках циклограммы видов деятельности, придерживаться темы в рамках непосредственно образовательную деятельность не является обязательным условием.

Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, памятные даты, праздники), региональный компонент, традиции дошкольного учреждения. Темы, с одной стороны, социально значимы для общества, семьи и государства, с другой стороны учитывают личностный интерес детей, что эффективно сказывается на мотивации образовательного процесса «здесь и сейчас». В течение года педагогам предлагается также планировать тематические дни исходя из интересов детей.

Развивающие занятия активизируют сотрудничество детей друг с другом. Совместная деятельность построена таким образом, что предусматривает взаимодействие детей и педагога. Деятельность детей друг с другом, и взаимодействие воспитателя с детьми носят характер диалога и активного сотрудничества.

Примерное тематическое планирование на учебный год(приложение № 6)

Примерная структура образовательного года

3 сентября – начало образовательного года;

1 – 15 сентября – адаптационный период;

15 сентября – 28 декабря – образовательный период

28 декабря – 10 января –Новогодние каникулы;

11 января – 10 февраля– образовательный период;

11 февраля –17 февраля- Неделя спорта и здоровья;

17 февраля – 16 апреля- образовательный период;

16 апреля – 23 апреля – «Творческая неделя» - творческие каникулы;

23 апреля – 31 мая -образовательный период;

1 июня – 25 августа – летний оздоровительный период, летние каникулы

Годовой календарный учебный график (приложение № 7)

Необходимым условием для эффективной организации образовательного процесса является взаимодействиепедагогов (воспитателей и специалистов), медицинского персонала, администрации дошкольного учреждения и родителей воспитанников.

Схемы и модели взаимодействия педагогов (приложение № 8 )

Занятия по дополнительному образованию недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и сон. Их проводят:

- для детей 3-4 лет не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

- для детей 4-5 лет не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 5-6 лет не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 6-7 лет не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

При планировании совместной деятельности педагога с детьми, для предупреждения заорганизованности образовательного процесса, учитывается ранее рассчитанный объем времени, включающий образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности и режимных моментов.

Объем лечебно-оздоровительной и коррекционной помощи детям регламентируется индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями.

В учреждении осуществляется гибкий режим деятельности в зависимости от погодных условий, социального заказа родителей, наличия в штате специалистов, педа­гогов, медицинских работников. Ежегодно в начале учебного года приказом заведующего утверждается годовой и учебный планы, сетка непосредственно образовательной деятельности и циклограммы организации всех видов детской деятельности, работы специалистов, взаимодействия педагогов. Данные документы являются составной частью Программы и составляются на основе наблюдений за педагогическим процессом, методических затруднений педагогического коллектива, а также с учетом результатов педагогической диагностики.

3.3. Традиции Программы в образовательном пространстве МДОУ №70 "Калинка"

Одним из важных условий психологического комфорта является наличие понятных и единых ля вех правил группы. Модель коллективного поведения в группе определяется и формируется взрослыми. Важно заложить традиции взаимного уважения, терпимости, доброжелательности, сочувствия и поддержки друг друга. Педагогический коллектив придается большое значение созданию традиций, которые позволяют сделать привлекательной и наполненной жизнью ребенка в детском саду:
Ежедневные
- общегрупповой ритуал утреннего приветствия;

- «сеансы маленьких подарков» традиции регулярных подарков детям (ленточки, картинки, открытки;
- «круг добрых воспоминаний» в конце дня дети возвращаются к прожитому дню и вместе с воспитателем подводят итог, вспоминая положительное действие каждого ребенка;
- «вечерние напутствия», задания на следующий день;

- формирование «сокровищниц» на группах раннего и младшего возраста – чудесные бумажные коробочки, украшенные собственными отпечатками пальцев, чудесные мешочки, сшитые родителями для своих малышей как средство помощи в адаптации детей к ДОУ (уважение к личной собственности ребенка: все, что принесено из дома и не угрожает здоровью других детей не отбирается воспитателем).
Ежемесячные

- празднование дней рождения детей;

- организация работы «гостиной»: выход в гости в другую группу или прием гостей («педагогика ровесничества»);

- встречи с интересными людьми (начиная со средней группы);

- отчет о жизни группы «Календарь добрых дел», «Календарь жизни группы»;

- подготовка тематических подборок на «Полочку умных книг» (книги, картинки, иллюстрации и др.);

- подготовка детьми познавательных сообщений «А знаете ли вы?»

- организация досугов совместно с семьей (празднование событийных и групповых мероприятий)

Традиционные текущие дела

- «обживание» группы в начале года, завершающееся новосельем;

- занятие своим делом за общим столом как средство ощущения спокойной работы рядом с другими, заимствования друг у друга идей и способов их реализации;

- сбор коллекций - коллекционирование;

- «подарки» времен года

- дни и недели здоровья;

- интеллектуальная олимпиада «Умники и умницы»;

- фестиваль сказок

- реалистические рассказы педагога и детей из личного опыта с целью освоения навыков взаимодействия в обществе;

За период существования детского сада сложились определенные условия для развития и реализации творческого потенциала детей, родителей и педагогов, установилась своя система нравственного развития коллектива. Убеждены, что установлению доверительных отношений и демократичного стиля общения педагогов с детьми и их родителями во многом способствует поддержание традиций сада. Это привело к становлению определенного ритма деятельности учреждения, закреплению традиционных дел и мероприятий. По результатам проектной деятельности создаются макеты различной тематики, как групповые, так и индивидуальные. В период реализации темы недели, месяца в интерьере группы оформляются тематические выставки, коллекции, копилки интересных вещей. К такой работе могут быть привлечены как дети, так и родители.

Принцип событийности в реализации Программы отражен в сложившейся в ДОУ циклограмме ежегодных мероприятий:

- 1 сентября – День знаний;

- Осенины;

- День Матери;

- Новый год;

- День защитника Отечества;

- Неделя Здоровья и спорта;

- 8 Марта;

- Дни защиты от экологической опасности;

- 7 апреля - День здоровья;

- 9 мая - День Победы;

- День семьи. День открытых дверей;

- Выпускной бал;

- 1 июня - День защиты детей.

Наши рекомендации