Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы
Как ясно из определения современной методической работы, освоение педагогического опыта является одной из двух основных целей работы всей методической службы образовательного учреждения.
Значение выявленного передового педагогического опыта для методической работы школы трудно переоценить. Он обучает, воспитывает, развивает учителей, показывает рубеж, к которому может приблизиться каждый член коллектива.
В процессе освоения опыта изучаются:
· личность учителя — носителя данного опыта;
· конкретные условия возникновения и развития опыта;
· задачи, решаемые с помощью методик и технологий, накопленных в опыте;
· система методов, форм и приемов, составляющих опыт;
· педагогические действия, которые составляют суть опыта;
· внешние проявления опыта в конкретных условиях данного образовательного учреждения;
· продолжительность времени становления опыта.
Важно отметить, что исключительную роль при изучении опыта играет не только результат, то есть сам сложившийся опыт, но и весь процесс его создания. Часто «творческая лаборатория» учителя и есть наиболее ценная составляющая данного опыта. Ведь при его воспроизведении педагогам приходится проходить путь, проделанный создателем опыта, еще раз.
Передовой характер опыта может определяться по следующим критериям:
· высокая результативность;
· научная обоснованность;
· длительность функционирования;
· творческая новизна;
· актуальность;
· сокращение затрат времени на достижение высоких результатов по сравнению с типичными, массовыми средствами.
Нельзя забывать, что в передовом опыте находит свое практическое выражение идея свободы выбора учителем оптимального варианта структуры, методов, форм, средств обучения.
Выявленный передовой опыт должен быть распространен в школе с помощью всех возможных форм методической работы. Опыт, остающийся багажом одного учителя, потерян для коллектива. Внедрение же и освоение передового опыта представляет собой управляемые (планируемые, организуемые, контролируемые) процессы.
Особое место в методической работе занимает направленная организация педагогического опыта на тех участках, которые явно западают, являются трудными, и потому тормозят ускоренное развитие школы. Направленная организация педагогического опыта приближает методическую работу школы к экспериментальной, исследовательской. Особенно актуален сейчас подход, при котором направленный поиск, направленная организация изучения передового опыта осуществляется не только отдельными учителями, а целыми педагогическими коллективами.
Консультирование
Из разнообразных форм методической работы в образовательном учреждении консультирование педагогов отличается особенной направленностью воздействия. Это индивидуальные и групповые консультации, консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам отдельных педагогов.
Прежде всего, хочется напомнить, что любая консультация требует проводящего ее особой подготовки и профессиональной компетентности. В связи с этим нелишним будут напомнить, что в отличие от «чистого знания», «компетентность» предполагает присвоение и практическое применение знания. Компетентный человек не только хорошо знает предмет консультации, но и имеет свое мнение о нем, умеет его применить на практике в различных ситуациях. Только тогда процесс консультации пройдет плодотворно.
Во многих образовательных учреждениях консультации проводятся по плану, составленному на учебный год. Основные консультации записываются в годовой план работы учреждения. Но при этом, обязательно отводится время на спонтанные консультации, необходимость в которых возникает довольно часто.
Сами консультации, особенно индивидуальные, обычно проводится в форме бесед. При этом, важным фактором являются коммуникативные качества консультанта, умение создать теплую, доверительную атмосферу. Поистине губительной для этой формы методической работы стала «начальственная» манера проведения консультаций. Такая консультация ничего, кроме раздражения у педагога не оставляет.
Используя разные методы при проведении консультаций, консультант не только ставит задачи передачи определенных педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности. Например, при проблемном изложении материала формируется проблема, и вместе ищутся пути ее решения. При использовании частично-поискового метода проведения консультаций участники активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений.
При обмене опытом между участниками консультации, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения.
Активные формы методической работы в общеобразовательном учреждении
В настоящее время, в связи с развитием в образовании деятельностных методов, все больше появляется активных форм методической работы. Вот некоторые из них:
- методические дискуссии и диспуты;
- педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры-имитации);
- моделирование педагогических ситуаций;
- олимпиады методических инновационных разработок уроков, воспитательных мероприятий;
- методические «мосты» (дистанционное общение в интернете),
- литературные ярмарки педагогических учебников, методических рекомендаций;
- аукцион методических разработок;
- методический КВН;
- конкурсные выставки методических разработок (уроков, воспитательных мероприятий) и др.
Дискуссия
Это коллективное обсуждение теоретических вопросов для вовлечения учителей в активное обсуждение проблем современного образования, выявления противоречий между житейскими представлениями и наукой, овладения навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.
На стадии подготовки дискуссии ее организаторы:
· определяют содержание обсуждаемой проблемы;
· прогнозируют итоги дискуссии;
· определяют ключевые вопросы, по которым будет организована дискуссия;
· составляют план дискуссии;
· предварительно знакомят педагогический коллектив с основными положениями темы будущей дискуссии.
В процессе проведения дискуссии ее ведущий:
· знакомит участников с проблемой, которая предложена для обсуждения;
· последовательно, в соответствии с планом, предъявляет вопросы участникам;
· организует обсуждение проблемы с различных точек зрения;
· подводит итог обсуждению.
Основная роль в дискуссии отводится ведущему. Он должен хорошо знать предмет, тему дискуссии; изучить позицию и аргументы оппонентов; не допускать ухода разговора от предмета дискуссии, подмены понятий. Но, прежде всего, обладать отличными коммуникативными способностями, ведь в дискуссии часто важно не столько найти правильное решение (его может и не быть), сколько максимально со всех сторон осветить заявленную проблему.
В заключительном слове ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ход дискуссии, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения и благодарит учителей за участие в обсуждении.
Методический ринг
Отличается от дискуссии соревновательностью. С одной стороны, это хорошо, так как добавляет азарта и заинтересованности. С другой стороны, чрезмерное увлечение соревнованием превращает содержательную полемику в игру, где главная задача — выиграть, а не прояснить проблему.
Для организации методического ринга часто формируют группы: оппонентов (они противостоят друг другу), поддержки (поддерживают оппонентов) и анализа (оценивает аргументированность высказываний оппонентов).
При наличии двух противоположных взглядов на обсуждаемую проблему можно строить методический ринг как разновидность дискуссии. Например, «Коллективные способы обучения и индивидуализация — противоположности или нет?»; «Тотальная компьютеризация образовательного учреждения — добро или зло?»; «Как добиться дисциплины на уроке — переключением внимания учащихся на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?».
Заранее готовятся оппоненты. Каждый собирает группу поддержки, которая помогает ему в случае необходимости. Группа анализа оценивает уровень аргументации оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.
Другой вариант методического ринга — это соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы. Например, на методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» могут выйти группы применения игровых заданий, использования активных форм обучения, организации группового взаимодействия учащихся, повышения роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и др.
Методический диалог
Чаще всего проводится в форме круглого стола для обсуждения насущных педагогических и организационных проблем, выстраивания плана деятельности. Участники заранее знакомятся с темой обсуждения и даже получают теоретическое домашнее задание (например, продумать свой вариант плана определенного мероприятия). Диалог здесь ведется между ведущим и участниками или между группами участников. Активность участников методического диалога прямо зависит от актуальности предложенной темы. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме и принимается решение о дальнейших совместных действиях.
Деловая игра
Сегодня деловая игра стала чуть ли не самой распространенной формой профессионального общения. В процессе деловой игры отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы. Коренное отличие данного вида игры состоит в том, что ее участники здесь выступают от себя самих, не привлекая никаких «ролей».
Процесс организации и проведения деловой игры можно разделить на 4 этапа: конструирование игры, организационная подготовка, проведение игры и подведение итогов.
На этапе конструирования игры нужно четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников (как правило, это группы учителей). Здесь же разрабатываются общие правила игры, которые должны быть предельно простыми.
Организационная подготовка конкретной игры включает:
· разъяснение участникам смысла игры;
· знакомство с общей программой и правилами;
· постановка перед исполнителями ролей конкретных задач;
· назначение экспертов, которые будут наблюдать ход игры, анализировать ситуации, давать им оценку;
· определение условий и длительности игры.
На третьем этапе (проведение игры) участники разбиваются на группы (3-5 человек). Иногда это происходит по жребию, чаще участники сами выбирают себе группу. Все группы могут получить одно задание, чтобы затем вступить в дискуссию. Но можно каждой группе дать свое задание на отработку своей части общей проблемы. Тогда на этапе подведения итогов усилия групп объединяются, и их выводы дополняют друг друга.
Третий этап жестко регламентируется по времени. При недостатке времени группа может не получить результата, а при избытке — пуститься в посторонние досужие разговоры.
Некоторые организаторы деловых игр считают, что каждой группой должен руководить специально подготовленный «игротехник». Другие считают, что группа сама должна выбрать лидера (внутреннего ведущего) из своих рядов.
На четвертом этапе (подведение итогов) группы выступают с найденными решениями, дается общая оценка игры, иногда подробный ее анализ
Ролевая игра
Ролевая игра — это игра-драматизация. Существенно отличается от деловой игры существованием ролей, в которых предстают участники. В такой игре часто участвуют учителя проблемных творческих групп, методических объединений, кафедр, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора, директора, методиста и т. д.
Руководитель игры сообщает тему, проводит инструктаж о ходе игры, фиксирует эмоциональную реакцию каждого из играющих, вводит в ситуацию и меняет ее по ходу игры.
Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых участниками суждений.
Такая игра активизирует внимание, переживания, мышление участников. И, самое важное, учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.
Тренинг
Тренинг (англ., специальный тренировочный режим, тренировка) может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко специально создаются педагогические ситуации, в ходе «проживания» которых участники получают новые представления, знакомятся с новыми понятиями. Главное в тренинге — дать учителям в действии новый опыт, которому они потом сами могут найти обоснование и применение. Здесь часто используют раздаточный материал, технические средства обучения.
Целесообразно проводить тренинг в группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в действиях и при обсуждении результатов тренинга.
Педагогический КВН
Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Отличительной особенностью данной формы является ее подчеркнуто юмористический характер. Здесь ищется не самое верное решение педагогических проблем, но самое необычное, смешное. Это часто позволяет взглянуть на проблемы образовательного учреждения с иной, необычной точки зрения.
Формируются две команды, жюри, остальные участники являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе «Конкурс капитанов»).
Педагогический КВН проводится по типичной для этого вида конкурсов схеме:
· приветствие команд, в котором учитывается (до 10 минут);
· разминка, к которой команды готовят по три шутливых вопроса на знание психологии личности ученика и межличностных отношений (время на обдумывание ответа — 1 минута);
· домашнее задание (немного театрализованное представление на заданную тему);
· конкурс капитанов;
· конкурс мудрецов (по два участника от команды), которым, например, предлагается выбрать оптимальный метод разрешения конкретной педагогической ситуации;
· конкурс болельщиков (например, решение педагогических задач из практики работы образовательного учреждения).
Методический мост
Данная форма родилась на волне распространения сетевых компьютерных технологий. Методический мост часто является разновидностью дискуссии. Но к проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных образовательных учреждений округа, города, родители. Важным является факт дистанционного общения участников, удаленных друг от друга.
Главная цель методического моста — обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.
Мозговой штурм
Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творческого мышления, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики изучения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме. Иногда его применяют внутри деловой игры.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — это оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
- Предварительный этап (постановка проблемы). В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. На этом этапе происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
- Основной этап (генерация идей). Здесь очень важно соблюдать определенные правила:
· Главное — количество идей. Нет никаких ограничений.
· Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей.
· Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
· Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
- Заключительный этап (группировка, отбор и оценка идей). На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.