Особенности проведения индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ.

Этапы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.

35. Планирование воспитательно-образовательного процесса с учетом специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ. Понятие об адаптированной образовательной программе (АОП).

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Речевое развитие детей дошкольного возраста. Актуальные проблемы и компоненты речевого развития детей дошкольного возраста.

Основная цель развития речи детей дошкольного возраста: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

  • Владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направления образовательной области «Речевое развитие»:

1/ Развитие речи

2/ Приобщение к художественной литературе

Основные задачи реализации образовательной области:

1/ Развитие речи:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2/ Приобщение к художественной литературе:

  • Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
  • Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Принципы реализации задач образовательной области «Речевое развитие»:

  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
  • Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи;
  • Принцип развития языкового чутья;
  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
  • Принцип обеспечения активной языковой практики.

Средства реализации образовательной области «Речевое развитие»:



  • Общение взрослых и детей;
  • Культурная языковая среда;
  • Обучение родной речи на занятиях;
  • Художественная литература;
  • Изобразительное искусство, музыка, театр;
  • Занятия по другим разделам программы

Методы реализации образовательной области «Речевое развитие» по используемым средствам:

1. Наглядные:

2. Словесные:

3. Практические:

  • Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
  • Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
  • Чтение и рассказывание художественных произведений;
  • Заучивание наизусть;
  • Пересказ;
  • Обобщающая беседа;
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал
  • Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

1. Репродуктивные - основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов

  • Метод наблюдения и его разновидности
  • Рассматривание картин
  • Чтение художественной литературы
  • Пересказ,
  • Заучивание наизусть
  • Игры-драматизации по содержанию литературных произведений
  • Дидактические игры

2. Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения

  • Обобщающая беседа
  • Рассказывание
  • Пересказ с перестройкой текста
  • Дидактические игры на развитие связной речи
  • Метод моделирования
  • Творческие задания

Приемы развития речи

1. Словесные

  • Речевой образец,
  • Повторное проговаривание
  • Объяснение
  • Указание
  • Оценка детской речи
  • Вопрос

2. Наглядные

  • Показ иллюстративного материала
  • Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

3. Игровые



  • Игровое сюжетно-событийное развертывание
  • Игровые проблемно-практические ситуации
  • Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание
  • Имитационно-моделирующие игры
  • Ролевые обучающие игры
  • Дидактические игры

Наши рекомендации