Особенности проведения индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ.
Этапы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.
35. Планирование воспитательно-образовательного процесса с учетом специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ. Понятие об адаптированной образовательной программе (АОП).
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Речевое развитие детей дошкольного возраста. Актуальные проблемы и компоненты речевого развития детей дошкольного возраста.
Основная цель развития речи детей дошкольного возраста: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Направления образовательной области «Речевое развитие»:
1/ Развитие речи
2/ Приобщение к художественной литературе
Основные задачи реализации образовательной области:
1/ Развитие речи:
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
2/ Приобщение к художественной литературе:
- Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
- Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Принципы реализации задач образовательной области «Речевое развитие»:
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
- Принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи;
- Принцип развития языкового чутья;
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
- Принцип обеспечения активной языковой практики.
Средства реализации образовательной области «Речевое развитие»:
- Общение взрослых и детей;
- Культурная языковая среда;
- Обучение родной речи на занятиях;
- Художественная литература;
- Изобразительное искусство, музыка, театр;
- Занятия по другим разделам программы
Методы реализации образовательной области «Речевое развитие» по используемым средствам:
1. Наглядные:
2. Словесные:
3. Практические:
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
- Чтение и рассказывание художественных произведений;
- Заучивание наизусть;
- Пересказ;
- Обобщающая беседа;
- Рассказывание без опоры на наглядный материал
- Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности
1. Репродуктивные - основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов
- Метод наблюдения и его разновидности
- Рассматривание картин
- Чтение художественной литературы
- Пересказ,
- Заучивание наизусть
- Игры-драматизации по содержанию литературных произведений
- Дидактические игры
2. Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения
- Обобщающая беседа
- Рассказывание
- Пересказ с перестройкой текста
- Дидактические игры на развитие связной речи
- Метод моделирования
- Творческие задания
Приемы развития речи
1. Словесные
- Речевой образец,
- Повторное проговаривание
- Объяснение
- Указание
- Оценка детской речи
- Вопрос
2. Наглядные
- Показ иллюстративного материала
- Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению
3. Игровые
- Игровое сюжетно-событийное развертывание
- Игровые проблемно-практические ситуации
- Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание
- Имитационно-моделирующие игры
- Ролевые обучающие игры
- Дидактические игры