Образец билета входного контроля
1. Межмолекулярная дегидратация спиртов происходит при следующих условиях
1) H2SO4(конц), t = 170ºC;
2) H2SO4(конц), t = 140ºC;
3) Сu, t;
4) H3PO4, 300ºC.
2. Установите соответствие.
Алкен, образующийся в результате дегидратации спирта
1) СН3СН=СНСН(СН3)2 | |
2) СН3СН2СН=С(СН3)2 | |
3.Простым эфиром, тиолом, спиртом являются соответственно
1) CH3OC2H5, CH3SC2H5, CH3OH;
2) CH3COOC2H5, C2H5SH, CH3OH;
3) CH3OC2H5, C2H5SH, CH3OH;
4) CH3COOC2H5, CH3SC2H5, CH3OH.
4.Простые эфиры образуются при
1) Межмолекулярной дегидратации спиртов;
2) Внутримолекулярной дегидратации спиртов;
3) Окислении тиолов;
4) Взаимодействии моногалогеналканов со щелочью.
5.В результате бромирования фенола преимущественно образуется
1) 2-бромфенол;
2) 4-бромфенол;
3) 2,6-дибромфенол;
4) 2,4,6-трибромфенол.
7.2 Узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия
1. Химические свойства одно-, двух- и трехатомных спиртов: образование алкоголятов, сложных эфиров; внутри- и межмолекулярная дегидратации; замещение на галоген; окисление.
2. Химические свойства фенолов: реакции по гидроксильной группе; реакции по ароматическому кольцу фенолов.
3. Реакционная способность простых эфиров: образование оксониевых солей, расщепление эфирной связи.
4. Реакционная способность тиоаналогов спиртов и простых эфиров – тиоспиртов и тиоэфиров: образование тиолятов, сульфониевых солей, дисульфидов.
Лабораторная работа
Опыт 1. Реакция на многоатомные спирты
В пробирку поместите 4-5 капель 3% сульфата меди, а затем 1 мл 10% раствора NaOH. Добавьте 0,1 мл глицерина и встряхните. Осадок растворяется, и раствор приобретает ярко-синий цвет за счет образования хелатного соединения. Напишите схему реакций.
Опыт 2. Реакция на фенолы
В пробирку с 1-2 мл 1% раствора фенола добавьте 1-2 капли 3% раствора хлорида железа (III). Появляется характерное фиолетовое окрашивание фенолята железа. Напишите схему реакции.
Опыт 3. Окисление спирта хромовой смесью
Описанная ниже реакция окисления этанола используется для экспресс-анализа на содержание алкоголя в организме человека.
В пробирку поместите 0,5 мл этанола, 4-5 капель 10% раствора серной кислоты и 0,5 мл 10% раствора дихромата калия. Полученный раствор имеет оранжевую окраску. Реакционную смесь нагрейте над пламенем горелки. Через несколько секунд оранжевый цвет раствора начнет приобретать синевато-зеленную окраску (одновременно ощущается характерный запах антоновских яблок). Напишите уравнение реакции окисления спирта.
Контроль усвоения темы занятия
Образец билета выходного контроля
1. Напишите следующие реакции:
1) окисление вторичного спирта;
2) нитрование фенола концентрированной азотной кислотой;
3) взаимодействие диэтилового эфира с концентрированной серной кислотой;
4) взаимодействие пропантиола с гидроксидом натрия;
5) внутримолекулярная дегидратации бутанола-2.
Вопросы и упражнения для аудиторной работы
1. Метиловый спирт при попадании в организм вызывает тяжелое отравление, сопровождающееся потерей зрения. Полагают, что потеря зрения вызвана взаимодействием продукта окисления метанола с белками сетчатки глаза. Напишите схему реакции окисления метанола.
2. Напишите уравнение межмолекулярной дегидратации этанола и
внутримолекулярной дегидратации 2,3-диметилпентанола-3.
3. Какой продукт образуется при дегидратации ментола (2-изопропил-5-метилциклогексанола) в присутствии серной кислоты?
4. Для бутанола-2 напишите реакции получения:
а) алкоголята;
б) сложного эфира;
в) замещения на галоген;
г) окисления.
5. Для фенола напишите следующие реакции:
а) получение фенолята;
б) ацилирование;
в) обработка бромной водой.
6. Напишите уравнения реакции диэтилового эфира с концентрированной серной кислотой; с концентрированной бромоводородной кислотой при нагревании.
7. Напишите реакции:
а) этантиола с гидроксидом натрия;
б) окисления метантиола.
Подведение итогов занятия
7.6 Задание на дом: Биологически важные реакции карбонильных соединений
Место проведения самоподготовки: читальный зал и др.
Литература:[1], [2], [3].
Занятие №4