Место вариативной части в структуре ООП
Вариативная часть биологически активные вещества и реакции в жизнедеятельности относиться к циклу (С2) математических, естественнонаучных и медико-социальных дисциплин.
Требования к результатам освоения вариативной части
Процесс изучения вариативной части направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1– способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
ОПК-1 – готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-7 – готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий, и методов при решении профессиональных задач.
В результате изучения вариативной части студент должен:
Знать:
- цель и задачи биоорганической химии;
- важнейшие реакции свободнорадикального замещения, электрофильного присоединения и замещения, нуклеофильного присоединения и замещения, окисления и восстановления на примерах углеводородов и монофункциональных классов органических соединений;
- кислотно-основные свойства органических соединений;
- специфические свойства гетерофункциональынх органических соединений;
- биологически важные гетероциклические системы;
- структурные компоненты, свойства и структурную организацию молекул углеводов, аминокислот, пептидов, белков;
- строение важнейших представителей низкомолекулярных биорегуляторов (стероидов);
- потенциальную реакционную способность органических соединений;
- роль биологически значимых органических соединений в качестве структурно-функциональных компонентов и молекулярных участников химических процессов, протекающих в живых организмах;
- правила техники безопасности работы в химической лаборатории;
- роль биологически значимых органических соединений в качестве структурно-функциональных компонентов и молекулярных участников химических процессов, протекающих в живых организмах.
Уметь:
- самостоятельно работать с учебной и справочной литературой по биоорганической химии;
- классифицировать органические соединения и называть по структурным формулам типичные представители биологически важных веществ и лекарственных средств;
- выделять функциональные группы, кислотный и основный центры в молекулах для определения потенциальной реакционной способности органических соединений;
- прогнозировать направление и результат химических превращений органических соединений;
- обрабатывать, анализировать и обобщать результаты экспериментальных данных;
- применять полученные знания при изучении биохимии, функциональной биохимии, фармакологии, микробиологии, вирусологии, нормальной физиологии;
- самостоятельно работать с учебной и справочной литературой по биоорганической химии;
- собирать простейшие установки для проведения лабораторных исследований;
- табулировать экспериментальные данные, графически представлять их;
- проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных в химических экспериментах;
- самостоятельно работать с учебной и справочной литературой по биоорганической химии;
- собирать простейшие установки для проведения лабораторных исследований;
- табулировать экспериментальные данные, графически представлять их;
- проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных в химических экспериментах.
Владеть:
- проведением качественных реакций на функциональные группы и характерные структурные фрагменты молекулы с объяснением визуально наблюдаемого результата;
- прогнозированием направления и результата химических превращений биологически активных веществ;
- навыками проведения научных исследований для установления взаимосвязи структура-свойство;
- техникой проведения основных химических экспериментов; навыками проведения научных исследований для установления взаимосвязи структура-свойство.
Тематический план лекций и практических занятий по вариативной части
«Биологически активные вещества и реакции в жизнедеятельности»
для студентов 1 курса направления подготовки «Лечебное дело», 1 семестр
№ n/n | Название тем лекций | Часы |
Теоретические основы биоорганической химии | ||
Биологически важные реакции карбонильных соединений. Карбоновые кислоты и их производные. | ||
Гетерофункциональные органические соединения. Основные классы и особенности реакционной способности. | ||
Биологически активные гетероциклические соединения. Нуклеотиды. Нуклеиновые кислоты. | ||
α-Аминокислоты. Пептиды. Белки. | ||
Углеводы (моно-, ди- и полисахариды). | ||
Омыляемые и неомыляемые липиды. | ||
∑ 14 |
№ n/n | Темы практических занятий | Часы |
Модуль 1. «Химические основы биологического взаимодействия органических соединений» | ||
Теоретические основы биоорганической химии | ||
Кислотно-основные свойства органических соединений. | ||
Реакционная способность спиртов, эфиров, фенолов и их тиоаналогов. | ||
Биологически важные реакции карбонильных соединений. | ||
Карбоновые кислоты и их функциональные производные. | ||
Контрольная работа по модулю «Химические основы биологического взаимодействия органических соединений». | ||
Модуль 2. «Низкомолекулярные биоорганические соединения как метаболиты и регуляторы метаболизма» | ||
Гетерофункциональные соединения. | ||
Пятичленные гетероциклические соединения. | ||
Шестичленные гетероциклические соединения. | ||
α-Аминокислоты. Пептиды. Белки. | ||
Моносахариды. | ||
Ди- и полисахариды. | ||
Контрольная работа по модулю «Низкомолекулярные биоорганические соединения как метаболиты и регуляторы метаболизма». | ||
Модуль 3. Биополимеры и их структурные компоненты. Липиды. | ||
Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты. | ||
Омыляемые липиды. | ||
Неомыляемые липиды. | ||
Зачетное занятие. | ||
∑ 34 |