Почему возникает потребность в инновациях
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.
В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.
О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.
Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.
Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.
Что такое инновация
Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.
Приведем несколько определений этого понятия.
В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.
Инновация (нововведение)— в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)
Новый— впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)
Нововведение (инновация) —комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)
Нововведение— целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)
Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства.
В целом под инновационным процессомпонимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)
Процесс(продвижение) — совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:
· добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;
· носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.
Новое может выступать в разных формах:
· принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);
· условная (относительная) новизна;
· «оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий, заигрывание с наукой;
· изобретательские мелочи.
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
— в содержании образования;
— в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
— в управлении ДОУ.
2. По масштабам (объему) преобразований:
— частные, единичные, не связанные между собой;
— модульные (комплекс частных, связанных между собой);
— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
3. По инновационному потенциалу:
— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
— радикальные инновации.
4. По отношению к предшествующему:
— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
— прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
— ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Существуют различные причины нововведений.
К основным, на наш взгляд, нужно отнести следующие.
1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.
2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.
3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.
4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу.
5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.
6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.
7. Конкуренция между детскими садами.