Педагогический совет — коллегиальная форма управления
Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи дошкольного учреждения.
Литературы по вопросам организации и проведения педагогических советов создано немало, и все-таки часто сталкиваешься с практикой формального отношения к данному вопросу. Некоторую путаницу внесли предложения, статьи и рассуждения о создании «Советов трудового коллектива» в учреждениях образования. Они могут создаваться, и об этом обязательно указывается в уставе образовательного учреждения, но нельзя отождествлять эти два органа управления: «совет трудового коллектива» и «педагогический совет», так как у них разные функции. В небольшом коллективе детского сада у руководителя много рычагов управления, и правильно организованная работа педагогического совета как органа управления исключает острую необходимость создания совета трудового коллектива.
В каждом дошкольном учреждении должно быть Положение о педагогическом совете. Его можно составить, используя Типовое положение о педагогическом совете, утвержденное приказом Министерства просвещения СССР № 94 от 16.12.1970 г. или «Примерный устав ДОУ» из пакета образцов документов, разработанных Министерством образования РФ № 212/19-12 от 30.03.1994 г.
Составленное положение о педагогическом совете ДОУ необходимо согласовать с учредителем, утвердить и его содержание довести до сведения коллектива детского сада.
Предлагаем вам извлечения из вышеперечисленных документов, которые помогут проанализировать или составить положение о педагогическом совете вашего учреждения.
Извлечения:
5.12. Управление педагогической деятельностью осуществляет педагогический совет ДОУ.
Педагогический совет ДОУ состоит из (_________)
(в состав входят все педагоги ДОУ, другие работники ДОУ, в том числе медицинские, родители могут приглашаться и пользоваться правом совещательного голоса).
5.13. Функции Совета педагогов ДОУ:
— определяет направления образовательной деятельности ДОУ; отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ;
— обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;
— рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
— организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;
— рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям;
— заслушивает отчеты заведующей о создании условий для реализации образовательных программ; иное.
5.14. Заседания Совета педагогов правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава. Решение считается принятым, если за него проголосовало (количество) присутствовавших.
Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не противоречащее законодательству, является обязательным.
5.15. Совет педагогов избирает председателя сроком на ______ год. В функции председателя Совета педагогов может включаться следующее:
— организует деятельность Совета педагогов ДОУ;
— информирует членов Совета педагогов о предстоящем заседании за ______ дней;
— регистрирует поступающие в Совет педагогов заявления, обращения, иные материалы;
— определяет повестку заседания Совета педагогов;
— контролирует выполнение решений Совета педагогов;
— отчитывается о деятельности Совета педагогов перед учреждением.
Организация деятельности Совета педагогов (педсовета) предполагает активное участие всех членов коллектива в обсуждении вопросов повестки дня. Именно поэтому педсовет является коллективным органом управления дошкольным образовательным учреждением.
На заседаниях педагогического совета обсуждаются вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми, внедрения в работу коллектива новых достижений в науке и педагогической практике.
В последний раздел повестки дня под рубрикой «Разное» могут включаться вопросы трудового этикета и распорядка работы, санитарное состояние помещений, разрешение конфликтных ситуаций, поощрения или взыскания, информация по разным вопросам и другое. Таким образом, на педсовете обсуждаются вопросы, связанные с работой всего коллектива.
Главным для обсуждения на педсоветах являются вопросы воспитания и обучения дошкольников, анализ имеющихся недостатков, принятие решений для их устранения, обмен опытом педагогической работы.
Тематика педагогических советов определяется в годовом плане дошкольного учреждения. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.
Главным вопросом повестки дня всегда являются результаты работы педагогов — уровень развития детей, их здоровье, формы совместной работы педагогов и родителей по воспитанию дошкольников.
Все педагогические советы можно условно разделить
по формам организации:
а) традиционный педсовет — это педсовет с подробной повесткой дня, проведенный четко с соблюдением регламента всех обсуждаемых вопросов и принятием решения по каждому из них;
б) педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов, в ходе такого педсовета председатель может предложить участникам различные активные методы, например, решить ситуативную задачу по теме или использовать метод «игрового моделирования»;
в) нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции и др. Подготовка этого педсовета требует написания сценария, распределения участников на команды и определения ролей. Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.
по видам:
а) тематический, посвященный одной из годовых задач коллектива;
б) итоговый, подводящий итоги работы за полугодие или год.
Обязательным условием правильной организации всей работы в ДОУ является сочетание коллективного руководства и персональной ответственности за свое дело. На заседаниях в ходе обсуждения педагоги приходят к единому решению по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, аттестации воспитателей, организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы. На педагогических советах определяются перспективы в развитии учреждения. Решения педагогического совета обязательны для исполнения всеми членами коллектива.
Исполнение решений контролируется, именно поэтому важно, чтобы они были понятны, адресованы конкретным исполнителям и ограничены сроками исполнения. В какой бы форме не проводился педсовет — обязательно принимаются решения.
Решения педагогического совета фиксируются в протоколах, к оформлению которых предъявляются определенные требования.
Часто задается вопрос: «Сколько решений должно приниматься на каждом педсовете?». А ответ очевиден — все зависит от вопросов, которые обозначены в повестке дня, следовательно, если их 5, то решений должно быть не менее пяти. Однако, обсуждая один из вопросов повестки дня, можно по нему принять несколько решений. В единстве они помогут разрешить возникшую проблему. Формулировки решений должны быть конкретными с указанием ответственных, срока исполнения. Другими словами, они должны быть проверяемыми. Ведь каждый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего педсовета.
В детских садах ведутся записи протоколов педагогических советов. Эта документация является обязательной отчетной педагогической документацией, следовательно, к ее ведению и оформлению предъявляется ряд определенных требований. Книга протоколов педагогических советов пронумеровывается, скрепляется подписью заведующего и печатью дошкольного образовательного учреждения.
В книге протоколов фиксируется количество присутствующих на заседании педагогов и отсутствующие. Повестка дня пишется подробно, а затем кратко фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов педагогического совета и решения по каждому из пунктов повестки дня. Каждый протокол подписывается председателем и секретарем педагогического совета.
Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки своих педагогических установок, принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.
Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствовали улучшению работы с детьми, каждому заседанию предшествует тщательная подготовка всех его участников. Необходимо дать критический анализ своей деятельности, прийти на педсовет с выводами, сделанными в ходе этого анализа (что в работе с детьми не удается, почему, и как выявленные недостатки можно исправить и т.д.).
Старший воспитатель и заведующая помогают педагогам сравнить результаты анализа знаний, умений, навыков детей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, выделить главные направления в работе.
Опытному педагогу достаточно предложить диагностическую карту или вопросник к самоанализу, а начинающему специалисту лучше показать методику выявления знаний, умений, навыков детей. Возможны и взаимопроверки воспитателей, где каждый анализирует состояние дел по конкретному вопросу у своего коллеги. Заведующая и старший воспитатель продумывают организационные вопросы: регламент, повестку. Заранее в методическом кабинете оформляется выставка литературы по обсуждаемой тематике, материалы об опыте работы ведущих педагогов (пособия, конспекты, выписки из планов работы с детьми). Воспитателям предлагаются задания, которые помогут подготовиться к педагогическому совету. Например: «Оцените навыки самообслуживания у детей вашей группы, условно разделив всех на три подгруппы:
— с устойчивыми навыками;
— частично сформированными, но не устойчивыми;
— с полным отсутствием тех или иных навыков.
Перечислите причины такого разного уровня и предложите систему работы с детьми второй и третьей подгрупп».
Подобные задания помогут создать на педагогическом совете обстановку для творческого размышления, поиска истины. Старший воспитатель тщательно продумывает весь ход педсовета, подбирает варианты активизации педагогов.
Важным условием при подготовке педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны те вопросы, обсуждение которых дает практическое решение проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.
Поэтому ушли в прошлое скучные, заранее подготовленные доклады по проблемам. Вообще теоретические доклады и сообщения лучше включать в другие формы работы, например — теоретический семинар.
Темы для обсуждения на педагогическом совете должны быть конкретны и близки воспитателям.
Можно подготовить ряд вопросов и предложить педагогам оценить их в баллах, это поможет руководителю отобрать самые актуальные, волнующие всех вопросы, которые затем будут включены в повестку дня педагогического совета (табл. 1).
Таблица 1
Такая таблица помогает определить приоритетные темы на весь учебный год. Но при этом нужно помнить, что проблемы воспитания так же, как и развития, обучения должны обсуждаться в равной степени на каждом педсовете.
Если тема определена, то можно приступать к подготовке педсовета. Рекомендуем создать рабочую группу, которая продумывает форму педсовета, оформление помещения, составляет список литературы для изучения. В методическом кабинете оформляются выставки: «Готовимся к педсовету» или «Наш педсовет». Важно представить и опыт работы, и публикации, и методический материал.
Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее, чем за 2—3 недели до проведения педсовета.
Хочется подчеркнуть важность именно всей подготовительной работы, от которой зависит результативность педсовета.