Сформулируйте ключевые результаты деятельности ДОУ (ответ запишите в бланке)
Часть вторая. Практические задания
Во второй части контрольной работы вам предлагается два практических задания. За выполнение каждого из этих заданий начисляется от 1 до 5 баллов. Оцениваются четкость, адекватность и полнота ответов, а также знание лекционного материала.
1. Сформулируйте цель, стратегию и миссию вашего ДОУ.
2. Выберите одну из трех функций управления: планово-прогностическую (это может быть, например, составление плана работы на месяц, год или плана любого мероприятия и т.п.); организационно-исполнительскую (например, родительское собрание, совещание, обобщение опыта работы воспитателя и т.п.) или контрольно-диагностическую (например, тематический контроль, диагностика усвоения детьми программы и т.д.). Затем кратко опишите все этапы действий руководителя по выполнению этой функции. Можете при подготовке материалов ориентироваться на тот пример, который приведен в лекции 2. В описании должны быть учтены последовательность, взаимосвязь и поэтапная смена всех функций деятельности. В вашей работе последовательность этапов может быть другая, не такая, как в нашем лекционном примере, т.к. это зависит от функции, конкретных целей и задач.
Какую бы деятельность вы не описывали, важно, чтобы в этапах прослеживалось: постановка цели ® при помощи контроля сбор и анализ информации ® планирование деятельности ® организация мероприятия ® получение реального результата этой деятельности ® рефлексия.
Ответы на задания 1—14
№ задания | ||||||||||||||
Ответ на задание 15
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Лекция № 4
Технология разработки планов дошкольного образовательного учреждения
План
1. Общие подходы и требования к планированию работы учреждения по результатам.
2. Методика разработки программы развития ДОУ.
3. Методика разработки образовательной программы ДОУ.
4. Планирование работы на учебный год (годовой план ДОУ).
5. Текущее планирование работы с кадрами на месяц.
Литература
1. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2003.
2. Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 14—21.
3. Белая К.Ю. Планирование 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ. Астрель, 2003.
4. Белая К.Ю. От сентября до сентября. М.: АСТ, 1998.
5. Малаева Е.В. Конструктивное планирование (реальные планы ДОУ). Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. С. 21—27.
6. Поздняк Л. Планирование работы дошкольного учреждения // Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. М., 1994. С. 27—36.
1. Общие подходы и требования к планированию работы учреждения по результатам
Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях.
Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников.
Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Эти требования заключаются в следующем: единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.
Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:
— объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;
— четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;
— выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и текущим планам.
В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного — Программа развития дошкольного образовательного учреждения и образовательная программа. Коротко остановимся на этих трех документах.