Раздел 5. Порядок формирования ценовой стратегии
Тема 5.1 Этапы разработки ценовой стратегии.
Ценовая стратегия или стратегия ценообразования является частью общей экономической стратегии торгового предприятия. Разработка самостоятельной ценовой стратегии – процесс непрерывный и постоянно воспроизводимый. Это означает, что стратегия ценообразования должна постоянно проверяться на основе фактически достигнутых результатов и при необходимости корректироваться.
Тема 5.2 Выбор типа ценовой стратегии.
К основным типам стратегий ценообразования относятся: стратегия премиального ценообразования («снятия сливок»); стратегия нейтрального ценообразования; стратегия ценового прорыва (пониженных цен); стратегия скорейшего возврата средств (синтетическая стратегия, представляющая собой сочетание стратегий ценового прорыва и «снятия сливок»). При выборе типа ценовой стратегии необходимо оценить каждый из типов по следующим основным параметрам: соотношение предлагаемых фирмой цен со среднерыночными; и, оценка покупателями экономической ценности предлагаемых фирмой товаров.
Тема 5.3 Стратегия премиального ценообразования.
Суть стратегии премиального ценообразования можно определить как выигрыш высокой прибыльности за счет высоких цен и работы с узким сегментом рынка. Стратегия премиального ценообразования эффективна в том случае, если спрос на товар не эластичен, т.е. эффект цены проявляется более значительно, чем эффект масштаба. Стратегия премиального ценообразования не может использоваться в течение длительного промежутка времени.
Тема 5.4 Стратегия ценового прорыва.
Стратегия ценового прорыва предполагает установление цен существенно ниже уровня, который воспринимается большинством покупателей как соответствующий экономической ценности товара. Эта стратегия обеспечивает расширение круга потенциальных покупателей за счет низкой нормы удельного выигрыша.
Тема 5.5 Нейтральная стратегия ценообразования.
Нейтральная стратегия ценообразования состоит не только в отказе от использования цен для увеличения захваченного сектора рынка, но и в недопущении того, чтобы цена каким-либо образом влияла на сокращение этого сектора. Нейтральное ценообразование часто становится вынужденной стратегией для фирм, действующих на рынках, где покупатели высоко чувствительны к уровню цены, а конкуренты способны адекватно реагировать на объявление ценовой войны. Стратегия нейтрального ценообразования не предполагает простого копирования цен конкурентов, она направлена скорее на сохранение существующей доли рынка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Ситуационные задачи
Задание: рассматриваются формы вмешательства государства в ценообразование. Анализируются методы воздействия государства на цены. Обсуждается специфика ценообразования в России. Изучается нормативно-правовая база регулирования вопросов ценообразования в России и практика Арбитражных судов. Каждому студенту предлагается индивидуальное задание из двух ситуаций.
Исполнение: Предлагается проанализировать конкретные хозяйственные ситуации и принять управленческое решение в области ценообразования товаров, работ, услуг - цены на которые регулируются государством.
Оснастка: действующее законодательство в области ценообразования: Налоговый кодекс части I и II, Постановление Правительства РФ №239 «О мерах по упорядочению регулирования цен(тарифов)»
Оценка: Принятые решения обсуждаются публично студентами группы, преподавателем дается оценка адекватности принятого управленческого решения.
Вариант 1
1. Распространяется ли действие ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?
2. Предельные оптовые и розничные надбавки должны применяться к отпускным ценам отечественного .производителя лекарственных средств или к контрактной цене иностранного производителя с учетом НДС или без его включения? Что понимать под контрактной ценой иностранного производителя? Включают ли предельные отпускные цены, регистрируемые Минздравом России, НДС?
Вариант 2
1. Каков порядок государственного регулирования цен на керосин, реализуемый населению?
2. Подпадают ли тарифы на регулируемые услуги связи под действие п.2 ст.40 НК РФ или в целях налогообложения по регулируемым тарифам следует руководствоваться только п.13 этой же статьи?
Вариант 3
1. Распространяется ли действие п.13 ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в случае применения предприятиями и организациями, осуществляющими поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, гарантированных закупочных цен?
2. Каков порядок установления предельных оптовых надбавок к ценам на лекарственные средства?
Вариант 4
1. Каков порядок определения налогооблагаемой базы при реализации продукции (товаров), отклонение цен на которую в течение 1 месяца было более чем на 20% в сторону понижения от уровня применяемой цены? Следует ли нам доначислять НДС, налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы?
2. Чем следует руководствоваться для целей ценообразования до момента утверждения нового перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств?
Вариант 5
1. Как определяется налоговая база по налогу на имущество физических лиц? Возможно ли определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц на основании ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации с рыночной стоимости имущества?
2. В каких случаях цены на нефтяной (попутный) газ подлежат государственному регулированию?
Вариант 6
1. Возникает ли объект налогообложения в случае реализации квартиры организацией своим сотрудникам по цене ниже рыночной, пои реализации в рассрочку
2. Организация занимается оптовой торговлей. В 2004 г. она проводила акцию. которая должна была вызвать дополнительный интерес к определенному виду продукции у покупателей и увеличить объем продаж. При продаже 10 штук товара одна штука передавалась бесплатно. Организация рассматривала ее передачу как подарок и в налоговом учете относила ее себестоимость на рекламные расходы в пределах 1% от выручки. Однако аудиторы посчитали, что акция носила не рекламный, а маркетинговый характер, связанный с увеличением объема продаж, поэтому переданный подарок носил характер скидки, а себестоимость в налоговом учете должна была приниматься в расходах в полном объеме, а не в размере 1% от выручки. Просим разъяснить, как правильно отражать расходы по предоставлению скидки в целях налогообложения прибыли?
Вариант 7
1. МУП отпускает коммунальные услуги жилищно-эксплуатационному тресту по тарифу для населения, утвержденному городской администрацией. Расчеты с населением, проживающим в домах муниципального жилого фонда, осуществляются трестом. Что является объектом налогообложения НДС по услугам, оказанным жилищным трестом для льготной категории граждан?
2. Зависит ли порядок установления предельных оптовых надбавок к ценам на лекарственные средства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 №782 от способа приобретения товара оптовой организацией?
Вариант 8
1. Следует ли величину доходов, полученных в результате реализации товаров (работ, услуг), определять исходя из цены сделки с учетом положении ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации/
2. ООО является организацией, занимающейся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (производством солода), а также выпуском и реализацией пива и безалкогольной продукции – кваса, газированных напитков и минеральной воды. Основной вид деятельности ООО в соответствии с ОК 02У-2001 – производство напитков (код 13.9). В связи со спецификой производства и в целях обеспечения санитарно-гигиенических мероприятий производственного процесса некоторым работникам нашей организации, таким как солодовщик, аппаратчик процесса брожения, аппаратчик процесса дображивания, варщик пищевого сырья и машинист бродильных установок, помимо выдачи специальной одежды необходима выдача санитарной одежды, обуви и санитарных принадлежностей. Указанным работникам в соответствии с действующим трудовым законодательством, а также локальными нормативно-правовыми актами организации положена выдача специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты.
В связи с вышеизложенным просим разъяснить:
1) Приравнивается ли санитарная одежда, обувь и санитарные принадлежности, предусмотренные ОСТ 10.286-2001, к специальной одежде, обуви и средствам индивидуальной защиты для целей налогового учета?
2) Каким образом можно учесть при исчислении налога на прибыль расходы на приобретение санитарной одежды, обуви и санитарных принадлежностей?
Вариант 9
1. Являются ли «взаимозависимыми лицами» организации ООО "А" и ООО "Б" косвенно через иную организацию "С", если ЗАО "С" является учредителем как ООО "А", так и ООО "Б" при вкладе в уставный капитал каждого общества более 80%?
Что понимается под «непродолжительным периодом времени» в пп.4 п.2 ст.40 Налогового кодекса РФ?
Возникают ли какие-либо последствия по Налоговому кодексу РФ для организации, которая сдает в аренду помещения сторонним организациям по разным ставкам, разница между которыми составляет более чем 20%. если общая затратная часть по объекту в целом покрывается поступающими платежами арендаторов?
2. Издательство просит разъяснить порядок учета в целях налогообложения прибыли затрат на выпуск обязательных бесплатных экземпляров. Согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» затраты на подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательных бесплатных экземпляров относятся на себестоимость документов, входящих в состав обязательного бесплатного экземпляра. Можно ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль включить в состав расходов затраты, связанные с выпуском обязательных бесплатных экземпляров?
Вариант 10
1. Имеет ли обратную силу ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, можно ли применять положения этой статьи при доначислении акцизов за 1997 т.?
2. В связи с отменой абз.5 п.4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 №890 с оговоркой «в части жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» сохраняется ли право органов исполнительной власти субъектов РФ регулирования розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, не вошедшие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств?
Вариант 11
1. Организацией совершены сделки (причем сторонами сделки выступают взаимозависимые лица), по которым цены, примененные взаимозависимыми лицами, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения в пределах 20% (т.е. менее чем на 20%) от рыночной цены идентичных (однородных) товаров. Наступают ли последствия, предусмотренные п.3 ст.40 части первой НК РФ, в части вынесения налоговым органом решения о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары?
2. В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632. устанавливается два вида базовых нормативов платы:
1) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
2) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Согласно п.7 указанного Порядка платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Имеет ли право организация отнести на себестоимость продукции платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ как в пределах допустимых нормативов, так и в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) и уменьшить на указанные платежи налогооблагаемое прибыль в соответствии с пп.7 п.1 ст. 254 НК РФ, посчитав их платежами за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду?
Вариант 12
1. Основным видом деятельности ЗАО является проведение капитального и текущего ремонта энергетического и энерготехнологического оборудования. В связи с неплатежеспособностью предприятий за оказанные услуги с ЗАО рассчитываются товаром, который ЗАО реализует через организации торговли. Как указанные операции отразить в бухгалтерском учете и как они должны быть учтены для целей налогообложения?
2. ОАО в целях подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне приобрело для своих работников материально-технические ресурсы, используемые в качестве запаса, создаваемого в целях гражданской обороны. Вправе ли организация учитывать в целях обложения налогом на прибыль организаций вышеуказанные расходы?
Вариант 13
1. Применяются ли положения пп.4 п.2 ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации при реализации торговым предприятием товаров по регулируемым ценам?
2. Организация планирует в счет заработной платы рассчитаться с работниками товарами. Просим разъяснить, как в этом случае определить объект обложения ЕСН.
Вариант 14
1. В ряде случаев органами регулирования естественных монополий устанавливается не фиксированная цена, а только ее предельный уровень. Какую цену в этом случае следует принимать для целей налогообложения при реализации тепловой и электрической энергии в связи с положениями ст.40 НК РФ – указанную в договоре или установленную в виде предельного уровня?
2. Каким государственным органам предоставлено право осуществлять контроль за правильностью применения цен?
Вариант 15
1. Какой период времени можно отнести к непродолжительному в целях применения пп.4 п.2 ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации?
2. Действует ли в настоящее время Временный порядок установления и применения тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденный Комитетом РФ по политике цен и Минтрансом России в 1993 г.?
Вариант 16
1. Подпадают ли тарифы на регулируемые услуги связи под действие п.2 ст.40 Налогового кодекса РФ или в целях налогообложения по регулируемым тарифам следует руководствоваться только п.13 этой же статьи?
2. Относится ли обязательная плата за стоимость специальных марок, взимаемая с производителей табака и табачных изделий, к федеральным сборам?
Вариант 17
1. Относятся ли на себестоимость банка взносы по добровольному медицинскому страхованию и добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней и взносы в негосударственные пенсионные фонды за работников, состоящих в штате банка, взносы по добровольному страхованию кредитных и депозитных операций, имущества, профессиональной ответственности, автотранспорта?
2. Какая цена должна указываться в протоколе согласования цены поставки при реализации жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств? От какой реестровой цены должна исчисляться оптовая надбавка: от цены иностранного изготовителя или российской фирмы-фасовщика?
Вариант 18
1. Распространяется ли действие п.13 ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в случае применения предприятиями и организациями, осуществляющими поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, гарантированных закупочных цен?
2. Относится ли на себестоимость, учитываемую для целей налогообложения прибыли, оплата услуг сторонней организации за бронирование авиабилетов для командировки сотрудника?