II. Проявления и структура недоразвития речи

Импрессивная речь

Понимание предложений (простых, вопросительных) ___________________________

______________________________________________________________________Понимание сложных предложений (отношений: пространст­венных, временных, причинно-следственных и др.) _______________________________________________

______________________________________________________________________

Понимание связного текста ______________________________________________

______________________________________________________________________

Особенности импрессивного словаря, точность понимания слов ______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дифференциация грамматических форм словоизменения в импрессивной речи:

а) дифференциация единственного и множественного числа существительных ___

______________________________________________________________________

6) понимание предложно-падежных конструкций ____________________________

______________________________________________________________________

в) дифференциация ед. и мн. числа и рода прилагательных ___________________

г) дифференциация ед. и мн. числа глаголов ________________________________

д) дифференциация глаголов по временам, по виду __________________________

е) дифференциация глаголов прош. времени по родам ________________________

ж) дифференциация числительных ________________________________________

Дифференциация грамматических форм словообразования в импрессивной речи:

а) дифференциация ум.-ласкательных существительных _____________________

б) дифференциация глаголов с различными приставками _____________________

в) дифференциация притяжательных прилагательных ________________________

Заключение о состоянии импрессивной речи: ________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспрессивная речь

Уровень владения речью(отдельные слова, предложения, диа­логическая речь, монологическая) _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объем и типы предложений (с опорой на сюжетные картинки) ___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диалогическая речь (беседа с опорой на наглядность и без опоры) __________________

______________________________________________________________________

Связная речь:

пересказ (с опорой и без опоры на картинки) ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

рассказывание знакомой сказки (с опорой на наглядность и без опоры) ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

рассказ по серии картинок _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая активность, особенности высказываний (логичность, последовательность, раз­вернутость, полнота содержания, учет деталей, грамматическое оформление; типы используемых предложений, аграмматизмы, особенности языковых средств и др.) _________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Активный словарь

Существительные:

Конкретные существительные, в соответствии с возрастной программной тематикой ___

______________________________________________________________________

Название целого и части (тело, одежда, мебель) ________________________________

______________________________________________________________________

Люди и их профессии ___________________________________________________

______________________________________________________________________

Обобщающие понятия ___________________________________________________

______________________________________________________________________

Глаголы:

Кто как передвигается (животные и птицы в движении) __________________________

______________________________________________________________________

Кто что делает (люди в движении; профессиональные дейст­вия) _________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прилагательные:

Основные цвета (с 4 лет) и оттенки (с 5 лет) __________________________________

______________________________________________________________________

Характеристики величины (большой, широкий, высокий, толстый и наоборот) ______

______________________________________________________________________

Названия формы /с 5 лет/ (круглый, треугольный и др.) ___________________________

______________________________________________________________________

Характеристики вкуса ___________________________________________________

Подбор антонимов (с 6 лет) :

друг - высокий - близко – смеяться -

день - большой - хорошо - потерять -

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности развития словаря, возможность быстро и правильно ак­туализировать слова, принадлежащие разным частям речи; затруднения и характер ошибок при назывании слов _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматическое оформление экспрессивной речи

Количество и характер аграмматизмов (по результатам ис­следования диалога, рассказа)

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словоизменение:

а) множественное число существительных в именительном падеже («один и не один»):

глаз — ухо — стул — кукла —

лист — карандаш — дерево — письмо —

окно — ведро — мост — котенок —

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) беспредложные падежные формы существительных:

у меня нет... (собаки, кубика...) _______________________________________________________

кому дадим куклу (машинку...)? ______________________________________________

ты видишь кого? что? (девочку, дом, жука...) _____________________________________

чем мы пишем (рисуем, едим...)? ______________________________________________

в) родительный падеж множественного числа существительных («один — много»):

— Много чего?

шар — дом — ключ — карандаш —

палец — дерево— окно — мяч —

кошка — стул — стол — книга—

чашка — лист — платье — апельсин —

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) предложные падежные формы существительных:

где лежит пес? (на, под, около) откуда спрыгнул кот? (с)

откуда вылез кот? (из-под) откуда взяли книгу? (из)

где висит шуба? (в) где прячется мальчик? (за)

откуда выглядывает девочка? (из-за) куда поставим тарелку? (на)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) согласование прилагательных с существительными в роде, числе (назвать цвет предметов):

лист — ведро — тарелка — туфли —

машина — сапоги — солнце — чайник —

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

е) согласование существительных и глаголов в числе:

Мальчик идет — мальчики идут. Дом стоит — …

Цветок растет — ... Птица летит — ...

Девочка поет — ...

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ж) согласование существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе:

Мальчик ушел.

Девочка... (ушла).

Дети ... (ушли).

Словарный материал: надевал, стирал, пел, взял...

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

з) согласование числительных «два» и «пять» с существи­тельными:

два жука — пять жуков помидора —

два дерева — два гуся —

два дома — два коня —

две куклы — два ключа —

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словообразование:

а) существительные с уменьшительно-ласкательными значе­ниями (как назвать маленький предмет?):

мяч — дом — машина — река —

гриб — кукла — ложка — шкаф —

веревка — лиса — кровать — лист —

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) относительные прилагательные (из чего сделано?):

ваза из стекла (железа; дерева, бумаги, меха, соломы) _______________________________

______________________________________________________________________

сок из моркови (апельсина, свеклы, яблок...) _____________________________________

______________________________________________________________________

в) притяжательные прилагательные (чей? чья? чье?):

платье мамы - мамино платье пальто дедушки —

книга бабушкина — хвост волка —

шкура лисы — ухо зайца —

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) приставочные глаголы (назвать действия — что делает?):

ходит (уходит — входит — выходит — переходит), летит — ..., бежит— ...

______________________________________________________________________

глаголы совершенного вида:

обедал — пообедал, гулял — ..., копал— ... , нес—... ______________________________

______________________________________________________________________

Особенности грамматического строя речи, затруднения, на­рушения развития: ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации