II. Проявления и структура недоразвития речи
Импрессивная речь
Понимание предложений (простых, вопросительных) ___________________________
______________________________________________________________________Понимание сложных предложений (отношений: пространственных, временных, причинно-следственных и др.) _______________________________________________
______________________________________________________________________
Понимание связного текста ______________________________________________
______________________________________________________________________
Особенности импрессивного словаря, точность понимания слов ______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дифференциация грамматических форм словоизменения в импрессивной речи:
а) дифференциация единственного и множественного числа существительных ___
______________________________________________________________________
6) понимание предложно-падежных конструкций ____________________________
______________________________________________________________________
в) дифференциация ед. и мн. числа и рода прилагательных ___________________
г) дифференциация ед. и мн. числа глаголов ________________________________
д) дифференциация глаголов по временам, по виду __________________________
е) дифференциация глаголов прош. времени по родам ________________________
ж) дифференциация числительных ________________________________________
Дифференциация грамматических форм словообразования в импрессивной речи:
а) дифференциация ум.-ласкательных существительных _____________________
б) дифференциация глаголов с различными приставками _____________________
в) дифференциация притяжательных прилагательных ________________________
Заключение о состоянии импрессивной речи: ________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспрессивная речь
Уровень владения речью(отдельные слова, предложения, диалогическая речь, монологическая) _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объем и типы предложений (с опорой на сюжетные картинки) ___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диалогическая речь (беседа с опорой на наглядность и без опоры) __________________
______________________________________________________________________
Связная речь:
пересказ (с опорой и без опоры на картинки) ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
рассказывание знакомой сказки (с опорой на наглядность и без опоры) ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
рассказ по серии картинок _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая активность, особенности высказываний (логичность, последовательность, развернутость, полнота содержания, учет деталей, грамматическое оформление; типы используемых предложений, аграмматизмы, особенности языковых средств и др.) _________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Активный словарь
Существительные:
Конкретные существительные, в соответствии с возрастной программной тематикой ___
______________________________________________________________________
Название целого и части (тело, одежда, мебель) ________________________________
______________________________________________________________________
Люди и их профессии ___________________________________________________
______________________________________________________________________
Обобщающие понятия ___________________________________________________
______________________________________________________________________
Глаголы:
Кто как передвигается (животные и птицы в движении) __________________________
______________________________________________________________________
Кто что делает (люди в движении; профессиональные действия) _________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прилагательные:
Основные цвета (с 4 лет) и оттенки (с 5 лет) __________________________________
______________________________________________________________________
Характеристики величины (большой, широкий, высокий, толстый и наоборот) ______
______________________________________________________________________
Названия формы /с 5 лет/ (круглый, треугольный и др.) ___________________________
______________________________________________________________________
Характеристики вкуса ___________________________________________________
Подбор антонимов (с 6 лет) :
друг - высокий - близко – смеяться -
день - большой - хорошо - потерять -
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности развития словаря, возможность быстро и правильно актуализировать слова, принадлежащие разным частям речи; затруднения и характер ошибок при назывании слов _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматическое оформление экспрессивной речи
Количество и характер аграмматизмов (по результатам исследования диалога, рассказа)
______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словоизменение:
а) множественное число существительных в именительном падеже («один и не один»):
глаз — ухо — стул — кукла —
лист — карандаш — дерево — письмо —
окно — ведро — мост — котенок —
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) беспредложные падежные формы существительных:
у меня нет... (собаки, кубика...) _______________________________________________________
кому дадим куклу (машинку...)? ______________________________________________
ты видишь кого? что? (девочку, дом, жука...) _____________________________________
чем мы пишем (рисуем, едим...)? ______________________________________________
в) родительный падеж множественного числа существительных («один — много»):
— Много чего?
шар — дом — ключ — карандаш —
палец — дерево— окно — мяч —
кошка — стул — стол — книга—
чашка — лист — платье — апельсин —
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) предложные падежные формы существительных:
где лежит пес? (на, под, около) откуда спрыгнул кот? (с)
откуда вылез кот? (из-под) откуда взяли книгу? (из)
где висит шуба? (в) где прячется мальчик? (за)
откуда выглядывает девочка? (из-за) куда поставим тарелку? (на)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
д) согласование прилагательных с существительными в роде, числе (назвать цвет предметов):
лист — ведро — тарелка — туфли —
машина — сапоги — солнце — чайник —
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
е) согласование существительных и глаголов в числе:
Мальчик идет — мальчики идут. Дом стоит — …
Цветок растет — ... Птица летит — ...
Девочка поет — ...
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ж) согласование существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе:
Мальчик ушел.
Девочка... (ушла).
Дети ... (ушли).
Словарный материал: надевал, стирал, пел, взял...
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
з) согласование числительных «два» и «пять» с существительными:
два жука — пять жуков помидора —
два дерева — два гуся —
два дома — два коня —
две куклы — два ключа —
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словообразование:
а) существительные с уменьшительно-ласкательными значениями (как назвать маленький предмет?):
мяч — дом — машина — река —
гриб — кукла — ложка — шкаф —
веревка — лиса — кровать — лист —
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) относительные прилагательные (из чего сделано?):
ваза из стекла (железа; дерева, бумаги, меха, соломы) _______________________________
______________________________________________________________________
сок из моркови (апельсина, свеклы, яблок...) _____________________________________
______________________________________________________________________
в) притяжательные прилагательные (чей? чья? чье?):
платье мамы - мамино платье пальто дедушки —
книга бабушкина — хвост волка —
шкура лисы — ухо зайца —
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) приставочные глаголы (назвать действия — что делает?):
ходит (уходит — входит — выходит — переходит), летит — ..., бежит— ...
______________________________________________________________________
глаголы совершенного вида:
обедал — пообедал, гулял — ..., копал— ... , нес—... ______________________________
______________________________________________________________________
Особенности грамматического строя речи, затруднения, нарушения развития: ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________