По предупреждению и коррекции

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предупреждению и коррекции

Недостатков устной и письменной речи

У учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

Учителя – логопеда

Фадеевой Юлии Александровны

Учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Теоретической основой программы является инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой (1996г.). При составлении учебной программы использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области коррекционной педагогики И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой, Л.Г.Парамоновой, Е.В.Мазановой, Р.И.Лалаевой и других авторов.

Разработана программа в целях оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по адаптированным программам, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств речи.

Данная программа используется в системе непрерывного процесса логопедического сопровождения детей с ОВЗ, нуждающихся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей

Цель программы

- восполнение пробелов в усвоении фонематических и грамматических компонентов языковой системы; формирование полноценной речемыслительной деятельности и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом.

Одним из результатов обучения является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимся системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения- понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природыосновывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства красоты, гармонии ,совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины– осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи –понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуру, ее жизни и ее народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные результаты

На основе предлагаемых заданий школьник учится следующим умениям и качествам:

· осознавать и анализировать свое эмоциональное состояние;

· определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им; выражать свои эмоции;

· проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

· понимать причины успеха и неуспеха в учении, связывать это с приложенными усилиями и старанием;

· находить и устанавливать смысл учения «для себя»;

· с желанием и интересом выполнять учебные задания;

· иметь потребность в чтении.

Метапредметные результаты

Содержание программы

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 1 классе – 87 часов (3 часа в неделю), во 2 - 3 классах – по 60 часов (2 часа в неделю), всего 207 часов. Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая. Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала. Коррекционная работа состоит из трёх этапов: I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (1 класс - 87 занятий – 3 раза в неделю, 2 класс – 60 занятий - 2 раза в неделю). II этап - восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи(3 класс – 45 занятий - 2 раза в неделю). III этап- восполнение пробелов в формировании связной речи (3 класс – 15 занятий - 2 раза в неделю).

Содержание коррекционной работы на первом этапе

Основным содержанием логопедической работы на I этапе является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На первом этапе коррекционно-развивающего обучения осуществляется своевременная и целенаправленная подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи.

Поэтому необходимо сформировать:

-полноценные фонематические процессы;

-представления о звукобуквенном составе слова;

-навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

-готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

- скоррегировать дефекты произношения.

В ходе занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Кроме того, методом устного опережения, осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций, то есть создаётся база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концетрации внимания и усилий учителя-логопеда и детей на решении основной задачи первого этапа.

Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей, обучающихся в классах с ОВЗ, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим

методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.

На первом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Работу над мягкими и твёрдыми согласными связывают с дифференциацией гласных I-II ряда. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Работа на первом этапе завершается дифференциацией букв, имеющих кинетическое сходство по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш), либо попространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч,г-р), либо поналичию или отсутствию элементов данных букв(у-д-з, о-а, н-ю, л-я,и-у,х-ж, ш-щ, а-д).

При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения у учащихся должны быть:

-сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

-восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

-уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований-поставлены и отдифференцированы все звуки;

-уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

-введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение.

Таким образом, в течение I этапа должны быть устранены дефекты произношения и различения оппозиционных звуков, сформированы навыки анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, что создаёт необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

Тематическое планирование

организованной образовательной деятельности

На 2014 – 2015 учебный год

Тема занятия Дата проведения
Органы речи.  
Речь устная и письменная.  
Предложение.  
Интонационная законченность предложения.  
Предложение и слово.  
Слова – предметы.  
Слова – действия.  
Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения.  
Слова – признаки.  
Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.  
Слово и слог.  
Деление слов на слоги.  
Ударение.  
Смыслоразличительная роль ударения.  
Звуки и буквы.  
16-17 Гласный звук [а], буквы А, а.  
18-19 Гласный звук [о], буквы О, о.  
20-21 Гласный звук [и], буквы И, и.  
22-23 Гласный звук [ы], буква ы.  
24-25 Гласный звук [у], буквы У, у.  
26-27 Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.  
28-29 Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.  
30-31 Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.  
32-33 Согласные звуки [т], [т¢], буквы Т, т.  
34-35 Согласные звуки [л], [л¢], буквы Л, л.  
36-37 Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.  
38-39 Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.  
40-41 Гласные буквы Е, е.  
42-43 Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.  
44-45 Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.  
46-47 Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.  
48-49 Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.  
50-51 Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.  
52-53 Гласные буквы Я, я.  
54-55 Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.  
56-57 Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.  
58-59 Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.  
Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь.  
61-62 Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.  
63-64 Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.  
65-66 Гласные буквы Ё, ё.  
67-68 Звук [j’], буквы Й, й.  
69-70 Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.  
71-72 Гласные буквы Ю, ю.  
73-74 Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.  
75-76 Гласный звук [э], буквы Э, э.  
77-78 Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.  
79-80 Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.  
Разделительный мягкий знак.  
Понятие о разделительном ъ знаке и его употребление на письме.  
Мягкий и твёрдый разделительные знаки.  
Разделительный ъ знака и его употребление на письме.  
Русская азбука. Алфавит.  
Обучение последовательному пересказу по вопросам.  
Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.    

Тематическое планирование

организованной образовательной деятельности

На 2014 – 2015 учебный год

Тема занятия Дата проведения
Предложение и слово
Анализ предложения. Главные члены предложения.  
Интонационная законченность предложения.  
Слова, обозначающие предмет.  
Слова, обозначающие действия предмета.  
Слова, обозначающие признак предмета.  
Слоговой анализ и синтез слова
Слогообразующая роль гласных звуков.  
Слоговой состав слова.  
Слоговой анализ и синтез слов.  
Слог. Деление слов на слоги.  
Перенос слов.  
Ударение
Смыслоразличительная роль ударения.  
Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.  
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Мягкий знак на конце слова.  
Мягкий знак в середине слова.  
Распознавание мягкого знака на конце и в середине слова в тексте.  
Разделительный мягкий знак.  
Разделительный твёрдый знак и его употребление на письме.  
Разделительный твердый и мягкий знаки.  
Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда.  
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А – Я в словах, словосочетаниях.  
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А– Я в предложениях и тексте.  
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными букв У - Ю в словах, словосочетаниях.  
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными букв У - Ю в предложениях и тексте.  
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в словах, словосочетаниях.  
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в предложениях и тексте.  
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы - И в словах, словосочетаниях.  
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы - И в предложениях и тексте.  
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э - Е в словах, словосочетаниях.  
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э - Е в предложениях и тексте.  
Парные звонкие и глухие согласные звуки
Звуки Б—Б', П—П ' в слогах и словах.  
Звуки Б—Б', П—П ' в словосочетаниях, предложениях.  
Звуки Б—Б', П—П ' в связной речи.  
Звуки В – В', Ф—Ф' в слогах и словах.  
Звуки В – В ', Ф—Ф' в словосочетаниях, предложениях.  
Звуки В – В', Ф—Ф' в связной речи.  
Звуки Г—Г ', К—К' в слогах и словах.  
Звуки Г—Г ', К—К' в словосочетаниях, предложениях.  
Звуки Г—Г ', К—К' в связной речи.  
Звуки Д—Д ', Т—Т ' в слогах и словах.  
Звуки Д—Д ', Т—Т ' в словосочетаниях, предложениях.  
Звуки Д—Д ', Т—Т ' в связной речи.  
Звуки 3—3 ', С—С ' в слогах и словах.  
Звуки 3—3 ', С—С ' в словосочетаниях, предложениях.  
Звуки 3—3 ', С—С ' в связной речи.  
Звуки Ж – Ш в слогах и словах.  
Звуки Ж – Ш в словосочетаниях, предложениях.  
Звуки Ж – Ш в связной речи.  
Свистящие и шипящие согласные звуки
Звуки С—С ', Ш в слогах, словах и предложениях.  
Звуки С—С ', Ш в связной речи.  
Звуки З—З ', Ж в слогах, словах и предложениях.  
Звуки З—З ', Ж в связной речи.  
Аффрикаты
Звуки С—С ', Ц в слогах, словах и предложениях.  
Звуки С—С ', Ц в связной речи.  
Звуки Ч—Щ в слогах, словах и предложениях.  
Звуки Ч—Щ в связной речи.  
Звуки Ч—Т ' в слогах, словах и предложениях.  
Звуки Ч—Щ в связной речи.  
Сонорные звуки
Звуки Р—Р '—Л—Л ' в слогах, словах.  
Звуки Р—Р '—Л—Л ' в предложениях.  
Звуки Р—Р '—Л—Л ' в связной речи.  

Содержание коррекционной работы на втором этапе КРО

Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи. Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по:

-уточнению значений у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;

-уточнению значений используемых синтаксических конструкций;

-дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися словосочетаниями,связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;

-овладению навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления; понятие о многозначности слов.

Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка.Иначе говоря, целью работы по восполнению пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка у детей является формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о парадигматических и синтагматических связях слов, о контекстуальных значениях слов. В процессе работы над развитием морфологических обобщений у детей формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, а также активного и адекватного использования их в целях общения в различных учебных ситуациях.

Кроме того, на логопедических занятиях отрабатывается умение устанавливать связи между формой слова и его значением (единство смысла и функции).

Последовательность работы по восполнению лексических средств языка может быть такой:

-практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;

-практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления,

-понятие о родственных словах; о предлогах и способах их использования; дифференциации предлогов и приставок;

-овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления; понятие о многозначности слов.

Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. В процессе развития устной речи постоянно осуществляется работа по овладению моделями различных предложений. В процессе работы по формированию полноценных морфологических представлений должны быть созданы предпосылки к осознанному усвоению таких важнейших тем программы обучения русскому языку, как безударные гласные в корне; родовые, падежные окончания различных частей речи и т.п.На логопедических занятиях II этапа коррекционно-развивающего обучения продолжается также работа над развитием связной речи. Отрабатываются различные виды высказываний, учебные диалоги, которые постепенно становятся всё более развёрнутыми по сравнению с аналогичными на I этапе. Особое внимание уделяется формированию у детей способности к доказательствам, рассуждениям. Это, как уже отмечалось, имеет большое значение как для осуществления продуктивной деятельности в классе, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому на логопедических занятиях нужно учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и операции в различной форме.

Таким образом, по истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны уметь:

-ориентироваться в морфемном составе слова, т.е. определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяется при этом их значения;

-активно пользоваться различными способами словообразования;

-правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);

-передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

Иными словами, к концу II этапа коррекционного обучения у детей должны быть заложены основы лексической системности – усвоения смысловых связей слов, сначала значительно отличающихся друг от друга по семантике; позже – между словами семантически близкими, отличающимися одним дифференциально-семантическим признаком.

Тематическое планирование

организованной образовательной деятельности

На 2014 – 2015 учебный год

Тема занятия Дата проведения
Практическое овладение навыком подбора синонимов, антонимов и способов их употребления. Понятие о многозначности слов.
Синонимы
Использование синонимов речи  
Подбор синонимов к заданным словам  
Антонимы
Нахождение антонимов в текстах  
Подбор антонимов к словам различных частей речи  
Многозначные слова
Однозначные и многозначные слова  
Прямое и переносное значение многозначных слов  
Понятие о родственных словах (в практическом плане)
Родственные слова. Корень слова.  
Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.  
Происхождение слов.  
Правописание безударной гласной в корне слова.  
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления
Образование слов при помощи суффиксов.  
Уменьшительно - ласкательные суффиксы.  
Суффиксы профессий.  
Суффиксы прилагательных.  
Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления
Образование слов при помощи приставок  
Приставки пространственного значения  
Приставки временного значения  
Многозначные приставки  
Употребление слов с различными приставками в предложениях и текстах  
Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.  
Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок
Распознавание предлогов среди других букв и буквосочетаний.  
Выбор предлогов в словосочетаниях.  
Использование предлогов в тексте.  
Различение предлогов и приставок.  
Подбор подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты.  
Имя существительное
Имя существительное.  
Изменение имён существительных по числам.  
Род имён существительных.  
Именительный падеж имён существительных.  
Родительный падеж имён существительных.  
Дательный падеж имён существительных.  
Винительный падеж имён существительных.  
Творительный падеж имён существительных.  
Предложный падеж имён существительных.  
Обобщение знаний о падежах имён существительных.  
Имя прилагательное
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.  
Род и число имён прилагательных.  
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.  
Образование прилагательных от существительных.  
Глагол
Глагол. Распознавание глаголов среди существительных и прилагательных. Распознавание глаголов в тексте.  
Неопределённая форма глагола.  
Группировка глаголов совершенного и несовершенного вида по вопросам.  
Изменение глаголов по временам.  
Распределение глаголов по временам.  
Распределение глаголов по временам.  

Содержание коррекционной работы на третьем этапе КРО

Посколькуцелью логопедических занятий с детьми с ОВЗ является развитие полноценной речедеятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап.

Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

-программирование смысловой структуры высказывания;

-установление связности и последовательности его;

-отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Эти цели реализуются в определённой последовательности:

1. Формирование практических представлений о тексте.Развитиеумений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искажённых вариантов (пропуск начала, середины, конца; добавление слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему, и т.п.).

2. Развитие умений и навыков анализировать текст:

-определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;

- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

- составлять план связанного высказывания.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:

- определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания (план); связанность предложений и смысловую зависимость между ними;

- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;

- составлять план связанного высказывания.

Тематическое планирование

организованной образовательной деятельности

На 2014 – 2015 учебный год

Тема занятия Дата проведения
Формирование практических представлений о тексте
Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение сплошного текста на предложения.  
Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте.  
Развитие умений и навыков анализировать текст, самостоятельно строить связное высказывание
Тема текста и опорные слова в тексте. Заглавие текста.  
Тема текста и основная мысль. Заглавие текста.  
План. Виды планов. Пересказ текста по заданному плану.  
Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.  
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.  
Типы текстов: повествование.  
Обучающее сочинение-повествование.  
Редактирование сочинений. Речевые ошибки.  
Типы текстов: описание.  
Сочинение-описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам.  
Типы текстов: рассуждение.  
Сочинение-повествование с элементами рассуждения.  
Редактирование сочинений.  

Литература

1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.

2.Закон Российской Федерации « О специальном образовании», 1995,ст.15.п.2.

3.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.

4.Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. - ГНОМ и Д, 2009.

5.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010

6..Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010

7..Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.

8.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с

9. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предупреждению и коррекции

Наши рекомендации