Особенности детей с расстройствами аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации исоциальных

навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность на сохранение постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения.

У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при организации учебной деятельности ребенка с РАС.

Для ребенка с РАС важна длительность и постоянство контактов с педагогом и тьютором. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого часто наблюдается отставание в развитии речи, низкая социальнаямотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение ребенка тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.

К особым образовательным потребностям детей с нарушениями аутистического спектра (по О.С.Никольской) относятся следующие потребности:

- в периоде индивидуализированной подготовки к школьномуобучению;

- в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;

- в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего, соотнесении общего темпа класса с индивидуальным;

- в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфортребенка;

- в дозировании введения в его жизнь новизны итрудностей;

- в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа иработоспособности;

- в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельностьребенка;

- в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия сучителем;

- в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;

- в создании адаптированной образовательнойпрограммы;

- в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистическихрасстройствах;

- в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний иумений;

- в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательныхспособностей;

- в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом илогопедом;

- в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработке средств коммуникации и социально- бытовыхнавыков;

- в создании индивидуализированной системы оценки достижений ребенка с учетом егоособенностей;

- в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами исоучениками;

- в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения и с родителями обычныхдетей;

- в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения;

Понимание этих особых образовательных потребностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных условий, необходимых для успешного включения и социальной адаптации такого ребенка в среде обычных сверстников.

Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра

Организационноеобеспечение

Нормативно-правовое обеспечение 1.Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организациюсовместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. 2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебногоплана 3. Положение об организации инклюзивной практики или Положение об организации образования детей сОВЗ. 4. Положение о ПМПконсилиуме образовательной организации.
Организация психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха 1. Договор о сотрудничестве с ГОБУ МО ЦППМС-помощи (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве с областным учебно-методическим центром (ресурсный центр) на базе ГОБОУ Мурманская КШ №1 (при необходимости)
Организация медицинского обслуживания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения в части сопровождения врачом- психиатром в процессе обучения ребенка с РАС.
Организация питания Индивидуальная организация питания по заявлению родителей: • Предоставление возможности для ребенкапитаться принесенной из домапищей • Предоставление возможности для ребенка пользоваться одноразовой или личнойпосудой.
Организация взаимодействия с родителями На основе договора об организации образования ребенка с РАС в образовательном учреждении

2. Материально-техническаябазаобщеобразовательного учреждения



Адаптация среды для детей с РАС
Общешкольное пространство Учебное пространство класса
Наличие дополнительного многофункционального пространства: • комната для отдыхаребенка; • выделенное место для родителей, ожидающихребенка; • игроваякомната; • двигательнаязона. Зонирование пространства класса: • учебнаязона, • зона отдыха и / илиигровая. • стенды для съемного дидактического материала: индивидуальные парты с изменяющимся углом наклона; закрепленной подставкой для ручек, карандашей, и приспособлений для крепления индивидуальныхправил
Специальное оборудование
оборудование для комнаты отдыха: мягкая мебель, ковровое покрытие, аудиооборудование с набором дисков с записями музыки и звуков природы) • ширмы; • мягкие маты имодули; • наборы игр длятеатрализации; • правила поведения в школе, классе, таблицы с распорядком дня и сменой видов деятельности, схемы, диаграммы.

Наши рекомендации