Особенности детей с расстройствами аутистического спектра
Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации исоциальных
навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность на сохранение постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения.
У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при организации учебной деятельности ребенка с РАС.
Для ребенка с РАС важна длительность и постоянство контактов с педагогом и тьютором. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого часто наблюдается отставание в развитии речи, низкая социальнаямотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение ребенка тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.
К особым образовательным потребностям детей с нарушениями аутистического спектра (по О.С.Никольской) относятся следующие потребности:
- в периоде индивидуализированной подготовки к школьномуобучению;
- в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
- в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего, соотнесении общего темпа класса с индивидуальным;
- в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфортребенка;
- в дозировании введения в его жизнь новизны итрудностей;
- в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа иработоспособности;
- в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельностьребенка;
- в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия сучителем;
- в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;
- в создании адаптированной образовательнойпрограммы;
- в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистическихрасстройствах;
- в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний иумений;
- в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательныхспособностей;
- в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом илогопедом;
- в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработке средств коммуникации и социально- бытовыхнавыков;
- в создании индивидуализированной системы оценки достижений ребенка с учетом егоособенностей;
- в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами исоучениками;
- в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения и с родителями обычныхдетей;
- в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения;
Понимание этих особых образовательных потребностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных условий, необходимых для успешного включения и социальной адаптации такого ребенка в среде обычных сверстников.
Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра
Организационноеобеспечение
Нормативно-правовое обеспечение | 1.Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организациюсовместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. 2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебногоплана 3. Положение об организации инклюзивной практики или Положение об организации образования детей сОВЗ. 4. Положение о ПМПконсилиуме образовательной организации. | |
Организация психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха | 1. Договор о сотрудничестве с ГОБУ МО ЦППМС-помощи (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве с областным учебно-методическим центром (ресурсный центр) на базе ГОБОУ Мурманская КШ №1 (при необходимости) | |
Организация медицинского обслуживания | По договору с учреждением (организацией) здравоохранения в части сопровождения врачом- психиатром в процессе обучения ребенка с РАС. | |
Организация питания | Индивидуальная организация питания по заявлению родителей: • Предоставление возможности для ребенкапитаться принесенной из домапищей • Предоставление возможности для ребенка пользоваться одноразовой или личнойпосудой. | |
Организация взаимодействия с родителями | На основе договора об организации образования ребенка с РАС в образовательном учреждении |
2. Материально-техническаябазаобщеобразовательного учреждения
Адаптация среды для детей с РАС | |
Общешкольное пространство | Учебное пространство класса |
Наличие дополнительного многофункционального пространства: • комната для отдыхаребенка; • выделенное место для родителей, ожидающихребенка; • игроваякомната; • двигательнаязона. | Зонирование пространства класса: • учебнаязона, • зона отдыха и / илиигровая. • стенды для съемного дидактического материала: индивидуальные парты с изменяющимся углом наклона; закрепленной подставкой для ручек, карандашей, и приспособлений для крепления индивидуальныхправил |
Специальное оборудование | |
оборудование для комнаты отдыха: мягкая мебель, ковровое покрытие, аудиооборудование с набором дисков с записями музыки и звуков природы) | • ширмы; • мягкие маты имодули; • наборы игр длятеатрализации; • правила поведения в школе, классе, таблицы с распорядком дня и сменой видов деятельности, схемы, диаграммы. |