Тьютор в инклюзивной практике
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.
Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с ОВЗ стать успешными в обществе. А это значит, что
«объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ОВЗ, но и его семью, сформировать вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду.
Далеко не каждый педагог может выполнять функции сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.
В инклюзивном образовании подобных специалистов в настоящий момент также называют: педагог сопровождения, адаптор, куратор, освобожденный классный воспитатель, поддерживатель. На практике тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и т.д.).
Цели и задачи тьютора в инклюзивном образовании
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Успешность включенности ребенка в школьную жизнь должна определяться с точки зрения развития его:
· когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;
· коммуникативной сферы: умения общаться;
· эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде;
· самостоятельности.
Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих
задач:
· создание условий для успешного обучения ребенка;
· создание условий для успешной социализации ребенка;
· максимальное раскрытие потенциала его личности. Перечисленные задачи достигаются следующими средствами:
· организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;
· понимание тьютором и учителем зон ближайшего развития ученика с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.
Более конкретные задачи работы тьютора обусловлены возможностями и личными качествами подопечных. В каждом конкретном случае условия, необходимые для успешного обучения детей с особенностями развития, будут разными. Каждый ребенок уникален. Школьная среда, в которой находится ученик, также имеет свои особенности. Поэтому формулирование частных задач для тьютора ложится на плечи специалистов школьного консилиума конкретной школы.
Необходимо особо отметить работу тьютора с родителями (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации. Основными направлениями работы с родителями могут стать:
установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
оказание родителям эмоциональной поддержки;
содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития;
формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;
формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;
проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Работа с родителями предусматривает участие психолога, педагога- дефектолога, врача, социального работника и других специалистов.
Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Надо понять, что ребенок может сделать, что ему помогает, что его ограничивает. Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить те или иные критерии. Однако главным методом остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения.
Важно также постоянно помнить, что участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
Содержание и специфика деятельности тьютора обусловливается многими факторами, в том числе:
– спецификой нарушений развития ребенка;
– уровнем его активности;
– степенью готовности образовательного учреждения к инклюзивному образованию, стадии его включенности в работу по развитию инклюзивной практики;
– степенью подготовленности педагогического коллектива и возможностью дополнительного образования;
– степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей;
– уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.