Особенности изучения математики детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивной практике

(из опыта работы Ропай И.П., Толстиковой О.А.)

Адаптированная программа по математике соответствует содержанию обучения математике общеобразовательной школы и решает следующие задачи:

– дать учащимся доступные, количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

– развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;

– использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития и корректировать недостатки в познавательной деятельности.

Одним из условий успешности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является увеличение времени изучения предмета, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если этой возможности нет, то уровень сложности учебного материала необходимо снижать и подбирать для контроля такие задания, на которых ученик смог бы показать базовый уровень обученности (применение технологии ИСУД).

Особенно труден для усвоения геометрический материал, поэтому некоторые темы для детей с НОДА не оцениваются, а перед контрольными работами вводятся обобщающие уроки по теме. Кроме того, для уменьшения нагрузки на учащихся, некоторые темы, например «Координатная плоскость и графики», рекомендуется перенести в 7 класс.

Если у учащегося есть нарушения функций рук, то геометрический материал можно рассмотреть обзорно, задачи, связанные с построением, опустить. Большое внимание необходимо обращать на практическую направленность, а именно: а) измерение площадей; б) вычислительные навыки, в том числе и с помощью калькулятора. Приведем примеры изучения математики в разных классах.

Изучение математики в 5–6 классах

(авторы учебников математики — Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд)

Математика для 5–6 классов призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни, она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Основа курса математики 5–6 классов — это отработка знаний, умений и навыков вычислительного характера плюс изучение пропедевтических тем для курса геометрии и алгебры. При обучении детей с ОВЗ следует придерживаться схемы «шаг вперед и два назад», т.е. постоянное повторение предыдущих тем. Для этого на уроках учитель постоянно применяет технологию «ИСУД»,то естьразноуровневоеобучение. Например:

1 уровень —делай по «образцу». Правило: Складывай и вычитай числа по одноименным разрядам.

Образец. 5, 709 – 0,307 = ?

единицы   десятые сотые тысячные
,
,
,

5,709

0,307

5,402

Вычисли самостоятельно: а) 9,4 + 7,3; б) 3,54 – 1,4; в) 4,6 + 2,85.

2 уровень-вычисли самостоятельно: а) 9,4 + 7,3; б) 3,54 – 1,4; в) 4,6 + 2,85.

3 уровень. Реши задачу. Купили 4,8 кг картофеля, а лука на 1,5 кг [П1] меньше. Какова масса всей покупки?

В 5 класс приходят учащиеся с разными знаниями по курсу начальной школы, и часто бывает так, что их подготовка ниже опорного уровня, который необходим для изучения материла. Поэтому одной из основных, а может быть, даже основной целью при начале работы с пятиклассниками является формирование у них правильного отношения к предмету, развитие интереса к математике и желания заниматься этой наукой. Необходим некоторый вводный этап, направленный не на изучение какой-то конкретной темы из школьного курса (тем более что тема «Натуральные числа», с которой начинается курс математики 5 класса, для детей не нова и при стандартном школьном подходе не слишком увлекательна), а на решение доступных для детей на этом уровне логических задач, оригинальных и неожиданных по содержанию, и доступных всему классу по методам решения, увлекательных математических ребусов и т. п. Приведем примеры:

Фрагмент 1.

ЦЕЛЬ: восстановление навыков счета, чтения и записи чисел, табличного сложения и вычитания.

1. Продолжите счет чисел, начиная с 28 до 56, называя числа через одно.

Как называются эти числа?

2. Считайте по пять, начиная с 75 до 115.

3. Запишите двузначное, трехзначное, четырехзначное числа, используя цифры 8 и 9.

4. Как в две коробки можно разложить 9 карандашей?

Фрагмент 2.

ЦЕЛЬ: восстановление навыков счета, чтения и записи чисел, табличного умножения и деления.

1. Сколько дней в неделе? Сколько в 2-х неделях?

2. Какую цифру надо приписать слева к цифре 4, чтобы получилось двузначное число, которое делится на 6?

3. В 4 пачках находится 20 штук печенья. Сколько печенья в одной пачке?

Наличие вводного этапа облегчает формирование отношений между учителем и классом, который находится в непривычных для него условиях перехода от требований начальной школы к требованиям средней ступени. Оценки на этом этапе носят только поощрительный характер. На вводный этап рекомендуем отводить целый месяц, около 24 часов. Это позволяет в процессе решения различных задач выявить учеников, которые обладают хорошим логическим мышлением и проявляют устойчивый интерес к математике. Поэтому в соответствии с учебным планом сокращено время на изучение курса. Конечно, когда мы начнем изучать тему «Натуральные числа», повторение будет продолжаться, но уже на более высоком уровне. Тем самым обеспечится непрерывное развитие системы знаний о натуральных числах и формирование новых вычислительных умений.

На основе укрупнения дидактических единиц предлагается объединить темы «Натуральные числа и шкалы» и «Сложение и вычитание натуральных чисел». Основная цель изучения этих тем — это систематизация и развитие знаний учащихся о натуральных числах.

Изучение материала начинается с рассмотрения десятичной нумерации десятичной системы записи чисел. Важным результатом по теме здесь является понимание возможности записи в десятичной системе сколь угодно большого числа, а также овладение алгоритмами записи и чтения больших чисел. При чтении многозначного числа учащимся можно предложить разбивать числа на группы по три цифры в каждой группе и отделять их друг от друга точкой. Для правильной записи чисел под диктовку учащимся следует усвоить такой прием: сначала надо уяснить, с какого класса начинается запись числá, а затем последовательно записывать все классы, начиная со старшего. При сравнении натуральных чисел следует обратить внимание на существование наименьшего числа, бесконечности натурального ряда, наличие для каждого числа, следующего за ним, указать «соседей» числа. Чтобы легче было учащимся запомнить знаки неравенства, следует сделать карточки, например: 8 < 3 (8 больше 3); 6 > 2 (6 меньше 2).

Затем продолжается дальнейшая отработка навыков арифметических действий с натуральными числами. При отработке вычислительных навыков сложные случаи перехода из разряда в разряд рассматриваются сначала на примерах сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток, через сотню. Особое внимание уделять поддержке умений выполнять действия устно. С помощью устных вычислений развивается память, быстрота реакции. Важным моментом является решение простых арифметических задач. Задачи решаются арифметическим способом по вопросам или с пояснением, что позволяет выявить логическую схему рассуждения. При обсуждении условия задачи нужно сделать чертеж, чтобы представить условие наглядно.

Предлагается также совместное изучение темы «Умножение и деление натуральных чисел» и темы «Площади и объемы».

Первые 5–6 уроков направлены на восстановление основных знаний и умений учащихся, связанных с умножением и делением натуральных чисел. При отработке навыков умножения нужно предусмотреть упражнения на умножение многозначного числа на однозначное, двузначное. Рассмотреть случаи умножения на 10, 100, 1000. Деление — это самая трудная для учащихся вычислительная операция. Хорошую помощь здесь окажут задачи практического содержания, например: ленту длиной 56 см разрезали пополам. Какова длина каждой части? При отработке навыков деления следует обратить внимание на случаи деления на однозначное и двузначное числа. Продолжать формировать навыки устного счета, составить таблицу квадратов от 1 до 20, таблицу кубов.

Наши рекомендации