Почему именно так вы считаете?
Ø Подготовьте краткое выступление от группы по сути поставленных вопросов.
Критерии оценки задания:
0 – 1 – | четко сформулирована авторская (коллективная) позиция; |
0 – 2 – | обоснован выбор сценария развития образования, ответ аргументирован; |
0 – 2 – | приведены конкретные педагогические факты с учетом направленности образовательной программы; |
0 – 1 – | выступление логично, устная речь грамотна. |
Накапливаемые баллы: до 5 баллов может получить группа (и каждый ее участник) по результатам работы на семинаре, которые выставляет преподаватель, ведущий семинар.
Текст 1. Сценарный подход в развитии образования
Построение сценариев развития какой-либо сферы деятельности, явления, процесса в перспективе получило название сценарного подхода. Построение сценариев развития обычно практикуется при разработке стратегических планов деятельности.
Понятие сценарного подхода было разработано в менеджменте, и именно эта сфера исследований и практической деятельности стала источником знания о методах построения прогнозов. И если еще 10 лет назад сценарии крупными строились кампаниями при разработке стратегических планов развития, то сегодня разрабатываются сценарии развития отраслей, учреждений, кампаний.
Именно поэтому многие термины и методы, специфичные для менеджмента, сегодня активно применяются в сфере образования. Приведем примеры, знакомые многим: SWOT – анализ[6], метод Делфи[7], диаграмма Парето[8] и другие.
Построение сценариев развития той или иной сферы деятельности целесообразно для определения как стратегических перспектив развития сферы в целом, отдельных учреждений или организаций, так и определения личных ориентиров профессионального роста для конкретного человека, работающего в данной сфере.
В научной литературе опубликованы некоторые подходы к построению сценариев развития сферы образования:
- Состояние и развитие системы общего среднего образования в Российской Федерации: Национальный доклад. 2005 / М. Л. Агранович, О. Н. Кожевникова. – М.: Аспект Пресс, 2006. Доступ: http://stat.edu.ru/doc/Doklad_tabl_obl.pdf
- Сценарии будущего развития сферы школьного образования в странах ОЭСР/ Ж. Вестник международных организаций, Т.1, 2006, №5, с. 72-74. Доступ: https://iorj.hse.ru/2006--5/27259305.html
- Каспржак А.Г., Фрумин И.Д. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы/ Ж. Вопросы образования, 2012, №1, с. 6-58. Доступ: https://elibrary.ru/download/elibrary_17699881_52162454.pdf
В этих материалах речь идет о четырех возможных сценариях развития образования:
Реставрационный сценарий предполагает отказ от продолжения начатых преобразований и даже реставрацию ключевых норм и институтов XX века. На первый взгляд он может показаться нереальным, но он отражает позицию части российского общества, которая видит решение текущих и перспективных проблем в возвращении к советской системе образования. Реставрационный сценарий предполагает обеспечение равенства в образовании в условиях сохранения социально-экономического неравенства (в качестве некоего островка безопасности и благополучия).
Стабилизационный сценарий нацелен на выравнивание образовательных возможностей в условиях дифференцированного общества, создает условия для эволюционного изменения системы образования в соответствии с изменяющейся социальной, культурной и технологической средой. Стабилизационный сценарий также предполагает завершение институциональных преобразований, направленных на формирование прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления. Успешная реализация стабилизационного сценария снимет остроту текущих проблем, однако не обеспечит достаточно быстрое изменение качественных результатов образования, не приведет к преодолению отставания российской системы образования от систем образования ведущих стран мира. Более того, есть риск увеличения этого отставания. В перспективе это обусловит снижение качества человеческого капитала страны и ее конкурентоспособности, поскольку стабилизационный сценарий не предлагает специально организованных действий для ответа на вызовы, встающие перед системами образования развитых стран.
Модернизационный сценарий принципиальной инновацией предполагает перенос акцента с процессуального подхода (запуск новых институтов и процессов) к четкой ориентации на достижение новых результатов, нового качества российского образования. Этот принцип должен быть реализован как при осуществлении реформ и проектов (в том числе, например, комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования), так и в повседневной практике управления и преподавания. Новый этап развития школьного образования должен быть ориентирован на достижение нового качества человеческого капитала России, на создание системы образовательных сервисов для удовлетворения разнообразных запросов подрастающего поколения. Ограничения модернизационного сценария связаны с тем, что он преимущественно опирается на систему формального (школьного) образования, увеличивая нагрузку на неё, и не использует потенциал неформального (внешкольного) образования. При этом в современных условиях процессы становления человека перемещаются именно в эту сферу, в пространство «инициативного образования» и социализации. Учесть данные факторы позволяет инновационный сценарий.
Инновационный сценарий предусматривает поиск ответов на вызовы завтрашнего дня при одновременной реализации стабилизационного сценария. Для этого необходимо преодолеть ведомственные барьеры, выйти за рамки системы в сферу неформального (открытого) образования и социализации, использовать новые ресурсы и возможности. Инновационный сценарий опирается на заинтересованность семей в развитии потенциала детей и предусматривает стимулирование их активности и инвестиций в сферу неформального образования и социализации. При этом под инвестициями следует понимать не только финансы, но и нематериальные ресурсы (внимание, личное время, активность), которые родители отдают образованию и социализации детей. Ограничением инновационного сценария являются неразвитость инфраструктуры и архаичность культуры современного внешкольного образования и услуг по социализации, барьеры, препятствующие межведомственной и межсекторной интеграции. Его преимуществом является опора на растущие новые ресурсы, на интерес и энергетику не только школ, но существенно более широкого сообщества.
Текст 2. Краткое изложение основных выводов доклада членов экспертной группы «Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе».
По доступности среднего полного образования Россия входит в число мировых лидеров. В знаниях и умениях по ряду предметов наши школьники превосходят учащихся многих развитых стран, достаточно высок уровень теоретической подготовки учителей, началось активное обновление инфраструктуры общего образования. Сравнивая российскую систему образования с системами образования других стран, можно утверждать, что в основном она удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня для развитых стран.
Однако беспокойство вызывают: недостаточный охват детей дошкольным образованием; высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности; значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных; недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ.
Причины отдельных неудовлетворительных результатов мы видим в следующих обостряющихся проблемах сферы образования: неразвитость системы поддержки раннего развития детей; ограниченное предложение услуг дошкольного образования; ухудшение качества педагогического корпуса; рост межрегиональных и межшкольных различий в качестве образования; стагнация системы дополнительного образования и воспитания. Образование перестало выполнять функцию социального лифта, оно начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию. Сеть образовательных учреждений не соответствует особенностям расселения, а содержание и формы образования – изменившимся запросам общества. При этом механизм единовременного обновления содержания образования через введение новых стандартов не работает.
…в принятых Федеральных государственных стандартах начального и общего основного образования результаты образования сформулированы абстрактно и не могут быть использованы ни для обоснования стоимости условий реализации ФГОС (финансового норматива, который лежит в основе государственного или муниципального задания), ни для создания инструментария оценки качества образования (включая ЕГЭ).
Расплывчатость и неконкретность при описании результатов образования делает невозможным и введение системы оплаты труда учителя, учитывающей результативность, – об этом свидетельствуют мониторинг введения ФГОС и НСОТ, анализ нормативной и реальной практики.
Некоторые институциональные реформы не завершены. При этом в системе образования накоплена усталость от постоянных изменений и новых инициатив, усиливается имитация реформ. Ограничены автономия и возможность принятия эффективных решений на региональном, муниципальном и школьном уровнях. Соответственно отсутствуют механизмы обратной связи и самокоррекции, которые позволяли бы системе оперативно адаптироваться к новым вызовам внешней среды. Поэтому система образования становится архаичной, отстает от современных реалий.
Перспективные вызовы образованию: школа утратила монополию на образование и социализацию детей и не умеет опираться на изменившиеся механизмы взросления и семейного воспитания. Система образования не успевает обновляться, чтобы соответствовать технологическим, культурным и социальным изменениям, отвечать на новые потребности семей и детей.
Текст 3. Проблемы и перспективы развития общего образования в России. Материалы заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования, 23 декабря 2015 года[9] (извлечения из выступлений участников заседания)
В начале 2000-х годов мы обозначили укрепление человеческого потенциала, человеческого капитала в качестве одного из наших важнейших приоритетов на то время, за горизонт которого можем посмотреть: 10 лет назад стартовал национальный проект «Образование», затем в 2011–2013 годах была проведена модернизация региональных систем общего образования.
… удалось улучшить условия обучения ребят, причём не только в крупных городах, но и в сельских школах, в сельской местности. Сейчас практически все школы в России подключены к интернету.
Школы располагают современным оборудованием, спортивными залами. Профессия учителя вновь становится уважаемой и престижной, привлекательной и интересной для молодых специалистов.
Серьёзно выросла зарплата педагогов. На педагогические специальности в вузах, в педагогические вузы увеличился конкурс. Майскими указами 2012 года поставлена задача – обеспечить среднюю заработную плату педагогических работников на уровне средней по экономике.
Необходимо отметить, что за последние десять лет в общем образовании достигнут значительный прогресс.
Во-первых, произошла кардинальная модернизация сети общеобразовательных учреждений и укрепление их материально-технической базы, включая внедрение информационно-коммуникационных технологий и интернета.
Во-вторых, возник позитивный тренд в кадровом обеспечении. Впервые за последнее десятилетие в 2014 году доля молодых учителей сравнялась с долей учителей пенсионного возраста. Растёт средняя заработная плата педагогов.
В-третьих, заложены основы объективной оценки качества образования. Здесь в первую очередь речь идёт о честном ЕГЭ.
Важным механизмом обеспечения единства нашего образовательного пространства является объективная система оценки качества образования. … нам удалось не только получить объективную картину качества работы наших школ, но и начать в целом ряде регионов реализацию целевых программ поддержки тех школ, которые демонстрируют устойчиво низкие результаты обучения школьников, улучшение обучения по отдельным предметам.
… в ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. В этом случае школа перестаёт выполнять функцию социального лифта. И если школа работает в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку: и методическую, и кадровую, и финансовую.
… одной, универсальной модели улучшения качества образования в таких школах на всю страну не сделаешь. В каждом регионе должна быть своя программа подтягивания этих школ до приемлемого уровня. Каждая школа, каждый учитель должны почувствовать, что у них есть возможности добиться успеха.
В этом году мы успешно опробовали всероссийские проверочные работы, запустили национальные исследования качества образования. Важно, чтобы выводы по результатам этих исследований не были направлены на наказание тех школ, которые работают недостаточно хорошо, наоборот, служили основой для выработки инструментов поддержки этих школ, создавали мотивацию для расширения деятельности институтов повышения квалификации учителей.
На ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель – сделать российскую школу одной из лучших в мире. … такая задача способна объединить все политические силы, все уровни власти, граждан страны.
При этом нельзя забывать о базовых, непреходящих вещах – гуманитарной, воспитательной составляющей. Важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России: историю, русский язык, великую русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения в гуманитарных областях.
Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования. В этой связи предлагаю создать общенациональную систему профессионального роста учителей.
Первое – это внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям. Надо расширять участие в этой работе вузов, исследовательских институтов, использовать уникальный опыт лучших учителей и ведущих школ страны. И конечно, необходимо задействовать ресурсы недавно созданного нами Центра поддержки талантливых детей «Сириус», он должен стать также и источником передовых практик обучения.
Второе – это внедрение эффективного механизма материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, создание стимулов к развитию, к непрерывному профессиональному росту.
Третье. Понятно, что и саму систему оценки квалификации, качества результатов работы учителя и его потенциала нужно совершенствовать, делать её более объективной, менее бюрократической, и главной должна быть оценка не чиновника, а коллег, профессионального сообщества.
Современные информационные технологии позволяют создать механизм оценки учителей, в том числе на основе мнения выпускников школ, тех, кто уже вошёл во взрослую жизнь и уже с высоты каких-то прожитых лет, времени может дать действительно заслуженную, справедливую оценку своим школьным наставникам.
…мы должны серьёзно обновить, усовершенствовать систему отбора и профессионального развития директоров школ, чтобы в школу приходили яркие, увлечённые своим делом молодые управленцы.
Школа должна идти в ногу со временем, а где‑то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить.
…наша задача гораздо шире – сформировать по‑настоящему современную образовательную среду, в том числе для детей с ограниченными возможностями по здоровью. Необходимо в полной мере использовать преимущества информационных технологий и дистанционного управления, дистанционного обучения в данном случае.
Поддерживаю предложение рабочей группы Госсовета создать общедоступную электронную школу для каждого школьника страны, где будут размещены учебные материалы и пособия, лекции наших знаменитых педагогов и учёных, чтобы у школьника, у учителя была возможность пользоваться самыми современными информационными ресурсами и обучающими программами.
Уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом смогли найти себе дорогу по душе, получали достойный заработок, могли состояться в жизни. Конечно, профессиональная подготовка школьников, их профориентация не должна быть чисто формальной. Именно поэтому принципиальная задача – привлечь к этой работе не только вузы, техникумы, но и бизнес, прежде всего крупный и средний.
Сегодня созданы правовые условия для организации на базе школ профессиональной подготовки по массовым профессиям. Запущено создание ресурсных центров по освоению профессиональных компетенций в соответствии с международной системой WorldSkills, которая у нас получила название «Молодые профессионалы».
В целом нужно продолжить развитие дополнительного образования, технических кружков, творческих студий и спортивных секций. Совершенствовать систему поиска и поддержки одарённых детей. Но, конечно, поддерживать нужно всех. И конечно, неотъемлемой частью современной образовательной среды должны стать музеи, театры, библиотеки, общественные проекты в сфере патриотического воспитания, различные движения волонтёров.
Важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России: историю, русский язык, великую русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения в гуманитарных областях.
Важнейший тезис – образование и воспитание не может ограничиваться школой. Сегодня и обучение, и воспитание происходит и в школе, и в организациях культуры и спорта, и просто в городской среде. Это требует от местных и региональных властей непривычной и сложной работы по координации разных сфер, в которых развиваются наши дети.
…с темой обучения и воспитания вне школы связан вопрос о наполнении интернета образовательным содержанием.
Благодаря успешной демографической политике число школьников в России растёт год от года. В течение ближайшего десятилетия число школьников увеличится на 3,5 миллиона, и все они должны прийти в новые, современные школы. К сожалению, сегодня процент школьных зданий с износом выше 50, даже 70 процентов высок. Из-за нехватки площадей примерно четверть детей обучается во вторую смену.
Поэтому перед нами стоит задача создания новых школьных мест, в общей сложности до 2025 года их потребуется более 6,5 миллиона. И здесь речь идёт не просто о новых местах, а о принципиально новых школах, где создана современная среда для обучения и воспитания, пространство и для уроков, и для внеурочной деятельности.
Во-первых, это строительство новых школ и образовательных комплексов.
Второе … нам пока ещё не хватает хорошего интернета в школах и качественных электронных образовательных ресурсов.
Третье. Это бюрократизация школы и труда учителя. Сейчас у многих учителей, у всех учителей огромное количество времени тратится на заполнение отчётности, которая зачастую дублирует друг друга. Например, во многих регионах до сих пор не решена проблема дублируемости двух журналов – рукописного и электронного.
Четвёртое - важно продолжать привлечение молодых специалистов – выпускников вузов и педагогических колледжей в школу и важно повышать их профессионализм. Сначала по поводу их привлечения в школу. …необходима система мер материальной поддержки молодых педагогов. В связи с этим хотелось бы выразить пожелание, чтобы в СМИ показывалось не только плохое и скандальное про школу, но и хорошее.
Экспертный семинар «Лучшие образовательные практики»
Данное задание выполняется с использование стратегии «Зигзаг» как одного из приемов технологии развития критического мышления для чтения и письма (приложение 2). Студенты – участники семинара разбиваются на 5 групп (не менее 5 человек в группе).
Задание для работы на семинаре
1. Изучите текст 5 о критериях лучших образовательных практик и обсудите в группе критерии, по которым такие практики выявляются. Критериев должно быть 5.
2. Представьте публично мнение группы и в общем обсуждении всех участников семинара определите 5 критериев лучшей образовательной практики, заполните таблицу:
Таблица 4
Расшифровка критерия | практика 1 | практика 2 | |
критерий 1 | |||
критерий 2 | |||
критерий 3 | |||
критерий 4 | |||
критерий 5 |
1. Прочтите в группе тексты, содержащие описание образовательных практик. И начните заполнять в группе сравнительную таблицу с оговоренными критериями. Действительно ли эти практика являются лучшими?
2. Распределитесь в своей группе таким образом, чтобы каждый участник мог более глубоко обсуждать соответствие образовательной практики тому или иному критерию (если в группе 5 человек, то каждому достается один критерий, если чуть больше – примите решение сами).
3. Образуйте новые группы, в которых будет вестись обсуждение только одного критерия лучшей образовательной практики. Обсудите выработанное видение соответствия образовательной практики критерию.
4. Вернитесь в свою исходную группу и дополните характеристику образовательной практики по выделенным критериям. Внесите эти дополнения в таблицу. Сделайте вывод о том, можно ли считать эту практику лучшей. Обсудите, что может влиять на выбор критериев лучшей практики.
5. Подготовьте выступление от группы, раскрывающее характер изученной в группе образовательной практики.
Критерии оценки задания:
0 – 2 – | в представленном публично мнении группы аргументирован выбор 5 критериев лучшей образовательной практики; |
0 – 2 – | в выступлении представлен характер изученной в группе образовательной практики (в соответствии с 5 выделенными критериями); |
0 – 2 – | использованы различные приемы аргументации (дополняющие тексты: документы, цифровые данные, ссылка на собственный профессиональный опыт и т.п.). |
Накапливаемые баллы: до 5 баллов может получить группа (и каждый ее участник) по результатам работы на семинаре, которые выставляет преподаватель, ведущий семинар.
Текст 4. Критерии лучших образовательных практик
Фрагмент 1[10].Лу́чшая пра́ктика (англ. Best practice) – формализация уникального успешного практического опыта. Согласно идее лучшей практики, в любой деятельности существует оптимальный способ достижения цели, и этот способ, оказавшийся эффективным в одном месте, может оказаться столь же эффективным и в другом. В литературе по менеджменту английский термин часто переводится на русский как передовой опыт.
Впервые идею лучших практик сформулировал в 1914 году Фредерик Тейлор: «Среди всего многообразия методов и инструментов, используемых в каждый момент каждого процесса, всегда есть один метод и инструмент, который работает быстрее и лучше остальных».
Фрагмент 2[11].Карла О'Делл, Джек Грейсон Младший и Ними Эссэйдес предложили определение лучшей практики (best practice) в книге «Если бы только мы знали, что мы знаем» (If Only We Knew What We Know): «Лучшие практики - это те, что запомнились выдающимися результатами в другой ситуации и которые могут быть адаптированы к нашей ситуации. Подобно всем остальным знаниям, они контекстуальны. Лучшая практика - это то, что лучше всего для вас».
Фрагмент 3[12].Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать «обильный урожай», высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.
Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.
Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
Пятый показатель ППО - наличие в нём элементов новизны. Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике.
Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность. Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций: в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы; какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом.
Седьмой показатель ППО - репрезентативность. Репрезентативность - это: достаточная проверка опыта по времени; подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение; возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.
Фрагмент 4[13]. Бенчмаркинг (от английского «Benchmarking» - процедура поиска, анализа и внедрения в практику работы фирмы технологий, стандартов и методов работы лучших (первоклассных) организаций-аналогов) - критериальная (эталонная) модель сравнения текущей практики с лучшей практикой партнеров и реализацию программы изменений, после чего оценивается достижение целей по совершенствованию качества образования. Методология проблемно-ориентированного бенчмаркинга предполагает проведение анализа образовательной практики, выявление в ней проблем, требующих решения затем поиск других аналогичных практик, изучение этого опыта (в своей стране или за рубежом) и выявление наиболее значимых достижений для решения выявленных проблем анализируемой образовательной практики. В основе бенчмаркинга лежит метод сравнения.
Текст 5[14]. Образовательная практика «Умные каникулы»
В школьной педагогической практике повсеместно внедряются инновационные образовательные технологии, направленные на реализацию новых образовательных целей, ориентированных на достижение необходимого качества и эффективности образования.
Дополнительное образование в нынешней социокультурной ситуации рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, ведущий фактор развития различных способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения молодежи.
Особое место в системе дополнительного образования занимают детские оздоровительные лагеря. Пристальное внимание сегодня уделяется не только формам организации деятельности школьников на каникулах, но и обновлению содержания такой каникулярной деятельности.
Практика обновления форм организации содержательной досуговой каникулярной деятельности детей в последние годы получила широкое распространение. На базе санкт-петербургских негосударственных, общественных объединений и досуговых центров функционирует «Комплекс развивающих программ для подростков и старшеклассников «Умные каникулы», Центр инновационного образования «Хаглар», Клуб для школьников «Большая перемена», Театрально-лингвистический лагерь «Инглиш сити», Академия личностного роста «Архитектура будущего» и др. Подобные примеры, безусловно, существуют и в других регионах страны. Перечисленные выездные каникулярные программы, различные по тематическому содержанию, объединяет направленность на создание условий для удовлетворения актуальных потребностей старшеклассников в познании мира, развития важнейших жизненных качеств личности. Такие программы активно востребованы старшеклассниками и, безусловно, оказывают влияние на развитие познавательной мотивации.
Выездная каникулярная дополнительная программа – это особый вид целенаправленно организованной совместной деятельности школьников и педагогов, осуществляемой в загородных условиях. Как правило, базой для проведения подобных программ выступает стационарный детский лагерь отдыха или загородный пансионат, отвечающий требованиям, предъявляемым к безопасному и оздоровительному пребыванию детей.
Коллективом педагогов-единомышленников из Санкт-Петербурга разработана одна из форм организации активного отдыха для школьников. Программа отдыха получила в своё время название «Умные каникулы», поскольку детский отдых органично совместился с компонентами дополнительного образования. Программа включила в себя следующие параметры:
- безопасный, оздоровительный и полезный отдых организован профессионально;
- созданы условия, в которых интеллектуальный багаж ребёнка пополняется знаниями и умениями, необходимыми для успешности в современном мире;
- созданы условия для развития коммуникативных навыков и творческих качеств личности участника программы;
- выстроены эмоционально комфортные взаимоотношения между педагогами и детьми.
Первый выезд школьников на программу состоялся в 2000 году. На сегодня, спустя 7 лет, в рамках проекта «Умные каникулы» действует несколько тематических программ. Полное название проекта, теперь известное не только в Санкт-Петербурге, но и за его пределами – «Комплекс развивающих программ для школьников «Умные каникулы».
Главный принцип организации активного отдыха детей на любой из программ «Умные каникулы» – это полная занятость ребёнка в течение дня под контролем взрослых педагогов. Различные виды деятельности достаточно часто сменяют друг друга. У ребёнка не появляется чувство усталости и рутинности происходящего, более того, появляется столь ценный интерес попробовать себя ещё в чём-то новом и преуспеть.
Таблица 5
Глобальная цель поведения программ «УМНЫЕ КАНИКУЛЫ» | Частные цели участников программ «УМНЫЕ КАНИКУЛЫ» и их родителей | Действия сотрудников комплекса развивающих программ «УМНЫЕ КАНИКУЛЫ» |
Стремление к совершенству, создание творческой атмосферы и условий обеспечения качества жизни для всех; создание условий, способствующих: внедрению непрерывного образования в течение всей жизни, развития чувства собственного достоинства, ценности, независимости и взаимопомощи; поддержка талантов и уникальных способностей; установление тесных контактов с родителями и их вовлечённость в процессы развития детей; делегирование детям права выбора жизненного пути, ведущего к достойной, обеспеченной и счастливой жизни | Стремление к физическому развитию | - Объясняют участникам программ цели, смысл и задачи всех мероприятий; - Ставят во главу угла процесс непрерывного совершенствования; - Обращают основное внимание на умение думать и решать важные жизненные проблемы; - Стремятся использовать неожиданно открывающиеся возможности, таланты и т.д. - Помогают участникам программ осознать важность достижения отличных успехов; - Приучают участников программ самостоятельно ставить себе задачи и оценивать их решения; - Направляют участников программ на установление внутренних стимулов к развитию, не ограничиваясь только внешними стимулами; - Учат участников программ умению эффективно работать в команде над решением проблем с целью научить их действовать в коллективе; - Создают условия для объединения участников программ в команды для решения проблем; - Предоставляют участникам программ возможность выдвигать творческие предложения, которые могут оценить другие; - Создают условия, при которых участники программ могут получать дополнительные знания; - Создают в сформированных детских коллективах непринуждённую обстановку взаимного доверия, при которой ошибки участников программ и возникающие у них проблемы служат лишь поводом для более интенсивного развития; - Создают благоприятные условия для раскрытия талантов и способностей участников программ; - Учат участников программ ценить и уважать непохожих на себя людей; - Проводят мероприятия с родителями, на которых родители могут высказать свои пожелания, требования, идеи и предложения; - Способствуют установлению связей с родителями и общественными организациями; - Поддержание с родителями обратной связи с руководством комплексом развивающих программ и способствование этому. |
Стремление к интеллектуальному развитию | ||
Ответственность за своё образование | ||
Развитие навыков социальной адаптации | ||
Развитие навыков успешной работы в условиях взаимопомощи | ||
Выявление у себя различных способностей и интересов | ||
Развитие чувства собственного достоинства и уверенности в том, что тебя правильно понимают, оценивают и уважают | ||
Адекватная профориентация как залог будущей успешной профессиональной карьеры | ||
Развитие навыков самоконтроля | ||
Налаживание контакт Наши рекомендации
|