Общениемназывают взаимные деловые и дружеские отношения людей.
При этих взаимоотношениях своими словами, видом и поведением люди оказывают влияние на мысли и чувства друг друга.
Учёные считают общение самой первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру, ребёнок, выросший без общения с людьми до пяти-шести лет, не может уже развиваться как человек.
Нет такой деятельности, которая не требовала бы общения. Зачем людям общение? Чтобы делать что-то вместе, научиться или научить чему-то, поделиться чувствами, мыслями, опытом, добиться взаимопонимания.
Что происходит в ходе общения? Прежде всего происходит обмен информацией.
Что происходит с людьми в результате общения? Принимая и усваивая информацию, передавая свою информацию в ответ, люди меняются. Каждый из участников общения после него не такой, каким был до его начала. Вот почему целью и результатом общения можно считать и развитие самого человека.
Главным средством общения людей является их речь. Общение без помощи речи называют неречевым общением.
Чтобы научиться понимать другого человека, важно чаще ставить себя на его место, представлять, как сказываются на нём твои слова и поступки.
9. Конфликты в межличностных отношениях
Если в процессе общения нарушаются правила взаимности, нередко возникают конфликты. В переводе с латинского это слово означает «столкновение».
Межличностный конфликт — это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений, взглядов, целей и пр. остальных участников события.
Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений.
Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Ещё чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и то же слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей.
Другой барьер — эмоциональный — заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведёт к непониманию.
Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.
В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.
В конфликтной ситуации у участников есть разные варианты поведения. Специалисты выделяют четыре основных варианта: сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.
Сотрудничество (со + труд — совместный труд) чаще всего направлено на поиск такого решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно сделать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своём развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.
Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.
Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путём односторонних уступок, готова поступиться своими интересами, говорят о приспособлении. Это не значит, что надо стремиться во что бы то ни стало изменить свою позицию, в подобной ситуации важно сохранить меру и достоинство. Но и упорство не всегда бывает полезным.
Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остаётся. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с ещё большей силой.