Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными.

Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений или грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.

Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия — разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

В случае подчинения одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побеждённого не вызывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.

Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.

Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам. Оно возможно по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий и из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из конфликтующих уезжает в другой город или переходит в другую школу).

Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию. Слово это означает «объединение каких-либо элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Согласись, такой исход можно считать наилучшим. Но к сожалению, в жизни он встречается нечасто.

Чаще всего конфликты не проходят бесследно. Они оставляют неприятный осадок.

правила поведения в конфликтной ситуации:

1. «Учитесь властвовать собой» - проанализируйте конфликт, стараясь отличить главное от второстепенного.

2. Рассмотри ситуацию с разных сторон – не только со свою, но и точку зрения другого участника, постарайся понять его: «Войди в ботинки другого и пройди в них хотя бы версту».

3. Прими другого таким, какой он есть, не суди, прости его.

4. При необходимости можно прибегнуть к нейтральному посреднику.

Золотое правило нравственности – относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе.

Безнравственный — так говорят о человеке, который совершает дурные поступки, не соблюдает правила поведения в обществе: лжёт, оскорбляет людей и др.

Гуманизм — человеколюбие, уважение к человеку.

Деятельность — способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание — изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.

Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не столько в её результатах, сколько в самом процессе. Важное средство воспитания, обучения и развития детей.

Инцидент — случай, происшествие, недоразумение.

Карьера — 1) продвижение в какой-либо сфере деятельности; 2) профессия, род занятий (разг.); 3) достижение известности, славы, почёта.

Конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Логика — 1) способность правильно мыслить; 2) учение о последовательности и методах познания.

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Межличностные отношения — взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Мораль (нравственность) — представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе.

Общение — взаимные деловые или дружеские отношения людей.

Официальный — должностной. Официальными могут быть отношения, связанные с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных официальным лицом.

Понятие — мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам.

Потребность — осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические потребности) и развития личности (социальные, духовные потребности).

Правозащитник — активный защитник прав и свобод человека и гражданина. Человек, который делает это не по обязанности (должности), а по собственному желанию и убеждению.

Привычка — сложившийся способ поведения (стереотип) в определённых ситуациях.

Принцип — 1) основное, исходное положение; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, норма, правило поведения.

Ритуал — выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал; сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.

Симпатия — внутреннее расположение, устойчивое, одобрительное, эмоциональное отношение человека к другим людям. Противоположное — антипатия.

Сознание — способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни, действительности.

Стереотип — устойчивое, упрощённое, схематичное представление о чём-либо (например, об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе).

Суждение — высказывание, содержащее определённую мысль.

Умозаключение — процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений к новым суждениям.

Ущерб — 1) непредвиденные расходы, утрата имущества, недополученная выгода; 2) вред, наносимый действиями одного субъекта другим субъектам, природе, людям.

Этикет — принятая в определённых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо (например, придворный этикет, дипломатический этикет и т. д.).

Авторитет — общее признание значимости человека, основанное на его знаниях, опыте, нравственных достоинствах; лицо, пользующееся влиянием или признанием.

Благотворительность — делание добра, помощь нуждающимся, полезная для общего блага деятельность.

Выборы — процедура избрания кого-либо путём голосования.

Герб — официальная эмблема государства, города, семейного рода. Изображается на флагах, монетах, печатях, государственных документах.

Гимн — торжественная песнь.

Государство — особая форма организации общества с определёнными признаками — границами, интересами, экономикой, системой управления и органов власти.

Гражданин — человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.

Деятельность — способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание — изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.

Добро — всё хорошее, полезное, что помогает жить, защищает жизнь.

Добродетель — свойства характера или поступка, одобряемые с моральной точки зрения.

Духовный мир — внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.

Инстинкт — совокупность сложных врождённых реакций организма, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражители.

Конституция — Основной закон государства.

Кризис — состояние в природе и обществе, когда происходит резкий перелом чего-либо; часто связан с развалом, упадком в экономике, промышленности, власти (например, экологический кризис, экономический кризис, кризис власти). Кризисом называют также состояние больного в самый разгар болезни (кризис болезни).

Личность — социально и духовно развитый человек.

Мораль — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.

Национальность — принадлежность человека к той или иной нации.

Нация — 1) сложившаяся в течение длительного времени общность людей, которых объединила общая историческая судьба, язык, духовная культура, территория, экономика; 2) всё население страны, согражданство, народ.

Нравственность — совокупность правил поведения, добровольно соблюдаемых людьми; добрые поступки людей.

Образование — приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями. Образование основано на получении и усвоении знаний и навыков.

Общение — взаимные деловые или дружеские отношения людей.

Общество — 1) в широком смысле — всё человечество в прошлом, на-стоящем и будущем; всё население Земли; обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира; 2) в узком смысле — а) совокупность людей, объединённых для общения, совместной деятельности; б) определённый этап исторического развития.

Патриот — человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм — любовь к Родине, своему народу.

Познание — процесс приобретения человеком знаний.

Потребность — осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические потребности) и развития личности (социальные, духовные потребности).

Разум — способность к интеллектуальной деятельности.

Рачительность — старательность, усердие в исполнении чего-либо, разумная бережливость.

Ресурсы — средства, ценности, запасы, возможности.

Референдум — всенародный опрос, выяснение мнения народа по какому-либо важному государственному вопросу (например, о названии города, целесообразности введения новой государственной должности и др.).

Речь — форма общения людей посредством языка.

Самообразование — самостоятельно организованные занятия, направленные на удовлетворение потребности в познании.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. Они ведут общее хозяйство, владеют общим имуществом.

Способности — индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определённой деятельности.

Субъект Российской Федерации — государственное образование в составе Федерации.

Суждение — высказывание, содержащее определённую мысль.

Товар — продукт труда, который сделан на продажу.

Труд — деятельность человека, в процессе которой он создаёт предметы (продукты), необходимые для удовлетворения своих потребностей.

Услуга — 1) действие, приносящее пользу, помощь другому (предложить свои услуги); 2) бытовые полезные удобства, предоставляемые кому-либо (прачечная предлагает следующие услуги...).

Учёба — деятельность человека по овладению знаниями, умениями, навыками.

Федерация — государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, а в России — области, края, республики).

Флаг — прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нём герба или эмблемы.

Хобби — постоянное, длительное увлечение чем-то во время досуга, занятие для себя (например, собирание марок, монет, игра на музыкальном инструменте и пр.).

Чувство — 1) способность живого существа ощущать, воспринимать внешние воздействия; 2) внутреннее состояние человека, выражающее его отношение к кому-либо, чему-либо, связанное с тем, что он чувствует.

Экология — наука об отношениях между природой, обществом, человеком и окружающей природной средой. Экологический кризис связан с неразумным отношением человека к природе, её загрязнением и уничтожением.

Экономика — хозяйство страны в целом или его часть.

Эмоция — внутреннее состояние человека, связанное с его настроением в тот или иной момент.

Наши рекомендации