Потребности – то, в чем нуждается человек.
Человек
Чем человек отличается от животного?
Человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное (общественное). Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение — всё, что окружает ребёнка, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества личности.
Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми. Только личность обладает сознанием.
А что такое сознание? Ответить на этот вопрос тебе поможет анализ этого слова. Человек со знанием относится к миру, не только знает, но и умеет применять приобретённые знания, добывать новые знания. Другими словами, сознание — это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание даёт возможность человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.
Сознание свойственно только человеку, поэтому и личностью становится только человек.
Когда о человеке можно сказать, что он личность?
Оказывается, это связано с пониманием человеком самого себя, с отделением своего «я» от других людей.
Любой человек — личность, только её развитие иногда не соответствует требованиям, которые предъявляются к этому человеку.
Каждый человек — индивидуальность, т. е. обладает неповторимостью, уникальностью.
Индивидуальность– своеобразие и неповторимость личности.
Проще всего замечаются индивидуальные черты внешнего облика человека: цвет глаз и волос, походка, рост и телосложение. Всё это индивид получает по наследству. Другие черты индивидуальности, которые человек приобретает в процессе жизни, часто зависят от социальных условий: семьи, общения, друзей, влияют на деятельность человека, его поведение и развивают в нём как положительные индивидуальные качества, так и отрицательные.
Младший подросток – 5-6 кл., старший подросток – 7-8 класс, затем - юность
Человек познает мир
Человек, взаимодействуя с окружающим миром в процессе разнообразной деятельности (труд, учёба, общение, игра), активно познаёт его.
Основной канал знаний об окружающем мире для подростка —
учёба в школе,
общение со сверстниками.
Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать. Осознавая свои особенности, качества своей личности, человек стремится что-то изменить в своих отношениях с окружающими.
Стремление человека узнать и оценить свои способности, чтобы выжить и действовать в окружающем мире, всегда было его важной потребностью.
Потребность понять и узнать себя способствует развитию самосознания, т. е. сознания, направленного на себя самого. Ты стремишься осознать свои сильные и слабые стороны, понять перспективы своей деятельности, взаимоотношения с окружающими тебя людьми, не только замечаешь действия и оценки других по отношению к тебе, но и стараешься их анализировать: какие оценки принять, какие отвергнуть, с чем согласиться, а против чего протестовать.
Ты можешь оценить свои физические качества («Я сильный»), практические умения («Я могу работать рубанком»), поступки («Я уважаю мнение старших»), моральные качества («Я всегда держу данное слово»).
Самооценка может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учёбы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Человек обладает огромными способностями, главное уметь ими воспользоваться и развивать их.
Человек и его деятельность.
Всё, что сделано человеком, является результатом его деятельности. Слово «деятельность» означает «занятие человека, его труд». Это то, что присуще только людям, отличает их от животных.
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Определение цели, способность к сознательным действиям для достижения результата — отличительные черты деятельности человека.
Характерные черты деятельности человека:
· Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
· Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
· Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
· Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Основные виды человеческой деятельности:
Игра— вид деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей.
Цель игры — осуществить деятельность, а не достигнуть каких-либо практических результатов. С помощью игры человек реализует активность, получает удовольствие.
Игра происходит с помощью игрушек, которые изображают, копируют, символизируют настоящие вещи. С их помощью познается окружающий мир, развиваются мышление, память, речь, эмоции.
Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.
Труд —вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.).
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Потребности человека.
Межличностные отношения
Под межличностными отношениями понимают особенную связь человека с окружающими людьми. Межличностные отношения могут быть деловыми, личными, приятельскими, товарищескими.
Эти отношения носят обоюдный характер. Обычно эта особенность подчёркивается словом «взаимо»: взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопонимание.
Симпатия — это внутреннее расположение, привлекательность..
Часто межличностным отношениям мешают стереотипы.
Стереотип — обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. Часто ошибочными бывают суждения: «Все девчонки — плаксы», «Кто из мальчишек не любит драться?», «Каждый солдат хочет быть генералом». Помни: попав в плен стереотипа, легко ошибиться!
Антипатия — отношение, прямо противоположное симпатии. Чувство неприязни.
Человек в группе
С момента рождения человек является членом той или иной группы:
· семья
· Городские и сельские жители
· Школьный
· спортивную секцию, театральный коллектив, хоровой кружок. Различные кружки и клубы
· профессиональных групп, например рабочих, фермеров, инженеров, врачей, шахтёров и др.
· Народ — это тоже особая группа людей.
Вид семьи | Характеристика |
Двухпоколенная | В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети |
Трехпоколенная | В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки |
Четырехпоколенная | В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки |
Неполная семья | По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей |
Главное — это то, чтобы были интересы, объединяющие всех, общая цель и доброе отношение друг к другу.
В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определённые правила (групповые нормы). Они отличают данную группу от других. У членов группы может быть особая манера одеваться, делать причёски определённого вида, носить условные знаки принадлежности к группе (значки, галстуки, эмблемы и пр.).Члены группы могут особым образом приветствовать друг друга при встрече. Группа может предъявлять ко всем, кто в неё входит, определённые требования. Требования группы выражаются в её законах, правилах, ритуалах.
Общение
Человек
Чем человек отличается от животного?
Человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное (общественное). Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение — всё, что окружает ребёнка, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества личности.
Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми. Только личность обладает сознанием.
А что такое сознание? Ответить на этот вопрос тебе поможет анализ этого слова. Человек со знанием относится к миру, не только знает, но и умеет применять приобретённые знания, добывать новые знания. Другими словами, сознание — это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание даёт возможность человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.
Сознание свойственно только человеку, поэтому и личностью становится только человек.
Когда о человеке можно сказать, что он личность?
Оказывается, это связано с пониманием человеком самого себя, с отделением своего «я» от других людей.
Любой человек — личность, только её развитие иногда не соответствует требованиям, которые предъявляются к этому человеку.
Каждый человек — индивидуальность, т. е. обладает неповторимостью, уникальностью.
Индивидуальность– своеобразие и неповторимость личности.
Проще всего замечаются индивидуальные черты внешнего облика человека: цвет глаз и волос, походка, рост и телосложение. Всё это индивид получает по наследству. Другие черты индивидуальности, которые человек приобретает в процессе жизни, часто зависят от социальных условий: семьи, общения, друзей, влияют на деятельность человека, его поведение и развивают в нём как положительные индивидуальные качества, так и отрицательные.
Младший подросток – 5-6 кл., старший подросток – 7-8 класс, затем - юность
Человек познает мир
Человек, взаимодействуя с окружающим миром в процессе разнообразной деятельности (труд, учёба, общение, игра), активно познаёт его.
Основной канал знаний об окружающем мире для подростка —
учёба в школе,
общение со сверстниками.
Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать. Осознавая свои особенности, качества своей личности, человек стремится что-то изменить в своих отношениях с окружающими.
Стремление человека узнать и оценить свои способности, чтобы выжить и действовать в окружающем мире, всегда было его важной потребностью.
Потребность понять и узнать себя способствует развитию самосознания, т. е. сознания, направленного на себя самого. Ты стремишься осознать свои сильные и слабые стороны, понять перспективы своей деятельности, взаимоотношения с окружающими тебя людьми, не только замечаешь действия и оценки других по отношению к тебе, но и стараешься их анализировать: какие оценки принять, какие отвергнуть, с чем согласиться, а против чего протестовать.
Ты можешь оценить свои физические качества («Я сильный»), практические умения («Я могу работать рубанком»), поступки («Я уважаю мнение старших»), моральные качества («Я всегда держу данное слово»).
Самооценка может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учёбы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Человек обладает огромными способностями, главное уметь ими воспользоваться и развивать их.
Человек и его деятельность.
Всё, что сделано человеком, является результатом его деятельности. Слово «деятельность» означает «занятие человека, его труд». Это то, что присуще только людям, отличает их от животных.
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Определение цели, способность к сознательным действиям для достижения результата — отличительные черты деятельности человека.
Характерные черты деятельности человека:
· Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
· Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
· Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
· Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Основные виды человеческой деятельности:
Игра— вид деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей.
Цель игры — осуществить деятельность, а не достигнуть каких-либо практических результатов. С помощью игры человек реализует активность, получает удовольствие.
Игра происходит с помощью игрушек, которые изображают, копируют, символизируют настоящие вещи. С их помощью познается окружающий мир, развиваются мышление, память, речь, эмоции.
Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.
Труд —вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.).
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Потребности человека.
Потребности – то, в чем нуждается человек.
Потребности выступают в качестве мотивов деятельности, заставляя человека планировать свои действия и предпринимать определённые усилия.
Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Это биологические потребности. Такие потребности ещё относят к физиологическим или материальным.
Но для того чтобы стать личностью, занять своё место в обществе, этого явно недостаточно. Поэтому говорят о социальных потребностях: потребности в общении, в труде.
Человек испытывает духовные потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.
В процессе удовлетворения духовных потребностей, т.е. в процессе познания, формируется