Воспитанников с отклонениями в развитии
1.Пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:
специальная (коррскционная) начальная школа — детский сад;
специальная (коррскционная) общеобразовательная школа;
специальная (коррскционная) общеобразовательная школа-интернат.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих,слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.
Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.
Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения».
2. В абзаце четвертом пункта 13 слова: «Министерством общего и про
фессионального образования Российской Федерации» заменить слова
ми: «Министерством образования Российской Федерации».
3. Пункт 16 дополнить текстом следующего содержания:
«В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:
для глухих — 6 человек;
для слабослышащих и поздноо глохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, — 10 человек;
для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха,— 6 человек;
для слепых — 8 человек;
для слабовидящих и поздноослепших — 12 человек;
для имеющих тяжелые нарушения речи — 12 человек;
для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата—10 человек;
для имеющих задержку психического развития — 12 человек;
для умственно отсталых — 12 человек;
для глубоко умственно отсталых— 10 человек;
для имеющих сложные дефекты — 5 человек».
4. Пункт 24 после слова: «педагогические» дополнить словом: «инже
нерно-педагогические».
5. В пункте 26 слова: »Во вспомогательный класс (группу)» заменить
словами: »В специальный класс (группу)».
6. Пункт 27 изложить в следующей редакции:
«27. Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса».
7. Пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания: «Воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием».
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» доведено до органов управления образованием субъектов Российской Федерации письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10.04.97 № 19».
Заместитель министра
Приказ Министерства образования Российской Федерации
от 24.08.98 №2210
Об утверждении Типового положения
об образовательном учреждении для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи
Е. Е. Чспурных |
Объявляю постановление Правительства Российской Федерации:
«ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 1998 г. № 867 г. Москва
Об утверждении Типового положения
об образовательном учреждении для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи
Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
С. Кириенко |
Председатель Правительства Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 июля 1998 г. № 867
Типовое положение
об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в п с ихол о го-педагогии ее кой и медико-социальной помощи
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Типовое положение регулирует образовательную, реабилитацион
ную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность обра
зовательных учреждений для детей, имеющих проблемы в развитии, обу
чении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагоги-
ческой имедико-социальной помощи.
Настоящее Положение является типовым для государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в нсихолого-педагогической и медико-социальной помощи, центров: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; лечебной педагогики и дифференцированного обученияи других.
Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее именуется — учреждение) создается для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования.
Для негосударственных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.
2. Основными задачами учреждения являются:
оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;
оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.
3. Основными направлениями деятельности учреждения являются:
организация образовательной деятельности по общеобразовательным
программам(основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
психокоррекционная ипсихопрофилактическая работа С детьми;
проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
оказание помощи подросткам в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;
анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.
4. Учреждение несет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке ответственность перед органами государственной
власти, органами местного самоуправления за соответствие применяе
мых форм, методов и средств организации образовательного процесса,
коррекционн о-реабилитационной и оздоровительной работы возрастным
психофизиологическим особенностям, способностям, интересам, тре
бованиям охраны жизни и здоровья детей.
5. В своей деятельности учреждение руководствуется международны
ми актами в области зашиты прав и законных интересов ребенка, феде
ральными законами, указами и распоряжениями Президента Россий
ской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управле
ния образованием, настоящим Типовым положением, своим уставом.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
6. Учреждение создается учредителем (учредителями) и регистриру
ется в порядке, установленном законодательством Российской Фе
дерации.
7. Учредителями государственного учреждения могут быть федераль
ные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации; учредителямимуниципального учреж
дения являются органы местного самоуправления.
Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-
хозяйственной деятельности, направленной на организацию образова
тельного процесса, возникают у учреждения с момента его государствен
ной регистрации.
Учреждение является юридическим лицом и имеет устав, закрепленное за ним имущество, расчетный и другие счета в банконских учреждениях; печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Учреждение имеет самостоятельный баланс, осуществляет бухгалтерский учет и предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.
9. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает
> учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
10. Учреждение в соответствии со своими уставными целями и зада
чами может реализовывать дополнительные образовательные програм
мы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной
основе).
11. Учреждение создается из расчета 1 учреждение на 5 тыс. детей,
проживающих в городе (районе). При необходимости учреждение может
быть создано для меньшего количества детей, проживающих в городе (районе).
Наполняемость классови воспитательных групп в учреждении должна быть не более 9 — ! 2 человек.
Для детей дошкольного возраста в учреждении могут организовываться разновозрастные воспитательные группы.
12. Дети, проживающие в учреждении, обеспечиваются питанием по
нормам, предусмотренным для воспитанников образовательных учреж
дений интернатного типа.
III.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
13. Содержание образования определяется образовательными програм
мами, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением самостон тел ьно.
14. Организация образовательного процесса в учреждении регламен
тируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и
расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждени
ем самостоятельно.
15. Образовательный процесс в учреждении осуществляется с исполь
зованием индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих
образовательных программ.
16. Для детей дошкольного возраста организация образовательного
процесса осуществляется в соответствии с Типовым положением о до
школьном образовательном учреждении.
17. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся в учрежде
нии может проводиться общеобразовательным учреждением, имеющим
государственную аккредитацию, на основе договора, заключенного между
учреждением и общеобразовательным учреждением.
18. Общеобразовательное учреждение с согласия детей и их родителей
(законных представителей) по договорам и совместно с предприятия
ми, учреждениями, организациями может проводить профессиональную
подготовку детей в качестве дополнительных (в том числе платных) об
разовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разреше
ния) на указанный вид деятельности.
19. Профессиональное обучение в учреждении осуществляется исходя
из региональных и местных условий, ориентированных на потребность в
рабочих кадрах, с учетом интересов и индивидуальных особенностей
психофизического развития обучающихся.
20. В учреждении могут создаваться различные клубы, секции, круж
ки, студии и другие объединения по интересам.
IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
21. Участниками образовательного процесса являются дети, их роди
тели (законные представители), педагогические, медицинские, инже-
нерио-педагогические работники, юристы учреждения.
22. В учреждение принимаются дети, обратившиеся за помощью са
мостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей),
направленные другим образовательным учреждением с согласия роди
телей (законных представителей):
с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать образовательные учреждения;
с нарушением эмоционально-волевой сферы; •
подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;
вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние матери;
из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и другие.
23. Зачисление детей в учреждение производится на основании за
ключения психолого-педагогической и медико-педагогической комис
сий в порядке, определяемом уставом учреждения.
24. Перевод детей из учреждения в другие образовательные учрежде
ния осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации об образовании.
25. Дети могут продолжить обучение в том общеобразовательном уч
реждении, где они обучались ранее. Они принимаются в соответствую
щий класс на основе документов об их промежуточной аттестации, вы
данных учреждением.
26. Родители (законные представители) имеют право защищать за
конные права и интересы детей, принимать участие в деятельности уч
реждения в соответствии с его уставом, знакомиться с материалами на
блюдений, характером реабилитационных методов обучения, воспита
ния и оздоровления детей.
27. В зависимости от содержания и основных направлений деятельно
сти в штате учреждения могут предусматриваться должности методиста,
педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-
дефектолога, врачей-специалистов, медицинской сестры, специалиста
по ЛФК, социолога, лаборанта и других.
28. На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие
профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям ква
лификационной характеристики по должности и полученной специаль
ности и подтвержденную документами об образовании.
29. Отношения между работниками и администрацией учреждения
регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не
могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
30. Социальные педагоги учреждения осуществляют комплекс меро
приятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и ока
зывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также
с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и под
ростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
31. Юристы учреждения осуществляют правовое обеспечение деятель
ности учреждения в области защиты интересов и социальных прав детей,
проводят работу по правовому воспитанию детей и консультируют их ро
дителей (законных представителей) по вопросам охраны прав детей.
32. Медицинское обеспечение в учреждении осуществляет штатный
или специально закрепленный органом здравоохранения медицинский
персонал, который совместно с администрацией учреждения проводит
мероприятия лечебно-профилактического характера, углубленную диаг
ностику состояния физического и психического здоровья детей, оздоро
вительные мероприятия, консультативную помощь детям, их родителям,
педагогам по вопросам гигиены, профилактики наркомании, токсико
мании, алкоголизма и других заболеваний.
33. Работники учреждения имеют право:
участвовать в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения;
повышать квалификацию в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях повышения квалификации;
проходить медицинское обследование за счет средств учредителя (учредителей) учреждения.
34. Педагогические, инженерно-педагогические и медицинские ра
ботники учреждения пользуются правами и льготами в порядке, уста
новленном законодательством Российской Федерации, а также допол
нительными льготами, предоставляемыми в регионе педагогическим,
инженерно-педагогическим и медицинским работникам образователь
ных учреждений.
35. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должност
ные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате
труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квали
фикационными требованиями на основании решения аттестационной
комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и дру
гих выплат стимулирующего характера в пределах средств учреждения,
направляемых на оплату труда.
V. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ
36. Управление учреждением осуществляется в соответствии с зако
нодательством Российской Федерации и уставом учреждения и строится
на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправле
ния являются совет учреждения, попечительский совет, общее собра
ние, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов
самоуправления учреждения и их компетенция определяются уставом
учреждения.
37. Непосредственное руководство учреждением осуществляет дирек
тор, прошедший соответствующую аттестацию.
Найм (прием) на работу директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Директор муниципальногоучреждения назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.
38. Директор учреждения несет ответственность за свою деятельность
в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом
учреждения, функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями итрудовым договором (контрак
том).
VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ
39. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет
имущество за учреждением.
Земельные участки закрепляются за учреждением в бессрочное бесплатное пользование.
Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении.
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за учреждением, допускается только в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
40. Деятельность учреждения финансируется его учредителем (учре
дителями) в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, закрепленное за учреждением;
кредиты банков и других кредиторов;
средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
41. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находя
щихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему соб
ственности. При недостаточности этих средств по обязательствам учреж
дения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законода
тельством Российской Федерации порядке.
42. Финансирование учреждения осуществляется в соответствии с го
сударственными и местными нормативами финансирования, которые
определяются с учетом затрат, не зависящих от количества детей.
Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждения за счет средств его учредителя (учредителей).
43. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятель
ность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, регулирующим предприни
мательскую деятельность и предусмотренную его уставом.
44. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество и
внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
45. При ликвидации учреждения денежные средства и иное имуще
ство, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей
на покрытие обязательств, используются в соответствии с законодатель
ством Российской Федерации и уставом учреждения*.
Приказываю:
1.Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
1.1. Довести постановление Правительства Российской Федерации от
31 июля 1998 г. № 967 до сведения подведомственных образовательных
учреждений.
1.2. Обеспечить приведение уставов образовательных учреждений для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи, в соответствие с указанным Типовым положением.
2. Управлению реабилитационной работы и специального образова
ния (Д.С.Шилову) представить предложения по дополнению Перечня
типов и видов государственных и муниципальных образовательных уч
реждений в соответствии с Типовым положением об образовательном
учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и ме
дико-социальной помощи.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Е. Е. Чепуриых |
Заместитель министра
Приказ Министерства образования Российской Федерации
от 22.10.99 № 636
Об утверждении Положения о службе практической
психологии в системе Министерства образования
Российской Федерации
В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса
Приказываю:
1.Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психо
логии в системе Министерства образования Российской Федерации.
2. Органам управления образованием субъектов Российской Феде
рации довести настоящее Положение до сведения руководителей подве
домственных образовательных учреждений.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заме
стителя министра Е.Е. Чепурных.
Министр В. М. Филиппов
Приложение к приказу
Минобразования России
от 22.10.99 №636
Положение
о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу
деятельности службы практической психологии в системе Министерства обра
зования Российской Федерации (далее — Служба).
2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой
входят педагоги-психологи образовательных учреждений всехтипоа, образова-
тельные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педзгогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделения вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения сферы образования, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
3. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жиз
ни обучающихся, воспитанников, формированию их индивидуальности на всех
этапах непрерывного образования; развитию у обучающихся, воспитанников
творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а
также определению психологических причин нарушения личностного и социаль
ного развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.
4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами
в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образова
нии», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Рос
сийской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Рос
сийской Федерации, решениями соответствующих органов управления образо
ванием, настоящим Положением.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ
5. Целями Службы являются:
содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и всех других участников образовательного процесса;
содействие в приобретении обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
оказание помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся и воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
6. Задачи Службы:
психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
участие совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и педагогическими коллективами образовательных учреждений а подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
7. Первичная помощьучастникам образовательного процесса в образова
тельных учреждениях всех типов оказывается п еда го го м-психологом (педагога
ми-психологами) или группой специалистов с его участием, состав которых оп
ределяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.
8. Специализированная помощьучастникам образовательного процесса,
а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов
образовательных учреждений всех типов оказывается в образовательных уч
реждениях, предназначенных для углубленной специализированной помощи де
тям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании, — образователь
ное учреждение для детей, нуждающихся в психопого-педагогической и медико-
социальной помощи (ППМС-центр) и психолого-медико-педагогическая комис
сия (ПМПК).
9. Научно-методическое обеспечениедеятельности Службы осуществля
ется научными учреждениями Министерства образования Российской Федера
ции и Российской академии образования, подразделениями высших учебных
заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления
образованием.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:
Психологическое просвещение—формирование у обучающихся, воспи
танников и их родителей (законных представителей), у педагогических работни
ков и руководителей образовательных учреждений потребности в психологичес
ких знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; со
здание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обу
чающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевремен
ном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и разви
тии интеллекта.
Психологическая профилактика— предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Психологическая диагностика— углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее
потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, таки с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
Психологическая коррекция— активное воздействие педагогов-психологов и педагогических работников на процесс формирования личности вдетском возрасте и сохранение ее индивидуальности. Приоритетной в данном направлении является совместная деятельность указанных специалистов с представителями смежных профессий (дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и др.) по разработке и осуществлению коррекционных программ.
Консультативная деятельность— оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психологического консультирования.
V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
11. Деятельность Службы осуществляется органами управления образова
нием и руководителями образовательных учреждений в соответствии со своей
компетенцией.
12. Координация деятельности Службы и ответственность за ее организа
цию возлагается на соответствующее структурное подразделение Минобразо
вания России.
13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями
Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попе
чительства, органами внутренних дел и прокуратуры, представителями обще
ственности, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспита
нии иразвитии обучающихся, воспитанников.
Решение Коллегии Минобразования России
от 09.02.99 №3/1
О психолого-педагогической исоциальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования
Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления специального образования Д.С.Шилова,Коллегия отмечает, что за последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные изменения. Существенно обновлена нормативно-правовая база. Подготовлен и находится на рассмотрении в Федеральной Собрании — парламенте Российской Федерации проект федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Разработаны первый вариант Государственного стандарта, Концепция реформирования системы специального образования, Концепция службы специальной психологии, предложения по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специальных кадров.
Продолжалось совершенствование дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, возникли и получили распространение их инновационные модели, экспериментальные площадки, появились разнообразные интеграционные формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных учреждениях, в том числе профессионального образования. Увеличилась подготовка психолого-педагогических кадров.
Развивалась сеть психолого-меди ко-педагогических комиссий (консультаций), диагностических и реабилитационных центров, логопедических пунктов образовательных учреждений. Получили распространение в субъектах Федерации сложившаяся в результате усилий педагогов, ученых и управленцев Санкт-Петербурга, других регионов система комплексного, динамического психолого-педагогического и меди ко-социального сопровождения индивидуального развития ребенка, а также разработанные учеными Института коррекционной педагогики РАО, Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленбсрга, ряда педагогических вузов методики раннего выявления отклонений в развитии и изучения ребенка.
Органы управления образованием, коллективы образовательных учреждений Санкт-Петербурга, г. Москвы, Республики Мордовия, Красноярского и Приморского краев, Московской, Мурманской, Нижегородской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Ярославской и других областей проявляют большую заботу о реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специфика психолого-педагогической помощи, прежде всего, заключается в ее